Уход Юрия Шухевича из УНА-УНСО лишний раз привлек внимание к этой, и без того скандальной, политической силе. На первый взгляд, ничего сверхъестественного не произошло: бывший глава Украинской национальной ассамблеи и командующий Украинской народной самообороной воспринимался многими как свадебный генерал. Дмитрий Корчинский и Олег Витович, лидеры ассамблеистов де-факто, теперь признавались таковыми де-юре. Но эта вроде бы простая организационная манипуляция, похоже, несла в себе гораздо более глубокий смысл.
«Политический развод» не вышел полюбовным. Отойдя от дел, пан Шухевич в резкой форме подверг критике нынешнее руководство ассамблеи и самообороны. Более того - утверждал, что Витовичу и Корчинскому категорически противопоказано возглавлять организацию, претендующую на радикальные националистические позиции.
Разногласия между Шухевичем и Корчинским - Витовичем весьма сходны с конфликтом, возникшим после войны у Бандеры с руководством ОУН в Украине. Суть трений сводилась к нескольким принципиальным моментам.
Оппозиционные Банде-ре активисты организации утверждали:
- во время войны ОУН прошла эволюционный процесс, требующий изучения и развития;
- необходимо брать все лучшее из идеологии врага, чтобы использовать это против него же;
- бороться следует с российским империализмом, но не с российским народом;
- произведения Донцова (одного из главных идеологов ОУН) оказали вредное влияние на мораль националистов.
«Серый» (кличка Бандеры) имел по данным вопросам свою точку зрения и считал:
- идеология и про-грамма ОУН не требуют никаких изменений и дополнений;
- идейное оружие врага следует отбросить полностью;
- бороться надо не только с империализмом, а и с российским народом;
- Донцов остается авторитетом в вопросах идеологии.
Это был политический спор «отцов и детей». Оторванный от Украины вождь национализма, его знамя, становился помехой. И знамя отставили в сторону. Так поступили с Бандерой более сорока лет назад, так поступили в УНА-УНСО с Шухевичем.
Критикуя недавних соратников по борьбе, Шухевич в числе прочего ставил в вину им чрезмерное увлечение Кропоткиным, Бакуниным, Мао Цзэ-ду-ном. «Каной же это национализм?!» - восклицал недавний лидер УНА и требовал возвращения к... Донцову. История повторяется? Не во всем.
В свое время, пытаясь избежать раскола в ОУН Зенон Матла и Левко Ребет тактично старались разубедить Бандеру. Верхушка УНА до подобного самоунижения не снизошла. На последнем сборище ассамблистов Корчинский предал недавнего вождя анафеме, не назвав, правда, при этом его фамилии. Заявив о том, что среди руководства нашлись, увы, люди, не выдерживающие темпа и не желающие мириться с требованиями времени, проводник УНА пообещал: изменников ожидает ад - «Спастись могут и поганцы, но тем, кому было дано откровение, а они им не воспользовались, спасения не будет. В их душах уже ад. И это нормально».
Речь Корчинского на недавнем сборище унсовцев подтвердила - в структуре он является, грубо говоря, заведующим по идеологии. Его доклад с некоторой натяжкой можно было бы назвать стратегическим планом организации. А в целом это была хорошо подготовленная психологическая инъекция, в которой компонентами служили Фрейд, Ницше, Махно и Вышинский. Немножко мистики, чуть-чуть пряного мужицкого юмора, от души брани, бесконечно много внушения. Прием простой и безотказный.
Мы - цвет нации. Все остальные - быдло. И мы заставим это быдло жить, как мы считаем нужным. Они должны иметь хлев. Он будет чистым. Но он будет хлевом. Мы будем кормить их сеном. Но хорошим сеном. Потому что и скот надо любить. Как надо любить и врагов. Перед тем, как их повесить. С любовью... Таков примерный вариант постулатов от Корчинского.
