UA / RU
Поддержать ZN.ua

Запорожский уикэнд

— Теперь-то уж точно Президент приедет, — флегматично заметил какой-то прохожий, кивнув в сторону дорожников...

Автор: Владимир Писковый

— Теперь-то уж точно Президент приедет, — флегматично заметил какой-то прохожий, кивнув в сторону дорожников. Несмотря на ливень, они спешно укатывали асфальт на улице, по которой должен проследовать кортеж высокого гостя.

Работа спорилась вопреки издевкам водителей и назойливости невесть откуда взявшихся телевизионщиков.

— Асфальт в дождь класть — это правильно?

— Неправильно, — отзывались явно не расположенные к беседе рабочие.

— А почему же вы кладете? — иезуитски-наивно выспрашивали журналисты.

— Да потому что дождь идет, — хмуро процедил один из дорожников, с трудом сдерживая желание разразиться отборной тирадой.

Зато в минувшую субботу денек погожий выдался и от позавчерашнего дождя на острове Хортице (основном объекте президентского визита) не осталось и следа. Словом, и погода поспособствовала, и мероприятие началось практически вовремя: прибытие президентского кортежа задержалось всего лишь на час — сущий пустяк, по большому счету. Зато пребывание делегации продлилось вместо запланированных четырех часов почти на два часа дольше. Сказалась, наверное, притягательность энергетики легендарного острова. Пришлось даже пожертвовать протоколом, по которому на половину четвертого в обладминистрации была назначена встреча с представителями регионального актива. Хорошо еще, что предполагавшееся изначально посещение «Запорожтрансформатора» загодя отменили. Оно и правильно. Ведь день-то как-никак выходной, а в свите — президентские дети, премьер, поющий министр, главный коммунальщик, столичный градоначальник, другие официальные и просто лица. Им, безусловно, Хортица гораздо интереснее, чем какой-то завод. А протокол, если разобраться, не более чем условность. И нет никакой трагедии в том, что нескольким сотням представителей так называемой региональной элиты пришлось пару часов подождать в зале обладминистрации. Ведь, по словам Президента, «в историческом плане самое ценное, что есть в Запорожье, — это Хортица».

А чтобы на этот счет ни у кого из присутствующих не осталось сомнений, высокий гость добавил: «Я не буду партнером у вас по мосту, я вам честно скажу, не буду. Пусть меня простит громада, которая на правом берегу или на левом. Я этого не понимаю. Я не буду партнером тех, кто строил ЛЭПы там. И этого никогда не пойму. Я даже не желаю дискуссию об этом вести. Это не моя философия, не мои действия и не мое представление».

Оно и верно, какие могут быть дискуссии, если времена другие настали. Это в пору своего премьерства нынешний гарант Конституции мог визировать проектную документацию по строительству мостового перехода через Хортицу, но ведь и философия, как наука, тем и ценна, что ей присущи различные течения. Может, на эту тему стоило бы включиться в диалог присутствующим в зале, откликнувшись на президентское предложение. Разумеется, не вдаваясь в словоблудие, как и советовал высокий гость, — коротко, по сути «и быстренько разъехаться по домам». Однако в действительности получилось немного по-другому.

Заявление председателя обладминистрации о том, что региону есть чем гордиться по части роста темпов промышленного производства, увеличения внешнеторгового оборота и создания новых рабочих мест, похоже, не произвело на высокого гостя особого впечатления. По его мнению, «область не везде представлена честными людьми во власти». И в этом одна из причин того, что в отличие от 55-процентной доли теневой экономики в целом по стране аналогичный запорожский показатель достигает 70 процентов.

— Если бы в этом зале сидели только люди, которые уважают закон, не были жуликами, работали с государством, то уровень поступлений в бюджет в два раза был бы большим, — подытожил свои оценки Президент.

На этот вывод у зала возражений не последовало. То ли в знак согласия или же сказалось отсутствие энергетического хортицкого заряда, что вызвало президентское недоумение: «Где сидит новая власть, которая не аплодирует». Пришлось даже прибегнуть к призыву: «Хлопцы, да поаплодируйте, не бойтесь, поаплодируйте. Чего вы боитесь? Аплодируйте. Вам уже ничего не будет».

Похоже, для многих из присутствующих в зале «хлопцев», равно как и для «девчат», подобное предложение оказалось явно неожиданным, о чем не преминул заметить высокий гость.

— Вот тут такая удивительная публика сидит — что ни скажи, нет никакой реакции, как сходняк идет и все. Хлопцы, я надеюсь только на одно, что вы не есть новая власть.

И нет ничего удивительного в том, что подобная нерасположенность к диалогу не вызвала положительных эмоций у главы государства. Что поделаешь, пришлось прибегнуть к взбучке.

— Тут сидят силовики так называемые, которые за три месяца работы никакой силы не проявили. Наклали в штаны? Так скажите, — предложил Президент, переходя на личности.

— Обращаюсь к областному прокурору. Вы уже работаете три месяца, вы связались уже на «налыгаче», наверное, с половиной тех людей, которых надо вам преследовать, вы уже запарились с ними в банях.

Не остался без внимания и городской голова Запорожья.

— Вы из себя делаете пахана, — заметил Президент, не упустив из виду проблему отвода городскими властями земельного участка под центр оптовой торговли Metro.

— Metro там строиться не будет, чтобы вы успокоились. Я прошу, Евгений Григорьевич, будьте моим партнером. Если вы не будете моим партнером, я все сделаю, чтобы там не было этого строения.

Однако, судя по всему, далеко не все в зале были склонны в унисон Президенту вести разговор о высоких и вечных духовных ценностях, то и дело норовя свести общение к несоизмеримо малым проблемам повседневности. Тут уж никакого терпения не хватит. Даже президентского. Вот и пришлось несколько раз напомнить о регламенте и даже обратиться с просьбой говорить кратко. Увы, не подействовало. А когда очередной выступающий завел речь о проблемах горемычного Степногорска, жители которого, брошенные государством на произвол судьбы, уже несколько лет лишены тепла, водоснабжения и работы, это и вовсе вызвало искреннее недоумение.

— Друзья, я удивлен. Там котельная не работает, там тепла нет, там воду не подвели, там забор недостроенный, там площадки во дворе нет… Давайте мне лопату, я по вашим подъездам пойду работать. Помою окна. Давайте тряпку, я приеду из Киева… Видели глаза, что выбирали, — ешьте…

Зал взорвался бурными аплодисментами. Странно, однако. Президент-то имел в виду нерадивость местных властей…