Через полгода Словения будет председательствовать в Европейском союзе. К этому событию словенцы готовятся со всей ответственностью. Ведь их страна — первая из «новичков» Евросоюза, которая будет исполнять столь важную роль в этом евроклубе успешных стран. А в повестке дня председательствующей страны много вопросов. И среди них — реализация Европейской политики соседства, участником которой является и Украина. Словения симпатизирует нашей стране и готова во время своего председательствования углубить отношения Киева и Брюсселя. Но чего хочет Киев? Этот вопрос будет одним из основных во время официального визита в Украину 27—28 июня премьер-министра Словении Янеза Янши. И ответ на него глава словенского правительства хочет услышать из уст политических лидеров нашей страны. Впрочем, премьер-министр намерен обсуждать в Киеве не только вопросы, относящиеся к сотрудничеству Украины и Евросоюза, но и двусторонние отношения.
О том, каким видят в Любляне будущее украинско-словенских отношений, перспективы сотрудничества Украины и ЕС — в интервью Янеза Янши, которое премьер-министр дал «ЗН» в преддверии своего визита.
— В первом полугодии 2008 года Словения будет председательствовать в ЕС. Будет ли ваша страна в это время активно продолжать политику восточного вектора ЕС, начатую Германией?
— Выводы декабрьского заседания Совета министров иностранных дел ЕС обязывают последующие председательствующие страны, в том числе и Словению, продолжать процесс дальнейшего укрепления Европейской политики соседства. При этом фактический прогресс стран—соседей Европейского союза в процессе их постепенной евроинтеграции зависит прежде всего от успехов в выполнении Планов действий, в частности в проведении политических и экономических реформ.
Если Германия, председательствуя в Евросоюзе, сосредоточивалась прежде всего на политике восточного вектора ЕС, то уже сейчас можно ожидать, что Португалия приоритетно будет заниматься Европейской политикой соседства в средиземноморской части Европы. Словения, как страна Центральной Европы и страна, граничащая со средиземноморскими государствами, приложит все усилия для того, чтобы развить стремление стран, председательствовавших в ЕС, к географически уравновешенному подходу осуществления Европейской политики соседства.
Во время нашего председательствования в ЕС мы планируем заниматься вопросами углубления и расширения восточного вектора Европейской политики соседства с обязательным учетом четко определенной европейской идентичности стран Восточной Европы, а также исходя из того факта, что раньше отношения между ЕС и упомянутыми странами в рамках этой политики как с институциональной точки зрения, так и с точки зрения финансовой перспективы развивались намного медленнее, чем со средиземноморскими государствами.
Славянска страна Словения заинтересована прежде всего в развитии отношений с Украиной. При этом усиленное соглашение с Украиной в некоторых элементах является моделью для заключения нового поколения соглашений о сотрудничестве с другими государствами в будущем.
— Готова ли ваша страна сыграть ведущую роль в «запуске» переговоров по созданию зоны свободной торговли между Украиной и ЕС? Конечно, если Украина до 2008 года станет членом ВТО...
— Как можно скорее заключить договор о зоне свободной торговли заинтересована как Словения, так и Украина. В то же время такой подход отражает направления Европейской политики соседства. Условием этого является завершение Украиной переговорного процесса о ее вступлении в ВТО в кратчайшие сроки. Решение еще нескольких вопросов уже в этом году позволит начать переговоры о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС во время председательствования Словении в ЕС.
— Будут ли продолжены переговоры о вступлении Турции в ЕС?
— Словения поддерживает идею дальнейшего расширения Евросоюза. Во-первых, по причине того, что последнее расширение оказалось удачным и успешным, а составляющей частью этого расширения были и мы сами. Во-вторых, потому, что и в дальнейшем считаем расширение единственным и наиболее эффективным инструментом для обеспечения проведения необходимых демократических реформ в странах-кандидатах и потенциальных странах-кандидатах, а также гарантией долгосрочной стабильности и безопасности в регионе.
Во время председательствования Словении в Совете ЕС мы приложим максимум усилий для того, чтобы политика расширения оставалась одним из главных пунктов в повестке дня, а также чтобы обещания, которые будут даваться странам-кандидатам и потенциальным кандидатам, были выполнены и реализованы. Поэтому мы и поддерживаем полноправное членство Турции в ЕС. Безусловно, она должна выполнить все обязательства и договоренности, достигнутые в процессе переговоров. Как будут проходить переговоры, сегодня еще рано прогнозировать, поскольку сначала необходимо в ноябре нынешнего года ознакомиться с очередным отчетом Европейской комиссии о готовности Турции к вступлению в ЕС.
— Последние события в Украине эксперты, в зависимости от своих политических симпатий, трактуют как кризис демократии, кризис в рамках демократии или как кризис украинской государственности. А как это выглядит со стороны? В данном случае — словенской...