Это идеология нацизма, с поправками на время и место. Идеология, срабатывающая пока на микросрезе электората. В УНСО приходят в основном юнцы. Их наряжают в камуфляж, учат драться и стрелять, учат никого не бояться и верить в собственное совершенство. Которое возможно только в стае. «Сейчас время волчьих стай. Вы должны почувствовать себя членами стаи», - учит неофитов Корчинский. А Приднестровье и Абхазия учат их убивать. Сейчас на очереди, вероятно, Чечня.
Но вопрос о власти - а она для. УНА не просто девиз - даже с тысячей юных боевиков не решить. Где искать социальную базу? Олег Витович, преемник Шухевича на постах главы УНА и УНСО, менее тонок и мистичен, чем его партайгеноссе Корчинский. Витович - тактик. И главной тактической задачей видит вербовку душ. Где? Во-первых, в детских садах и школах. У народного депутата разве что слезу умиления не вызвало шоу, устроенное на форуме унсовцев самыми юными членами организации. Детки, образно говоря, октябрятского возраста, лихо забрасывали вперед правую руку и свирепо орали: «Смерть ворогам!»
Во Львове, кстати, по инициативе Витовича, под патронажем УНСО открыты несколько школ рукопашного боя для детей. Отроки учатся давать сдачи и, сами того не ведая, превращаются в организацию, сходную с «гитлерюгендом». Потрясающее по простоте решение кадровой проблемы. Во всяком случае, ни Компартия, ни Рух пока не позаботились о своей смене.
Эмиссары Витовича ищут и в других направлениях. В студенческой среде, в профсоюзах. «Увидите бомжа, приласкайте его. Завтра он вам пригодится», - поучает коллег лидер ассамблеи. По его словам, искать потенциальных сторонников следует и среди обездоленных. И не просто искать - стараться им помогать. Логика безотказна. Вчера человек готов был удавиться от отчаяния, сегодня ты ему даешь корку хлеба. Завтра он за тебя ради второй корки сам удавит кого угодно.
Капля камень точит. Выбьют, к примеру, депутаты Витович и Тыма квартиры двум-трем бабушкам, подыщут еще четверым работу - и у этих бабулек страх перед новыми украинскими национал-радикалами сменится благодарностью. А пяток унсовских газет раздует альтруизм своих вождей, и в «добрую» УНСО поверит еще десяток, сотня. К пропаганде добавят добротную контрпропаганду: коммунисты, мол, в это время занимаются покупкой «мерседесов» и обсуждают, как они будут делить имущество КПСС. Кстати, Витович позволил себе пошутить о том, что последние марксисты остались в УНА-УНСО.
От шутки этой Шухевича, наверное, передернуло бы, а Бандера в гробу перевернулся. Вот вам еще одна аналогия с послевоенными спорами в ОУН: из идеологии врага берется все, что может принести пользу. И не зря микрофракция УНА-УНСО в парламенте частенько поднимает вопросы социальной защиты.
Однако даже братание с бомжами и локальное прикармливание пенсионеров серьезный кадровый вопрос не решат. Влияние УНСО серьезно усилится, пожалуй, только в том случае, если руководство рискнет откреститься от последнего «железобетонного» постулата Бандеры. Когда, грубо говоря, вопрос борьбы с российским народом снимется с повестки дня, когда будет смягчен «расовый подход» к социальной базе, не исключено проникновение идей УНА-УНСО в русскоязычные слои. Кому не хочется порядка и благосостояния? А именно это обещается националистами «новой волны». Правда, тогда организация будет не вполне националистической. Но цель оправдывает средства. Молодые, неглупые хищники Корчинский и Витович это прекрасно понимают. Шухевич этого не принял бы никогда.
Не исключено, что, готовясь к такому шагу, его и «ушли». Знамя отодвинули в сторону. Знамя - лишь цветная тряпка. И этими тряпками устлана дорога к власти.