UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вызовы турборежима Верховной Рады в военное время

Чем угрожают быстрые решения парламента

Автор: Олег Савичук

После широкомасштабного вторжения войск РФ Верховная Рада оказалась одним из самых устойчивых государственных институтов. Несмотря на войну, опасность диверсий и обстрелов, политические или идеологические расхождения, нардепы объединились в единую движущую силу, принимающую важные уже сейчас для государства и граждан решения.

Парламент работает слаженно и быстро. Такие скорость принятия законов и их количество не могут не сказаться на качестве. Понятно, что времени для написания и проработку инициатив почти нет. Но часть из принятых инициатив не только не решает проблемы, но и порождает новые, создает коллизии, неточности, возможности для злоупотреблений.

Читайте также: Рада утвердила признание войны России в Украине как геноцид народа

В этой статье мы приведем примеры инициатив, которые очень важны в условиях полномасштабной войны, но, чтобы они были действенными, нардепам точно следовало бы уделить им значительно больше времени и внимания.

Какова цель?

Инициатива должна была убрать лишние бюрократические механизмы для эффективной работы государства во время войны: урегулировать полномочия местного самоуправления и исполнительной власти на время военного положения, а также решить вопрос о назначении на некоторые должности.

Нардепы предлагали автоматически прекратить полномочия районных и областных рад, согласовывать часть решений глав громад с руководителем военной администрации, предоставить дополнительные основания для прекращения полномочий местного самоуправления в громадах, а также наделить правительство полномочием фактически издавать законы.

Народные депутаты проголосовали этот проект еще 24 марта и уже на следующий день его передали на подпись президенту. С тех пор он не подписан. Местное самоуправление и граждане находятся в подвешенном состоянии, ведь в любой момент законопроект со всеми его рисками и недостатками может стать законом.

Что не так для государства?

Прежде всего для эффективного отпора агрессору вряд ли следует прекращать полномочия отдельных органов местного самоуправления или делать глав громад зависимыми от руководителя местной администрации. Но об этом следует спрашивать политиков, несущих ответственность за эти решения. Нас же волнуют недостатки законопроекта, которые окажут влияние на общество.

Во-первых, нардепы предложили, чтобы правительство в условиях военного положения могло издавать решения, которые фактически будут иметь статус закона. Но Конституция Украины запрещает подобные вещи. В Украине действует принцип разделения властей на судебную, исполнительную и законодательную. Верховная Рада является единственным законодательным органом в стране, а ряд вопросов может регулироваться только законом. Эти положения Конституции действуют всегда, и ограничивать их даже в условиях военного положения нельзя.

Во-вторых, инициатива создала массу разногласий с действующим законом и не исправила их. Например, нардепы запретили на время военного положения прекращать полномочия местного самоуправления. Но действующий закон разрешает распускать местные рады и глав громад, вместо этого создавая военные администрации.

В-третьих, нардепы прекратили полномочия районных и областных рад, а также разрешили президенту без лишних объяснений создавать военные администрации в громадах. Но этот же закон прямо запрещает просто так прекращать полномочия местного самоуправления и требует для этого четких оснований.

После регистрации законопроект минимум дважды исправляли в парламентском комитете. И ни одна из редакций не устранила эти недостатки.

Как это повлияет на общество?

Больше всего надо переживать избирателям и органам местного самоуправления. Районных и областных депутатов просто отстранили от полномочий на время войны. По результатам выборов 2020 года, только в областные рады избрали 1680 депутатов. Районных депутатов должно быть по крайней мере в несколько раз больше.

Власти громад сделали зависимыми от руководителя военной администрации. Поэтому защищать и представлять интересы избирателей в принятии решений на местах будет некому. Особенно несправедливым это будет в отношении тех громад, на территории которых не ведутся активные боевые действия.

