UA / RU
Поддержать ZN.ua

Замученные фальстартом, или кто вращает счетчик для Гурвица?

Одесса живет томительным ожиданием выборов мэра. Для тех, кто активно включился в избирательную гонку, решение об отмене выборов 30 мая стало шоком...

Автор: Нина Перстнёва

Одесса живет томительным ожиданием выборов мэра. Для тех, кто активно включился в избирательную гонку, решение об отмене выборов 30 мая стало шоком. Народный депутат-регионал Алексей Костусев, опираясь на опыт проведения досрочных выборов мэра Киева, подготовил соответствующий проект постановления Верховной Рады. Он уверяет, что для его принятия голоса имеются. Есть лишь одно «но». Чтобы не допустить холостого выстрела, как с киевскими выборами, необходимо выставить единого кандидата от оппозиции. Якобы такое условие поставил Киев.

Костусев недвусмысленно намекает, что поддержка парламентариев возможна при наличии реальных шансов смены власти в Одессе. А это случится, если все оппозиционные силы выступят единым фронтом. Объединить же их может именно он, Костусев.

Так что «стоп-кран», который сорвала Верховная Рада, остановившая местные выборы, стал для Одессы лишь очередной перезагрузкой. Маховик, хоть и с большим скрежетом, но продолжает вращаться. Вопрос в том, какой счетчик для Гурвица будет установлен на этот раз: на какой срок и какого качества.

Киев не должен диктовать свою волю Одессе

Всерьез тему досрочных выборов мэра города никто не обсуждает. Одесса — не Киев, а Гурвиц — не Черновецкий. Да и новая дата выборов не определена, поэтому о каком досрочном волеизъявлении может идти речь?

В том, что Киев будет держать под контролем выборы мэра города-миллионника, никто не сомневается. Проблема в том, каким будет влияние или участие. Для Одессы эти вопросы далеко не риторические. Киев не раз решал судьбу одесских выборов. И менял выбор Одессы. При президенте Кучме в 1998 году в кресло мэра с помощью правосудия сел Руслан Боделан. При президенте Ющенко таким же образом в 2005-ом вернулся в кабинет на Думскую Эдуард Гурвиц. Может ли случиться что-то подобное при Януковиче? Какой она будет, политическая воля нового президента страны? Во что выльется желание видеть «своего» во главе Южной Пальмиры?

Для Партии регионов Одесса — кузница симпатиков. Лидер городской парторганизации Дмитрий Волошенков буквально накануне принятия постановления об отмене майских выборов заявил: «Одесса — базовый город, и решение о кандидатуре на пост мэра от ПР будет приниматься на уровне лидера партии Виктора Януковича».

Местные интернет-сайти цитируют Анну Герман, прокомментировавшую заявление БЮТовца Андрея Кожемякина о возможном принятии парламентом решения о досрочных выборах мэра Одессы. «Блок Тимошенко должен понимать: Киеву пора прекратить диктовать регионам свою волю. Право одесситов решать: переизбирать своего мэра раньше срока или нет. Если горожане захотят, то могут провести референдум, выйти с инициативой, и тогда Верховная Рада их поддержит», — пояснила народный депутат.

Но в Одессе о референдуме речь не идет. Это дело гиблое — мэрия не допустит. Ранее предпринимавшиеся попытки это подтвердили. Поэтому взоры обращены в сторону парламента и Партии регионов, чей представитель начал расшатывать наспех склеенную предвыборную шлюпку, в которой он пока один: и за капитана, и за команду. Брошенный Костусевым клич прозвучал в никуда. Никто из оппозиционеров не поспешил откликнуться на его призыв.

Единый кандидат им только снится

Тему единого кандидата давно муссирует одесская оппозиция. Но Костусев взял инициативу в свои руки. Точнее сказать, перехватил. И сравнялся с другим (самым нетерпеливым) претендентом на мэрство от Партии регионов, депутатом горсовета Алексеем Гончаренко (сыном Костусева). Он тоже хотел обскакать всех выстраивающихся в очередь за городской булавой.

Сразу после завершения президентской гонки он установил в городе свои агитационные палатки по образу и подобию агиток В.Януковича и стартовал со сбором подписей по выдвижению своей кандидатуры на пост городского головы. Лидер одесской парторганизации Партии регионов Д.Волошенков был вынужден публично заявить, что Гончаренко не умеет работать в команде. «Алексей Алексеевич уже начал свою избирательную кампанию. И если он станет продолжать самостоятельную линию, то не исключено, что в ближайшее время будет рассмотрен вопрос о его пребывании в партии», — отметил он.

Местных регионалов давно раздражает и активная оппозиционная деятельность Гончаренко в горсовете, публичные выпады в адрес Гурвица. За его депутатские проекты решений о досрочном прекращении полномочий городского головы они просто-напросто не голосуют. Как, впрочем, и другие депутаты, за исключением нескольких человек.

Что думают партийцы об активности Алексея Костусева, можно только гадать. Нет комментариев. Хотя инициатор досрочных выборов претендует на роль единого кандидата не только от оппозиции, но и от Партии регионов. Однако не факт, что Костусев, собираясь двинуть стройные ряды оппозиции на мэрию, станет единым кандидатом от ПР. Благословение Януковича на одесское царство — по-прежнему в ряду главных интриг мэрских выборов.