— Внутриполитические события в каждой стране мира — специфические, именно поэтому они и являются внутренними. По моему мнению, в Украине прежде всего речь идет о транзиции: переход из одной системы в другую — процесс, который вначале кажется быстро осуществимым, а в конце все свидетельствует о том, что это путь долгий, проникающий во все клетки общественной и экономической жизни каждой страны. Транзиция — продолжительный процесс, и еще ни одной стране не удалось преодолеть этот путь за одну ночь. Поэтому здесь необходимо упорство и настойчивость в достижении цели.
Недавно достигнутая договоренность украинских политических сил свидетельствует об их преданности принципам демократии и постепенного развития и прогресса Украины. Словения поддерживает заявление Германии (страны, председательствующей в ЕС) ко всем украинским политическим лидерам, чтобы они постепенно реализовали достигнутый компромисс согласно европейским ценностям. Я уверен: Украина сможет достичь поставленной цели, она и в дальнейшем успешно будет преодолевать все препятствия, возникающие на ее пути.
— Несмотря на то, что Киев продолжает сотрудничать с НАТО в рамках Интенсифицированного диалога, в условиях острого внутриполитического кризиса сложно говорить о евроатлантических перспективах Украины. И все же сегодня в реализации политики евроатлантической интеграции наша страна получает серьезную поддержку, например, со стороны Словакии, выполняющей в нашей стране функции контактного посольства альянса, и Польши. А какой конкретный вклад внесла Словения в евроатлантическое сотрудничество Украины и НАТО? И чем еще Любляна может помочь Киеву?
— Все абсолютно четко понимают, что каждая страна должна сама провести необходимые реформы, хотя опыт и помощь других государств на этом пути очень ценны. Словения изначально поддерживала Украину в ее стремлении к евроатлантической интеграции. Как государство, недавно прошедшее сложный путь вступления в альянс, мы хорошо пониманием значение помощи, полученной от дружественных стран, на которые можно рассчитывать во время преодоления препятствий. При этом контактное посольство НАТО может внести большой вклад в более близкое ознакомление альянса с отдельной страной, а также в т.наз. public diplomacy.
В этой сфере деятельности Словения уже располагает большим опытом, поскольку в прошлом выполняла функции контактного посольства НАТО в Австрии, а сейчас — в Македонии. Словения помогает Украине также в сфере открытой дипломатии, то есть public diplomacy, причем не только участвуя в конкретных совместных проектах, но и проводя различные визиты и встречи, которые помогают закрепить знакомство с НАТО и его членами.
Новая возможность сотрудничества Словении и Украины в сфере деятельности НАТО открывается в рамках проведения операции «Активные усилия» в Средиземноморье. В операции наблюдения за морскими путями и транспортом Украина уже принимает активное участие, а недавно о своем участии заявила и Словения.
— В каких сферах вы видите будущее украинско-словенского экономического сотрудничества, учитывая то, что основными торгово-экономическими партнерами Словении все же являются страны, входящие в Европейский союз?
— Действительно, страны — члены Европейского союза для Словении являются главными торгово-экономическими партнерами. Но и ЕС — главный партнер Украины во внешнеэкономических отношениях. Именно общий европейский рынок, с которым обе экономики сегодня тесно связаны, является основной сферой деятельности, в которой можно в будущем ожидать успешного словенско-украинского экономического сотрудничества.
Некоторые словенские компании работают в вашей стране с начала девяностых годов. За это время они успешно расширили и укрепили свою деятельность. Много словенских предприятий имеют в Украине свои представительства или уполномоченных представителей. Объем прямых словенских инвестиций в Украину на данный момент составляет 25 млн. евро, но украинские инвестиции в Словению значительно меньше. Несмотря на успехи и быстрое развитие экономического сотрудничества, между нашими странами есть еще много неиспользованного потенциала. Поэтому ожидания в связи с моим визитом в Украину очень большие.
В конце этого визита будет работать межправительственная украинско-словенская комиссия по вопросам торгово-экономического сотрудничества. А во время самого визита официальную делегацию будет сопровождать многочисленная делегация словенских предпринимателей, которые будут иметь возможность познакомиться и наладить деловые контакты с украинскими партнерами. Возможности сотрудничества открываются прежде всего в области строительства, банковско-финансовой сферы, в сфере логистики, туризма, энергетики, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Следует подчеркнуть, что замечательным поводом для сотрудничества является проведение чемпионата Европы по футболу в 2012 году в Украине, поскольку в плане реконструкции и строительства инфраструктуры словенские предприятия могут предложить свои высококачественные услуги и высокие технологии.
— Одна из приоритетных тем, которыми занимается страна, председательствующая в ЕС, — вопрос урегулирования региональных конфликтов. В том числе и в Косово, где местные албанцы добиваются независимости. На сегодня понятна позиция Соединенных Штатов. Известна позиция и ЕС. Какова позиция Словении, балканской страны, в прошлом входившей в федеративную Югославию, а сегодня являющейся членом ЕС и НАТО?
