История, которую я расскажу, - реальная. Точно так же не выдуманы и участники описываемых событий...
1 сентября 2014 года, реализуя свое конституционное право на информацию, один юридически подкованный любознательный пенсионер обратился в Кабинет министров Украины (далее - КМУ) с просьбой предоставить ему, в соответствии с Законом Украины "О доступе к публичной информации", следующую информацию:
1. Осуществляется ли выплата пенсии из средств Пенсионного фонда Украины экс-президенту Украины В.Януковичу после признания его самоустранившимся 22 февраля 2014 года от исполнения своих обязанностей?
2. Осуществляется ли выплата пенсии из средств Пенсионного фонда Украины экс-премьер-министру Украины Н.Азарову после его освобождения от занимаемой должности 28 января 2014 года?
3. Если запрашиваемые выше выплаты осуществляются, то каким образом (по ведомостям, доверенностям, почтовым переводам через учреждения почтово-пенсионного банка, перечислению на счета пенсионеров и получателей помощи в учреждения почтово-пенсионного банка или Ощадного банка Украины по заявлению получателя)?
В ответе на этот запрос (№17-14/1029 от 5 сентября 2014 г.) директор департамента информации и коммуникаций с общественностью секретариата КМУ г-жа Л.Шустенко сообщила, что запрашиваемая информация "...требует, в частности, поиска среди значительного количества данных". В то же время она заверила, что в соответствии с частью 4 статьи 20 Закона Украины "О доступе к публичной информации" ответ будет предоставлен в течение 20 рабочих дней. Другими словами, вопрос сложный и нуждается в серьезной проработке. Все в рамках действующего законодательства Украины...
И вот он - долгожданный ответ! Но конверт формата А4 какой-то "тощий"... Неужели пустой?! Нет, из его глубин запрашивающий вынул аж один листик бумаги, на котором поместился ответ на все заданные вопросы. Как говорится, краткость - сестра таланта!
Снова разочарование? Да, снова! Несмотря на немалый неутешительный опыт общения с чиновниками разного уровня, горечь от осознания глубины безответственности власти перед гражданами, кипы полученных формальных отписок, запрашивающий все же надеялся, что три недели поисков "..среди значительного количества данных..." увенчаются успехом и ему дадут обстоятельный ответ, чтобы удовлетворить нетривиальный интерес любознательного пенсионера... Но, "маємо те, що маємо"...
Отвечая на заданные в информационном запросе вопросы, Л.Шустенко сообщила, что, по мнению Пенсионного фонда Украины, запрашиваемая информация в соответствии со статьей 6 Закона Украины "О доступе к публичной информации" является конфиденциальной (выделено мной. - С.Д.). Согласно статье 10 этого закона распорядители информации, владеющие информацией о лице, обязаны предоставлять ее беспрепятственно и бесплатно по требованию лиц, которых она касается, кроме случаев, предусмотренных законом, и принимать меры для невозможности несанкционированного доступа к ней других лиц.
Кроме того, запрашивающему при этом напомнили, что согласно статье 32 Конституции Украины не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия.
Вот вам, бабушка, и Юрьев день! Такой вот результат почти трехнедельной настойчивой титанической работы! Как тут не вспомнить классиков марксизма с их законом диалектики о переходе количественных показателей в качественные? Но ведь в нашем случае нет ни количества, ни качества!..
Напомню, что наш пенсионер юридически подкован. И потому он никак не может уразуметь, с какой радости запрашиваемая им информация отнесена к категории конфиденциальной? Для него и для многих других законопослушных граждан вполне очевидно, что выводы неизвестного (пока что) должностного лица Пенсионного фонда Украины юридически несостоятельны. А ссылка на статью 6 Закона Украины "О доступе к публичной информации" может свидетельствовать о правовом нигилизме чиновника. К такому выводу можно прийти на основании приведенных ниже соображений.
В части 2 статьи 6 Закона Украины "О доступе к публичной информации" записано, что "...ограничение доступа к информации осуществляется в соответствии с законом при соблюдении совокупности таких требований: 1) исключительно в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения волнений или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, либо для поддержания авторитета и непредвзятости правосудия; 2) разглашение информации может нанести существенный вред этим интересам;
3) вред от обнародования такой информации перевешивает общественный интерес в ее получении". Итак, возникает вполне закономерный вопрос: какое из приведенных в законе обстоятельств предусматривает ограничение в предоставлении запрашиваемой информации? Тем более что запрашивающий не просил сообщить о размере пенсий экс-президента Украины В.Януковича и экс-премьер-министра Украины Н.Азарова, а только поинтересовался, выплачивают ли им пенсии и дальше и каким образом.