Коллизия еще и в том, что у местных регионалов нет оснований делать мэру харакири. Во всяком случае, поднимать бучу раньше срока. Они с городским головой все четыре года сидят в одной лодке. ПР имеет в горсовете самую многочисленную фракцию, которая входит в промэрское большинство. А потому вместе с мэрией несет такую же ответственность за содеянное в городе. Топить Гурвица — значить топить самих себя. Да и команды сверху не поступало. Но если даже будет сигнал к барьеру, у них вряд ли это хорошо получится. Если даже предположить, что дело с досрочными выборами выгорит, то местные регионалы все равно будут выглядеть чужыми на «своем» празднике жизни. А потому, несмотря на риторику Костусева «мы нечисть били и будем бить», мэрия хранит спокойствие.

В тесноте, да не в обиде

Эдуард Иосифович в нынешнее свое правление не был для регионалов «своим», но и «чужим» тоже. Борьба за одесскую землю и собственность не делала их непримиримыми врагами и не разводила по обе стороны баррикад. А закулисное противостояние не выливалось в войну компроматов. Жили тихо — мирились. В период мэрства Гурвица в городе даже стали шутить по поводу переименования Одессы в Климовку. Так сильно разрослась империя народного депутата от ПР, лидера областных регионалов Леонида Климова! Да и во время президентской гонки мэр сохранял нейтралитет. Принцип «не навреди: ни себе, ни другим» выдержал. И с этой стороны у регионалов к мэру тоже претензий нет.

Похоже, один только Костусев верит ныне в то, что досрочные выборы могут быть назначены. Депутат, голосовавший в парламенте за отмену местных выборов 30 мая, а теперь бьющий в набат, созывая под свои знамена всех недовольных, выглядит, мягко говоря, неубедительно. Понятно, партия велела. А если завтра велит в мэры не ходить?

Сегодня Алексей Алексеевич напоминает человека, сидящего в шлюпке и пытающегося расшатывать корабль в море. Но одесские волны могут смыть прибившуюся к ее берегам надувную лодку прежде, чем она успеет превратиться в пассажирский лайнер или хотя бы в грузовое судно.

Да и сама одесская оппозиция, ядро которой — партия «Родина», напоминает такую же лодку, наполненную случайными, вынужденными плыть вместе попутчиками. Их объединяет лишь одно — ненависть к Гурвицу.

В городском совете оппозиция образовалась после того, как Алексей Алексеевич поссорился с Эдуардом Иосифовичем. После того, как мэрия то давала заработать депутатам на кусок берега у моря, то не давала. А потом пошло-поехало. Личные обиды и неудовлетворенные бизнес-интересы переросли в ту самую ненависть, затем трансформировавшуюся в уничижительную критику в адрес власти с бурным массмедийным кипением и брызгами, летящими с экрана телевизора, от которого хочется отодвинуться подальше. В уличное противостояние с подтасовками и льющейся на головы зеленкой, разбитыми телекамерами и носами. И, наконец, в войну, в которой власть теряет свое лицо, переводя политическую борьбу в мелкотравчатое русло.

Они пошли на второй срок

Именно эту схватку между властью и оппозицией одесситы и наблюдают последние месяцы. Ее апогеем стало сражение чиновников со СМИ, активно включившимися вместе со своими хозяевами-претендентами на мэрство в борьбу за симпатии горожан.

Нашумевшая история с ремонтом крыши оставила неизгладимый след в душах одесситов. На глазах у изумленного города работяги, над головами которых стоял лично вице-мэр Одессы Вахтанг Убирия, ломали исправную крышу здания, где располагались оппозиционные СМИ, чтобы выдворить их оттуда.

Борьба за кресло мэра, тон которой задает как власть, так и оппозиция, их риторика в стиле «сам негодяй», взаимные обвинения в провокациях, нападениях, избиениях уже отбросили Одессу на несколько лет назад, напомнив горожанам грязную избирательную кампанию 1998 года. Тогда за пост мэра сражались вечные оппоненты — Гурвиц и Боделан. В результате последний управлял городом до 2005 года. Тогда это была жестокая, кровавая схватка. И то, что сегодня все увидели тревожные параллели с теми грязными событиями, не на пользу ни мэру, ни оппозиции.

Итог. Первый раунд борьбы с властью оппозиция проиграла. Тринадцать оппозиционных депутатов были выдворены из горсовета еще в прошлом году. Вначале партия «Родина» вместе со своим одиозным лидером Игорем Марковым лишилась четырех мандатов за то, что покинула фракцию Н.Витренко. Затем девять мандатов — группа Алексея Козаченко, бывшего народного депутата, который привел свою команду в горсовет под знаменами блока Э.Гурвица «Наша Одесса», но по спискам «Нашей Украины». Эта группа во главе со своим лидером покинула всех. Вердикт городского теризбиркома был принят на основании решений партий и блоков, отозвавших заблудших депутатов.

После победы на выборах 2006 года Гурвиц вместе со своей командой стал руководить городом так, что вокруг говорили: «на второй срок они не пойдут». Предвыборные обещание были напрочь забыты. Однако оппозиция, зарабатывая свой капитал на критике, не стала силой, способной показать альтернативу действующей власти.