Фактически граждан лишают права на местное самоуправление. Единственным органом местного самоуправления в громаде становится глава громады. Но его сфера ответственности ограничивается всего лишь передачей средств на нужды Вооруженных сил, управлением имуществом громады, благоустройством и борьбой со стихийными бедствиями или эпидемиями. А если он захочет действовать вне этих сфер или не согласовывать свою работу с руководителем областной военной администрации, последний сможет инициировать его увольнение на время военного положения.

С другой стороны, закон окажет позитивное влияние на военных, количество которых в Украине сейчас составляет не менее 450 тысяч человек, и работников примерно 140 новообразованных военных администраций. Они смогут в большей степени сосредоточиться на отпоре оккупанту и не будут тратить время на лишние дискуссии с местной властью. Но общая несогласованность закона может не дать им возможности работать качественно и эффективно.

Также этот закон влияет на предпринимателей, военных, работников, работодателей, налогоплательщиков, спортсменов — едва ли не на каждого, кто находится в Украине, ведь именно относительно них правительство сможет принимать решения, которые будут иметь фактически статус закона. При этом любой акт, изданный Кабмином по прописанной в законе процедуре, можно будет обжаловать в суде. И у суда будут все основания его отменить.

Например, Кабмин по такой процедуре может ввести новый налог. Но рано или поздно суд может его отменить, и неизвестно, что делать, если это произойдет, и будет ли государство возвращать уплаченные средства.

К тому же процедура рассмотрения законопроектов в парламенте неслучайно публичная и продолжительная. Граждане имеют возможность ознакомиться с инициативами и отреагировать на них. Если же все будет делать Кабмин, процедура будет непубличной и очень быстрой. Поэтому недавняя инициатива об уголовной ответственности за невозвращение призывников из-за границы, которую раскритиковали в обществе, может стать реальностью без лишнего шума.

Какой была цель?

В начале марта нардепы проголосовали, а президент подписал закон, которым вводились основания для лишения России ее собственности. Теперь любое движимое и недвижимое имущество, средства, вклады в банках, ценные бумаги, корпоративные права или другие активы на территории Украины, которые прямо или косвенно принадлежат государству Россия, могут быть национализированы решением СНБО.

Идея понятна: Россия как страна-агрессор таким образом хотя бы частично заплатит за ущерб, нанесенный Украине. К тому же, принимая во внимание полномасштабную агрессивную войну, закон запретил какую-либо компенсацию и возмещение за такое изъятие. Полученные средства и имущество будут работать на нужды Украины и наших Вооруженных сил.

Что не так для государства?

Во-первых, законом невозможно запретить компенсацию и возмещение за принудительное изъятие имущества, даже если оно происходит в условиях полномасштабной войны. Конституция определяет, что принудительное отчуждение имущества можно применять лишь в том случае, если перед этим государство полностью возместило его стоимость. Поэтому норма закона, позволяющая не возмещать предприятию стоимость отобранного государством, неконституционна, и суды смогут ею не пользоваться.

Даже если национальные суды будут применять закон, несмотря на его частичную неконституционность, это не спасет Украину. Наша страна является членом Совета Европы и обязалась выполнять требования Европейской конвенции по правам человека, поэтому нужно ожидать исков в Европейский суд по правам человека.

Во-вторых, закон определяет, что через шесть месяцев после окончания военного положения указ президента о принудительном отчуждении имущества должен утвердить парламент отдельным законом. Вероятно, что таким образом будут пытаться легализировать это решение и избежать потенциальных судебных споров. Но это также неконституционно.

Конституция содержит исключительный перечень полномочий парламента. Расширять его законом или любым иным образом нельзя. Что без колебания подтвердит Конституционный суд.

Как это повлияет на общество?

Существует высокая вероятность того, что национальные суды и Европейский суд по правам человека встанут на сторону России. Украине придется если не возвращать имущество, то компенсировать его стоимость. А это средства, которые могли бы пойти на компенсацию пострадавшим или помощь военнослужащим.

