UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАКАЗ НАЙДЕТ ГЕРОЯ?

«Уважаемый Геннадий Андреевич! Неоднократно на протяжении целого ряда лет в средствах массовой информации поднимается вопрос о готовившихся на меня покушениях...

Автор: Валентина Самар

«Уважаемый Геннадий Андреевич! Неоднократно на протяжении целого ряда лет в средствах массовой информации поднимается вопрос о готовившихся на меня покушениях. Так, газета «Крымская правда» от 8 июня 2004 года крупным шрифтом приводит фразу бывшего председателя Верховной Рады Автономной Республики Крым Евгения Супрунюка: «Было предложено устранить физически лидера Компартии Крыма Леонида Грача…»

Всё происходящее задевает моё человеческое достоинство, вызывает серьёзное беспокойство у членов моей семьи и порождает многочисленные вопросы и обращения общественности.

Прошу Вас дать поручение провести расследование, проверить обоснованность подобных заявлений в средствах массовой информации и о результатах уведомить меня». На это обращение народного депутата Украины и лидера крымских коммунистов Л. Грача к генеральному прокурору страны Г. Васильеву ведомство отреагировало в считанные дни: начальник пресс-службы Генпрокуратуры Сергей Руденко сообщил на брифинге, что ГПУ проверит информацию о якобы готовящемся покушении на Грача, и вся информация, появившаяся в СМИ по этому вопросу, будет проверена. Депутатское обращение в Генпрокуратуру и ее ответ можно было бы считать чуть ли не стандартными — в последние годы кто только ни высказывал опасение за свою безопасность. Но здесь ситуация иная: и ГПУ, и Л.Грач враз явили общественности явные признаки амнезии. Грач «забыл» указать, что публикация в «Крымской правде» признания экс-спикера Супрунюка о сделанном ему предложении «убрать» лидера крымских коммунистов вышла еще …13 марта 1999 года. А в упомянутом Грачом номере от 8 июня 2004 года газета почему-то сочла необходимым новое интервью с Е.Супрунюком проиллюстрировать фрагментом публикации пятилетней давности с броским заголовком, который Л.Грач и приводит в письме к Г.Васильеву. Генеральная прокуратура, в свою очередь, напрочь забывает, что того же 13 марта 1999 года, в день публикации признаний экс-спикера, прокуратурой АРК было возбуждено уголовное дело о подстрекательстве к умышленному убийству! Что же послужило основанием к его возбуждению?

«Когда я был председателем Верховного Совета, — сообщал через «Крымскую правду» Е.Супрунюк, — на одной из конфиденциальных встреч с одним из руководителей государства при обсуждении вопроса, как обеспечить «порядок» в Крыму, где нагнетают страсти якобы коммунисты, было предложено устранить физически лидера Коммунистической партии Крыма Леонида Грача. Взамен было обещано….» Здесь газета обрывает цитирование, и что было обещано Супрунюку взамен устранения Грача, — неизвестно. «Я, тогда молодой председатель парламента, всегда серьезно готовился к серьезным встречам в Киеве, боялся что-то важное пропустить, поэтому для памяти и анализа, и только для этого, все записывал на диктофоны…

Так что, если что-то со мной, не дай Бог, произойдет, копии кассет и оригиналы попадут, надежным журналистам и в две международные организации. Другого выхода мне не оставили, лишили всего», — писал пять лет назад Е.Супрунюк. На ту пору экс-спикер находился в бегах. В декабре 1998 года прокурор автономии выдал санкцию на его арест. Супрунюка обвиняли в организации убийства, организации избиения экс-спикера Цекова, мошенничестве, инсценировке своего похищения и взяточничестве. Поэтому заявление о компрометирующих записях разговоров с неким руководителем государства многие сочли блефом с целью обезопасить свою жизнь. Тогда, за год до кассетного скандала, милицейские генералы уверяли журналистов, что пронести диктофон в высокий кабинет нереально, а разоблачения назвали «явным и грязным шантажом», основанным на желании уйти от ответственности за ранее совершенные преступления. Тем не менее уголовное дело возбудили мгновенно, письмо, присланное Супрунюком в газету, было изъято, а его автора через прессу стали звать для дачи показаний. Как сообщал начальник отдела организационно-правового обеспечения прокуратуры Крыма Павел Губский, «прокуратура АРК в случае добровольной явки Супрунюка Е.В. на допрос гарантирует ему соблюдение его конституционных прав и разъясняет, что одним из оснований избрания в отношении него меры пресечения в виде содержания под стражей явилось его уклонение от следствия». Реакция крымской милиции, возглавляемой в ту пору Г.Москалем, была вызывающе противоположной: «Главное управление МВД Украины в Крыму не дает Евгению Супрунюку никаких других гарантий, кроме той, что при установлении его местонахождения он будет немедленно арестован и передан следствию и правосудию».

На прошлой неделе стало известно, что уголовное преследование Е.Супрунюка прекращено, и он из подозреваемых в совершении тяжких преступлений перешел в разряд свидетелей по уголовному делу о взятке, использовании служебного положения и незаконном хранении боеприпасов. Милицейское начальство от комментариев уклонялось, а сам Е.Супрунюк в интервью «Крымской правде» высказал благодарность Президенту Украины «за справедливое отношение и оценку событий вокруг рассмотрения дела в отношение меня, за сдержанность в оценке моих необдуманных шагов, за гарантию конституционных прав». В последнее время Супрунюк живет в Сыктывкаре, преподает право в местном университете, занимает должность доцента и желает получить российское гражданство.

Судьба уголовного дела о подстрекательстве к умышленному убийству неизвестна. По крайней мере, внятного ответа из прокуратуры автономии получить пока что не удалось. Не исключено, что пылится в каком-то сейфе. Но резонансную тему решили реанимировать. Причем, не особо заботясь о том, что выглядит это достаточно неуклюже. Тем более интересно — зачем? Учитывая, что окончательно роль Леонида Ивановича в предстоящих президентских выборах так и не определена, а от своих многочисленных заявлений баллотироваться он не отказывался, не можем не предположить, что все это неспроста. И «Крымская правда», главный редактор которой возглавляет крымскую организацию детища Грача — объединения «Наследников Богдана Хмельницкого» — не случайно иллюстрировала новое интервью с Супрунюком старым заголовком. Самое простое — предположить, что Л.Грач воспользовался случаем, дабы о себе напомнить в выигрышном контексте: его жизни реально угрожали, и исходила угроза от кого-то из высокопоставленных чиновников. Но зачем пять лет спустя просить прокуратуру изучить публикацию, на основании которой уже возбуждалось уголовное дело? Или теперь ничто не мешает Е.Супрунюку приехать в Крым и дать показания, подтверждением которым, следует ожидать, станет запись разговора. И она может стать основанием для нового уголовного дела — по аналогии с последним делом в отношении Ю.Тимошенко, основанном на записи ее экс-помощника.

Если это не чистой воды пиар, то можно предположить, что Леонид Грач наверняка знает, что дело стоит того, чтобы в преддверии президентских выборов тема «пленок Супрунюка» снова всплыла.