В то же время статьей 6 Закона Украины "О доступе к публичной информации" запрещено относить к информации с ограниченным доступом сведения, указанные в декларации об имуществе, доходах, затратах и обязательствах финансового характера, оформленной по форме и в порядке, установленными Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции", кроме сведений, указанных в абзаце 2 части 2 статьи 12 этого закона. Но, по всей видимости, должностных лиц Пенсионного фонда Украины это не беспокоит, поскольку они читают законы по-своему. Поэтому для них не существует предписаний, которые содержатся в части 4 статьи 6 этого закона, а именно: "...информация с ограниченным доступом должна предоставляться распорядителем информации, если нет законных оснований для ограничения в доступе к такой информации, существовавших ранее".
О размере пенсий бывших руководителей государства можно было бы узнать из их деклараций об имуществе, доходах, затратах и обязательствах финансового характера в 2013 году. Но они "не успели" их подать из-за поспешности, с которой покидали ограбленную ими же страну...
Безуспешными оказались и попытки нашего любознательного пенсионера разобраться с этим вопросом, изучив декларации В.Януковича и Н.Азарова за предыдущие годы (их можно найти во всемирной паутине), поскольку ни одного упоминания о пенсионных выплатах в этих документах нет.
Но не все так печально, как кажется на первый взгляд... Все еще оставляет надежду найти справедливость последний абзац ответа г-жи Л.Шустенко, где она сообщает, что Главное следственное управление Министерства внутренних дел (далее - ГСУ МВД) начало досудебное следствие по факту совершения служебными лицами Пенсионного фонда Украины растрат бюджетных средств путем осуществления выплат пенсий экс-президенту Украины В.Януковичу и экс-премьер-министру Н.Азарову по признакам совершения уголовного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 191 Уголовного кодекса Украины.
В связи с изложенным наш неугомонный пенсионер 10 октября обратился в МВД Украины с просьбой в предусмотренный Законом Украины "О доступе к публичной информации" срок сообщить:
1. Дату внесения в Единый реестр досудебных расследований сведений о совершении служебными лицами Пенсионного фонда Украины растраты бюджетных средств путем осуществления выплат пенсий экс-президенту Украины В.Януковичу и экс-премьер-министру Украины Н.Азарову по признакам совершения уголовного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 191 Уголовного кодекса Украины.
2. Номер уголовного производства.
3. Составлено ли сообщение о подозрении в совершении указанного уголовного правонарушения? Скольким людям оно вручено?
В ответ на это обращение заместитель начальника ГСУ МВД Г.Мамка в письме от 16 октября 2014 года (№13/Д - 297 зі) сообщил следующее.
19 сентября 2014 года ГСУ МВД Украины начало досудебное расследование в уголовном производстве №12014000000000413 по факту совершения служебными лицами Пенсионного фонда Украины растраты бюджетных средств путем осуществления выплат пенсий экс-президенту Украины В.Януковичу и экс-премьер-министру Украины Н.Азарову по признакам совершения уголовного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 191 Уголовного кодекса Украины. Но по состоянию на 16 октября (дата направления ответа на запрос) сообщение о подозрении в совершении указанного правонарушения не было составлено.
Поэтому понятно, почему служебные лица Пенсионного фонда так не хотели "разглашать" конфиденциальную информацию, ссылаясь при этом на статью 32 Конституции Украины. Но теперь свои "весомые" аргументы пусть приводят следователям ГСУ МВД Украины!
В то же время возникают вопросы и к самим следователям ГСУ МВД: почему они уже более месяца расследуют так называемое фактовое дело? Неужели так сложно установить личность подозреваемого (обвиняемого)? Это ведь не какая-то там банальная кража, которую мог совершить каждый. Здесь все намного проще - круг лиц довольно ограничен! Это исключительно служебные лица Пенсионного фонда Украины. Об этом говорится и в письме, подписанном заместителем начальника ГСУ МВД; на такое могут указывать фактические признаки объективной стороны состава преступления.
Итак, теперь будем ждать новостей от ГСУ МВД Украины, надеясь, что дорасследование этого, на наш взгляд, резонансного дела будет доведено до логического завершения.
Рассказал я эту историю потому, что считаю правильной активную гражданскую позицию юридически подкованного любознательного пенсионера. Ведь ни для кого не секрет, что В.Янукович и Н.Азаров и их преступная стая используют награбленные ими средства для борьбы с Украинским Народом. Я не сомневаюсь, что космические размеры назначенных им пенсий - это результат их преступных действий при активном участии их приспешников и подхалимов. И таких VIP-пенсионеров в Украине еще не один десяток. Но и до них дойдет очередь. Давайте выявлять негодяев все вместе. Убежден, что общими усилиями мы наведем порядок в этой сфере и прекратим издевательства над простыми гражданами.
С глубоким уважением к вам, мои дорогие соотечественники,
юридически подкованный любознательный пенсионер