Если же отменят закон, которым должны утвердить указ об изъятии имущества, то Кабмин будет вынужден все вернуть предыдущему владельцу. А это тоже существенные потери для бюджета.

Какой была цель?

Закон направлен на то, чтобы сделать невозможным коллаборационизм граждан с оккупационной властью. Им нардепы ввели ответственность за публичное отрицание гражданином агрессии против Украины, добровольное занятие должностей в оккупационной администрации, передачу имущества оккупантам и проведение акций в поддержку России.

Коллаборационизм отдельных политиков и граждан представляет значительную опасность для Украины. Их действия не только способствуют агрессии России против Украины, но и приводят к оккупации стратегических населенных пунктов, легализации оккупационной власти и смертям своих граждан. Поэтому появление инициативы, которая бы запрещала подобные действия, было лишь вопросом времени.

Что не так для государства?

Во-первых, в Уголовном кодексе уже есть ответственность за государственную измену. Именно как государственную измену можно квалифицировать большинство действий, определяемых как коллаборационизм.

Во-вторых, ответственность, введенная парламентариями, будет распространяться на работу, которая не связана с управленческо-организационными функциями. А значит, это может быть даже работа медиков, пожарных или коммунальщиков, которые, выполняя свой профессиональный долг, будут трактоваться как коллаборанты, потому что будут работать и получать вознаграждение от оккупационных органов.

В-третьих, закон значительно усложнил жизнь бизнесу, который даже не намеревался как-то помогать оккупантам. Все из-за того, что законотворцы криминализовали передачу имущества оккупационным формированиям и любую хозяйственную деятельность, которая будет происходить во взаимодействии с государством-агрессором. Поэтому существует риск, что предпринимательская деятельность, приносившая пользу гражданам на оккупированных территориях, будет расцениваться как преступление.

Как это повлияет на общество?

Суды, прокуроры и следователи могут утонуть в делах о переквалификации действий преступников с государственной измены в коллаборационизм. К тому же преступники, которых ранее осудили за измену Украины, смогут получить более легкое наказание.

Таким образом, появятся основания пересмотреть приговор жителю Закарпатья, которого осудили за государственную измену на 12 лет за организацию митингов за создание «Республики Подкарпатская Русь». А теперь его действия подпадают под преступление «коллаборационизм», что предусматривает значительно меньшее наказание.

Медицинские работники, преподаватели или социальные работники, поддерживающие нормальную жизнь на временно оккупированных территориях, могут понести за это ответственность. Ведь они формально будут работать на незаконные органы власти, хотя и не принимают никаких решений.

Но больше всего вопросов будет у бизнеса. Народные депутаты не определили, должна ли передача имущественных ресурсов оккупантам быть добровольной. Поэтому даже при условиях, когда российские военные будут принудительно изымать имущество бизнеса, его владельцы могут понести уголовную ответственность.

Так что к неожиданным последствиям следует готовиться организаторам гуманитарной помощи для временно оккупированных громад, потому что такая помощь часто оказывается в руках оккупантов. Или аграриям, технику и продукцию которых крадут, а фермы используют как воинские части.

***

Понятно, что война требует быстрых решений и действий. Но качество законов может быть даже важнее, чем их неотложность. Если плохо написать закон, его либо не получится воплотить в жизнь, либо он будет иметь существенные недостатки, дающие возможность исполнителям для злоупотреблений. За такие ошибки правительство будет расплачиваться средствами налогоплательщиков, которые должны пойти на восстановление Украины и компенсации пострадавшим. Но что хуже всего, реализация этих норм не позволит достичь целей, ради которых они создавались.

Еще не поздно исправить недостатки. Для этого народные депутаты должны наработать, комитеты — рассмотреть, а парламент — принять соответствующие законопроекты. Это может занять некоторое время, но как раз качественных и действенных решений мы ожидаем от Верховной Рады. Особенно если от этого зависит судьба Украины.