— Ответ на вопрос о будущем статусе Косова, по мнению Словении, необходимо найти как можно скорее, поскольку промедление с принятием взвешенного решения приносит больше вреда, чем пользы. В случае с Косово речь идет об особом решении особой проблемы. Как всегда, идеальных решений, которые бы максимально удовлетворяли обе стороны, не существует.
Миссия специального представителя генерального секретаря ООН Ахтисаари требовала много усилий и энергии. Его предложение, бесспорно, лучшее среди всех предыдущих, хотя и его можно было бы еще усовершенствовать. И все же необходимо подчеркнуть, что он выдвигает очень высокие требования и стандарты к защите прав сербского меньшинства и религиозных прав сербов, живущих в Косово, и никоим образом не опровергает факт многовекового присутствия сербов в Косово, а также их связи с Сербией. Мы хотим, чтобы новый статус основывался на резолюции Совета Безопасности ООН, который бы масштабно поддержало международное сообщество. Поэтому в процессе поиска согласия необходимо участие России и ее конструктивная роль. Для Словении в этом процессе ключевым является единство стран — членов ЕС.
Взвешенный подход необходим в отношениях с Сербией и в вопросе ее интеграции в европейские и евроатлантические структуры. Процесс интеграции следует продолжать ускоренными темпами и параллельно решать вопрос о статусе Косово. Будущее Косово, Сербии и региона в целом — в Евросоюзе. Именно демократическая и проевропейская Сербия может многое сделать как для самого Косово, так и для сербов в Косово. Европейский союз был создан для преодоления границ. Когда Словения в начале следующего года станет полноправным членом Шенгенской зоны, между Словенией и ее меньшинством в Италии, Австрии и Венгрии исчезнет последняя, хотя и достаточно либеральная граница. Это перспектива, которую также следует рассматривать и для Косово.
— Какова позиция Словении относительно возможного появления элементов американской системы ПРО в Восточной Европе и намерений Москвы приостановить свое участие в ДОВСЕ?
— В последнее время в обществе звучат различные мнения по поводу плана размещения элементов американской системы ПРО. Забота о безопасности — неотъемлемое конституционное право каждого отдельного государства. Актуальные предложения относительно размещения системы ПРО относятся прежде всего к блоку решений, принимаемых отдельными странами, а также входящих в вопросы их двустороннего сотрудничества с США.
Словения ни в коем случае не хочет, чтобы дискуссии о размещении элементов системы ПРО повлекли за собой раздел между странам — членами ЕС и членами НАТО. По нашему мнению, необходимо провести открытые и углубленные политические дебаты на эту тему в рамках самого Североатлантического альянса. При этом мы убеждены, что в этих дискуссиях необходимо учитывать отношения с Российской Федерацией. Именно поэтому необходимо начать непосредственный и открытый диалог с РФ о размещении элементов ПРО, а наиболее соответствующим форумом для этого является заседание совета НАТО — Россия. Российская Федерация — действительно очень важная составляющая международного сообщества, которая прилагает большие усилия для обеспечения мира и стабильности. Мы убеждены: в этом же русле она будет действовать и в дальнейшем, поэтому искренне надеемся, что Россия не приостановит своего участия в ДОВСЕ.
— Словения — одна из пяти стран-участниц проекта нефтепровода Констанца — Триест. Поскольку же Адриатика — туристическая зона, а любой нефтепровод представляет угрозу экологии региона, как оценивает правительство Словении проект Констанца — Триест?
— Для словенцев очень важна охрана окружающей среды. Иностранные туристы именно потому постоянно посещают Словению, что здесь их ожидает чистая экология. Вместе с тем мы хорошо понимаем вызовы и потребности развития, тесно связанные с увеличением объемов использования энергии. Бесспорно, нужно инвестировать в реконструкцию и строительство энергетической инфраструктуры, но при этом следует хорошо и взвешенно продумать способы обеспечения энергоснабжения. Вопрос энергетической безопасности, кстати, также будет одним из приоритетных направлений деятельности Словении во время ее председательствования в ЕС.
В свете увеличения диверсификации поставок энергоносителей и, соответственно, усиления энергетической безопасности Словения поддерживает сооружение новых энергетических объектов и развитие транзита энергоносителей. Словения задекларировала свою принципиальную поддержку проекта нефтепровода Констанца — Триест, хотя он до сих пор находится на стадии проектных исследований, присоединившись третьего апреля нынешнего года к подписанию Декларации министров. Нефтепровод помог бы уменьшить количество танкеров в северной Адриатике, что положительно сказалось бы на охране окружающей среды и развитии туризма в регионе. С уверенностью могу сказать, что Словения в этом случае, как и при любом другом вмешательстве в природную среду, досконально изучит будущие последствия и влияние такого строительства, а также предусмотрит при этом выполнение всех экологических стандартов и норм.