UA / RU
Поддержать ZN.ua

Яд в крови

По сути, несколько таких "китов", как УНИАН, формируют большую часть новостного контента страны, который потом расходится по газетам, сайтам, новостным службам телеканалов. А медиапространство - единый организм, в котором нельзя отравить только правую ногу: яд неизбежно разойдется по всему телу.

Автор: Виктор Трегубов

На то, чтобы заработать себе репутацию, уходит двадцать лет. Для того чтобы ее уничтожить, достаточно пяти минут. Помня об этом, вы будете действовать иначе.

Уоррен Баффет,
крупнейший инвестор современного мира

Двадцать лет тому назад, в марте 1993 г., в Киеве открылось Украинское независимое информационное агентство новостей. Сокращенно - УНИАН. Двадцать лет оно было одним из крупнейших поставщиков новостного контента в стране.

И наверное, еще будет. Но уже, увы, без прошлого знака качества. 11 февраля сего года на сайте были размещены три новости о деятелях оппозиции, причем одна из них фигурировала как опровержение другой. Все три были ложью. Не просто искаженной информацией, нет: все материалы содержали выдуманные от начала до конца ложные цитаты. И если первая новость, где Александра Кужель якобы заявляет о том, что ее могут арестовать и грозит власти новым Майданом, выглядела просто неправдоподобно, то вторая и третья, где Сергей Власенко рассказывает о сотрудниках "органов", устроивших за ним слежку в костюмах мультипликационных медведей, и вовсе была похожа на повод для фотожаб.

Точнее, была бы похожа, будь она размещена где-нибудь на сайте юмористических новостей, где каждый день - как первое апреля. Или на "сливном бачке" - интернет-сайте, где за деньги можно разместить любую заказуху. Но она была размещена на УНИАН и разошлась по стране. Журналисты привыкли УНИАН верить, зная, что размещать откровенную ложь для агентства такого уровня фигурально и буквально себе дороже. В этом бизнесе "потеря репутации" и "убыток" - полные синонимы.

В тот злосчастный день кто-то решил, что двадцать лет репутации и сопутствующее доверие клиентов - достаточная плата за возможность смачно плюнуть в нескольких политиков. Политики-то утерлись - они видали наезды и покруче, но кто теперь спасет агентство? И кто поможет оправиться от шока тем, кто доверял его контенту? Контрольным выстрелом стал тот факт, что после разразившегося скандала новости с сайта агентства были сняты... лишь на несколько часов, после чего вернулись в ленту новостей вновь. Когда уже вся страна знала, что это - ложь. И они до сих пор там.

Впрочем, бывшие и действующие сотрудники агентства признают: заказные материалы в нем, как и во многих отечественных медиа, появлялись и раньше. Другое дело, что между обычной "заказухой", основной грех которой - несбалансированная подача мнений или скрытая реклама, и прямой ложью - пропасть.

Сейчас коллектив редакторов сайта УНИАН винит в произошедшем непосредственное начальство - гендиректора агентства Вадима Осадчего и шеф-редактора Михаила Ганницкого. Люди, знакомые с внутренней кухней сайта, относятся к этим обвинениям скептически. Конфликт между Осадчим и подчиненными длится уже год - с того самого момента, как Осадчий занял свою должность. И этот сор особо в избе не держался.

В данном случае Осадчий и Ганницкий, похоже, оказались между двух огней. Тем немногим, кому удалось с ним связаться, Осадчий объяснил появление и (что важнее) возвращение фальшивых новостей требованием "сверху". В том смысле, что это явно не его личная блажь. Маловероятно и то, что инициатива шла от "топа топов" - основного инвестора агентства Игоря Коломойского: орлы мух не ловят, тем более зеленых. Больше знать об изначальном источнике провокации может связующее звено между Осадчим и Коломойским - управляющий медиаактивами последнего Александр Ткаченко. Заметим, что именно ему, по всей видимости, придется рассматривать жалобу коллектива УНИАН на Осадчего с Ганницким.

Напомним, есть и другая зацепка, ведущая к возможным режиссерам провокации. Примерно в те же дни в ряд медиа было разослано фальшивое письмо со схожим содержанием от имени пресс-секретаря "Батькивщины" Натальи Лысовой. Эта провокация не выстрелила: будучи уже "пугаными", медийщики перепроверили его "аутентичность" в пресс-службе БЮТ. Выяснилось, что электронная почта Лысовой была взломана, как и почта ее шефа Григория Немыри (на самом деле Лысова - именно его, а не партийный, пресс-секретарь). Похоже, за провокацией в УНИАН стоят те же люди, что и за так называемыми "НемыряLeaks" - анонимной кампанией по очернению этого политика. А тут уж можно вспомнить, что по подобной схеме и в очень похожем стиле пару лет назад "мочили" судью Бачуна... Впрочем, это может быть и совпадением.

На самом деле вопрос "Кто виноват?" в данном случае - примерно как спор о том, "кто первый начал", в ходе ядерной войны. То есть для истории, конечно, интересно, но масштаб событий переводит этот интерес в чисто теоретическую плоскость. Истинная роль информагентств огромна: по сути, несколько таких "китов", как УНИАН, формируют большую часть новостного контента страны, который потом расходится по газетам, сайтам, новостным службам телеканалов. А медиапространство - единый организм, в котором нельзя отравить только правую ногу: яд неизбежно разойдется по всему телу, как фальшивая новость о мишках разошлась по всему UAнету.

На этот раз была перейдена грань, которую свято блюли все медиа, чьи авторы хоть иногда ставят под материалами собственные имена. Придумать бредовую цитату с нуля и отказаться ее снимать после того, как факт стал общеизвестным, - это даже по отечественным меркам что-то невероятное. Крушение основ: а на какую же тогда информацию вообще можно положиться, если даже агентства - ровесники независимости, компании, для которых репутация - это основа существования, могут себе позволить беззастенчиво врать в глаза читателю, разводя руками и кивая на начальство? Как тогда верить СМИ помоложе? В нашей стране даже школьники знают, что такое "ментовская провокация". Знают, что если надо будет, то тебе могут подбросить и героин в карман, и пистолет в сумку, и даже новые факты в личное дело... Но чтобы ложь - да прямо в голову, через источник, которому ты все-таки привык доверять…

Это выход на новый уровень.

От редакции: Еженедельник "Зеркало недели" за почти двадцать лет выхода считанные разы использовал новости УНИАН. Однако наш сайт сотрудничал с агентством достаточно тесно. Поэтому с целью защиты наших читателей от риска вброса недостоверной информации редакции еженедельника "Зеркало недели. Украина" и сайта ZN.UA приняли решение бойкотировать новостную ленту УНИАН до тех пор, пока:

1) руководство агентства публично не разъяснит причины "вброса", информфальсификата;

2) не уберет с ленты фальшивые новости;

3) не опубликует опровержение новостей, появление которых подорвало доверие к агентству.