Условия привлечения финансовых ресурсов на модернизацию украинской ГТС пока не определены, но ЕС не ставит под сомнение право Украины на владение газотранспортной системой и подземными хранилищами, заявил в письме для «Зеркала недели».
«Европейский Союз не ставит под сомнение суверенное право Украины на владение газотранспортной системой, включая подземные газовые хранилища. Можно с уверенностью констатировать, что отечественная ГТС является стратегическим активом украинского народа, который при разумном использовании на годы вперед будет гарантировать защиту национальных интересов», — утверждает президент Украины накануне международной донорской конференции по вопросам модернизации и реконструкции украинской ГТС в Брюсселе.
По мнению президента, сам факт проведения такой конференции является дипломатическим успехом и шагом в сторону интеграции в европейское энергетическое пространство.
«мы успешно приходим к некоторой финальной точке длительной трехлетней дипломатической работы, направленной на достижение цели — интегрироваться в европейское энергетическое пространство, и переходим к первым практическим шагам», — уверен Ющенко.
При этом конкретные условия привлечения средств на модернизацию украинской ГТС пока не определены, утверждает президент.
«Условия привлечения необходимых ресурсов будут в дальнейшем определены, в том числе базируясь на основоположном решении донорской конференции в Брюсселе. Подробно об этом еще рано говорить, но убежден, мы получим оптимальные, взаимоприемлемые условия инвестирования, возможно, путем привлечения средств в форме кредитов, грантов, осуществления совместных инвестиций», — заявил Ющенко.
При этом он отметил, что существует потребность более четко определить независимый статус ДК «Укртрансгаз», в соответствии с требованиями ЕС относительно операторов газотранспортных сетей.
«С одной стороны, в Украине ДК «Укртрансгаз» де-юре отвечает требованиям директивы ЕС, поскольку является независимым юридическим лицом. С другой — ДК де-факто и де-юре относится к структуре НАК «Нафтогаз України», которая, кроме транзита, осуществляет другие функции на энергетическом рынке, — констатировал президент. – Следовательно, необходимо отыскать оптимальный вариант деятельности оператора в рамках действующего национального законодательства с учетом требований директивы ЕС».
Мастер-план модернизации украинской ГТС предусматривает реконструкцию линейной части газопроводов, модернизацию и реконструкцию компрессорных станций, подземных хранилищ газа, систем линейной телемеханики и связи, а также реконструкцию и строительство новых газоизмерительных станций.
Подробнее читайте в статье Аллы Еременко «По трубе – в Европу» в свежем номере «ЗН».