UA / RU
Поддержать ZN.ua

Выйти из кризиса и раскрыть потенциал страны

Когда-то, когда я только начинал работать винницким городским головой - а мне на тот момент было 28 лет, - один опытный менеджер дал мне хороший совет. Он сказал: "Если хочешь быть успешным руководителем, то должен одновременно смотреть и вокруг себя - слышать и видеть то, что волнует людей сегодня, - и в будущее, всегда понимать конечную цель, к которой идешь".

Автор: Владимир Гройсман

Когда-то, когда я только начинал работать винницким городским головой - а мне на тот момент было 28 лет, - один опытный менеджер дал мне хороший совет. Он сказал: "Если хочешь быть успешным руководителем, то должен одновременно смотреть и вокруг себя - слышать и видеть то, что волнует людей сегодня, - и в будущее, всегда понимать конечную цель, к которой идешь".

Этим принципом я всегда руководствовался в своей работе. Убежден, что именно им обязаны руководствоваться и ныне формирующаяся коалиция, и правительство, которое должно быть перезагружено в ближайшее время.

Наш стратегический ориентир неизменный - европейская Украина, европейская и евроатлантическая интеграция. Этому ориентиру отвечают все наши ключевые документы - Соглашение об ассоциации с ЕС, предложенная президентом Украины Стратегия-2020, базовые позиции коалиционного соглашения, позиции наших стратегических соглашений с международными партнерами.

Но сегодня я бы хотел сказать прежде всего о ближайших шагах, об антикризисном плане действий, ибо сейчас нам необходимо не только работать для достижения целей среднесрочного масштаба, но и ответить на сегодняшние вызовы.

Без антикризисного плана действий любая программа не будет воспринята обществом. Люди ждут от власти понимания их проблем и конкретных шагов - не завтра, не через год, два или три, а уже сегодня. Не популизма и сладких обещаний, а действий.

Власть - это прежде всего способность решать проблемы людей, и мы должны эту способность доказать. Именно в этом единственная возможность возобновить доверие людей.

Украину справедливо называют страной с огромным потенциалом. По уровню развития общества, природным ресурсам, экономическим возможностям наша страна способна не только присоединиться/вернуться в семью европейских народов, но и стать одним из лидеров в нашем регионе.

Но как раскрыть этот потенциал? Как направить энергию общества, желание каждого человека жить в европейской Украине на достижение этой цели? Как сделать власть соответствующей уровню состоятельности, силы и креативности общества?

Томас Джефферсон более 200 лет назад отметил, что искусство управления заключается в искусстве быть честным. Поэтому нам предстоит откровенно и без прикрас оценить ресурсы, на которые сейчас можем опираться. Определить приоритеты, которые позволят использовать эти ресурсы так, чтобы достижение каждого результата открывало возможности для дальнейшего развития, преодоления проблем следующего уровня. И действовать решительно и последовательно, сотрудничая на каждом шагу с гражданским обществом - разъясняя свои действия, получая поддержку и совет, а где надо - контроль со стороны людей.

На мой взгляд, эффективный антикризисный план действий должен ответить на ряд учредительных вопросов.

1. Как заставить государственные органы работать на людей?

2. Как привлечь инвестиции?

3. Как преодолеть безработицу?

4. Как улучшить инфраструктуру жизни?

5. Как обеспечить устойчивое развитие Украины?

Ответы на них дадут возможность решить хронические проблемы - такие как коррупция - и мобилизовать возможности страны для прорыва в Европу.

1. Как заставить государственные органы работать на людей?

Именно эффективность управления, а не природные ресурсы является сегодня ключевым фактором конкурентоспособности стран в мире.

Реформу государство должно начать с себя. Я предлагаю коалиции подписать Основы взаимодействия коалиции и правительства, где четко определить механизмы предварительной проработки, проговаривания всех принципиальных вопросов. Чтобы решения тщательно готовились, а принимались оперативно. Чтобы ушли в прошлое взаимная борьба и популизм в коалиции. Это - вопрос политической ответственности и эффективности.

В правительстве необходимо восстановить прозрачный механизм работы над проектами. Чтобы вопросы не становились сюрпризом не только для общественности, но и для депутатов, а тем более - для членов Кабмина. Тогда и у общества будет возможность обсудить проект решения, предложить коррективы и сотрудничать в его реализации в режиме реального времени.

С мая с.г. вступает в силу новый закон о государственной службе. Он должен стать эффективным инструментом преобразования постсоветской бюрократической машины в современную сервисную службу государства: удобную для граждан и обеспечивающую достойные условия и защиту работающим там служащим. Невозможно проводить результативные изменения, если инструмент политики генерирует не решение, а вызовы. Потому реформа государственного управления - это задача, которая является для нас приоритетной и требует нашего первоочередного внимания.

То же самое касается децентрализации - реальной передачи на уровень громад как полномочий, так и ресурсов для их реализации. Должны быть завершены налоговая и бюджетная реформы, которые обеспечат этот процесс на уровне законодательства и его имплементации. Человек должен решать все вопросы с государством и органами местного самоуправления максимально быстро, прозрачно и удобно. Первые результаты децентрализации уже пора углубить, а успешный опыт передовых громад - распространить на всю страну.

