Среди арестованных 9 марта в Киеве значительную часть составляли львовские студенты. Те участники событий, кому удалось не попасть в руки правоохранителей или вырваться после «подписания протокола», рассказывали, что для задержания в метро, переходах, на железнодорожном вокзале было достаточно выглядеть молодым, говорить по-украински и иметь в паспорте львовскую прописку. «Гостеприимство» милиции было направлено на выработку условного рефлекса, который бы сдерживал желание ездить в столицу.
Львовские же студенты в понедельник отреагировали объявлением предупредительной забастовки. Лозунг, вынесенный в заглавие данной статьи, — один из многих, с которыми молодежь отстаивала свои требования: освободить всех задержанных, наказать виновных правоохранителей, не допустить дальнейших преследований. Серьезно подорвать учебный процесс, правда, бастующим не удалось. Зато удались массовые шествия и митинги. Во вторник общегородская забастовка собрала до пяти тысяч человек. (На улицы вышли студенты Львовского национального университа (ЛНУ) имени Ивана Франко, Лесотехнического университа, национального университета «Львовская политехника» («ЛП»), Богословской академии, Коммерческой академии, Академии искусств, колледжа имени Труша, медицинского и правового колледжей, Института физкультуры.) Для Львова это, видимо, неплохо. Но, учитывая студенческий потенциал города (в одном только ЛНУ на стационаре обучается 12 тысяч человек), можно было ожидать и большего.
Проутюжив львовские мостовые от одного высшего учебного заведения к другому, студенчество подкатило под стены облгосадминистрации. Тут на нее не спешили обращать внимание. Губернатора не было на месте. Он, как и его непосредственный шеф, рванул в отпуск. (Видимо, чиновники решили, что другой возможности использовать государственные деньги, выделяемые им на оздоровление, можно и не дождаться. До «бархатного сезона» политический климат в стране вполне может измениться в сторону радикального потепления.)
Спудейскую депутацию нехотя приняли замы областного босса. Их положение было незавидным. Нужно было брать на себя ответственность. Массовые студенческие заворушки (самой сознательной части общества), как учит история, часто заканчиваются для властей не самым благоприятным образом. А бороться со всеми забастовщиками «по киевскому рецепту» непосредственно у границы с Европой не с руки. На устроенной после переговоров пресс-конференции представители власти демонстрировали обеспокоенность положением студентов и отрицали возможность вмешательства во внутренние дела учебных заведений. Замы пообещали посодействовать освобождению студентов. Вместе с тем областное руководство, в силу существующего законодательства, обязано быть консервативным, пропрезидентским. Поэтому оно все-таки не отбрасывает мысли разобраться с теми, кто «использует молодежь».
Оградить бастующих от возможных репрессий вызвались известные ученые и общественные деятели. В своем открытом письме интеллектуалы требуют от ректоров львовских вузов не преследовать студентов, отважившихся на акт неповиновения нынешнему режиму. Ректора, скажем, ЛНУ можно было и не просить быть милостивым. Иван Вакарчук нашел в себе мужество признать за студентами право на выражение своей гражданской позиции. Однако руководители не всех вузов способны противостоять рекомендации «отчислить прогульщиков». Еще в феврале администрация «ЛП» имела намерение исключить «за академзадолженность» главу Студенческого братства Владимира Лысака, который уж слишком рьяно организовывал своих коллег на пикеты.
Впрочем, осуществлять давление на беспокойных студентов вузовским начальникам будет непросто. Сокоординатор акции «Украина без Кучмы» Юрий Луценко на митинге у памятника автору «Вічного революціонера» (Ивану Франко) сообщил, что Джордж Сорос уполномочил фонд «Відродження» подписать договор о финансировании юридических расходов, которые могут возникнуть у студентов в связи с участием в оппозиционных акциях.
С требованием освободить львовского журналиста Дмитрия Шурхало, которого в Киеве задержали, избили и посадили на 15 суток «за хулиганские действия», выступили американские журналисты. Они направили в Украину соответствующее обращение. Вмешательство «третьей силы», кажется, возымело действие — Дмитрий был освобожден из-под стражи и без особых приключений вернулся к «месту прописки».
На днях для «проведения работы» с руководителями вузов во Львов откомандировали вице-премьера Мыколу Жулинского. Как утверждают участники беседы, посланец власти был тактичен, но разговор оказался для него не простым: ректоры рассказали представителю Кабмина почти все, что они думают о политкорректности местных властей.