Важнейшая задача для государства - обеспечить справедливость. Потому обязанность коалиции - прежде всего завершить судебную реформу: принять в целом изменения в Конституцию, а также законы, необходимые для эффективной работы новой системы. Только при наличии справедливого суда, а также эффективно и прозрачно работающей правоохранительной системы люди будут чувствовать себя защищенными, а страна будет привлекательной для инвестиций.

2. Как привлечь инвестиции?

Надо убрать препятствия, которые мешают экономике развиваться и толкают деньги в тень.

Это диктует неотложную необходимость реформ на таможне и в налоговой. Упрощение уплаты налогов. Прозрачные процедуры. Что означает простое администрирование налогов, уменьшение оснований для чиновников вмешиваться и мешать бизнесу и создание взамен простых процедур для честной уплаты налогов, а впоследствии - выхода бизнеса из тени.

Это требует, в конце концов, провести полноценную дерегуляцию, ограничить возможности для вмешательства всякого рода инспекций в деятельность бизнеса и ввести персональную ответственность для чиновников, которые, злоупотребляя своими полномочиями, налагают на бизнес неправомерные штрафы.

Это означает прозрачность в распределении бюджетных средств. И на инфраструктурное развитие - на дороги, ремонт школ и больниц, проекты местной инфраструктуры. И в системе государственных закупок. И в управлении государственными предприятиями, имеющими значительный потенциал привлечения инвестиций.

Цель этих шагов - поддержать тех, кто хочет вкладывать средства в развитие Украины, и дать по рукам тем, кто привык ее грабить.

3. Как преодолеть безработицу?

Создание здорового инвестиционного климата открывает несколько путей.

Первый - бурное развитие малого и среднего бизнеса. Энергия и упорство украинцев, которые они продемонстрировали во время Революции достоинства и отражения агрессии России, сможет войти в мирное русло - создание новых предприятий, возможностей, технологий. Это будет означать привлечение миллионов граждан к развитию нашей страны.

Второй - инвестиционные проекты. Соглашение об ассоциации с ЕС. В частности, создание углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли уже открыло огромные возможности как для наших экспортеров, так и для общих проектов в Украине. Задача экономического блока правительства - развить эти возможности, превратить перспективы в устойчивый тренд.

Третий - изменение системы работы служб занятости, так как сегодня они малоэффективны в содействии трудоустройству безработных. Есть также опыт европейских стран, где созданы стимулы для работодателей, которые открывают новые рабочие места, дают молодежи первую работу и т.п. И этим опытом нам следует воспользоваться.

Важность таких шагов сложно переоценить. Ведь ощущение, в правильном ли направлении движется страна, зависит - и едва ли не в первую очередь - от того, как будет меняться экономическая ситуация, и каким будет экономическое самочувствие граждан.

4. Как улучшить инфраструктуру жизни?

Капитальный ремонт страны. Создать благоприятный климат для развития бизнеса важно, но недостаточно. Я убежден, что без стимулирования определенных экономических активностей мы не выведем экономику из стагнации.

При эффективном использовании ресурса государственных инвестиций мы сможем создать такие стимулы. Предварительный анализ бюджета показал, что государство вкладывает средства в объекты со степенью готовности 5–7%, чтобы за год довести ее до 10%. Проще говоря, деньги закапываются в котлованы. Если эти средства не размазывать, а сконцентрировать на инфраструктурных проектах, например на программе ремонта и строительства дорог, то получим сразу несколько результатов - сделаем действительно полезное дело для страны, покажем заметные достижения да еще и дадим людям реальную работу и заработки, поскольку одно рабочее место в строительстве создает до семи рабочих мест в сопредельных секторах.

Есть другие инфраструктурные проекты, которые можно запустить, - энергоэфективность, местная инфраструктура и т.п. Фактически - начать капитальный ремонт страны. Дополнительно у нас есть уже выделенные ресурсы международных финансовых учреждений, которые выбираются сейчас неэффективно. А также - значительные средства в местных бюджетах как результат начатой финансовой децентрализации.

При этом есть несколько важных моментов. Первый - жесткий контроль, чтобы не воровали. При наличии желания и политической воли это возможно. Второй - контроль качества. Здесь нам помогут наши международные партнеры и гражданское общество. И третий - стратегическое видение того, что мы делаем и для чего, какие транспортные коридоры строим. Чтобы не строить дороги, ведущие в никуда.

5. Как обеспечить устойчивое развитие Украины?

Самым выгодными долгосрочными капиталовложениями является поддержка отраслей, обеспечивающих здоровье и развитие человека. Это здравоохранение, образование и наука, культурное развитие.

Все эти сферы являются мотором модернизации страны, ее конкурентоспособности в мире. Поэтому они должны быть на передовых рубежах развития.

Относительно образования и науки приняты отдельные базовые законы, полноценное воплощение которых в жизнь позволит этим сферам опереться на украинские и международные ресурсы, стать частью европейского научного и образовательного пространства и, что не менее важно, - восстановить связь с украинской экономикой, спросом на знание, технологии и специалистов.

Медицина остается отраслью, где необходимость реформ практически во всех сферах является критической. Это касается и стандартов оказания помощи, и перспектив развития медицинских учреждений, и формы их существования, и демонополизации фармацевтического рынка, что должно привести к снижению цен на лекарства, и многих других, очень специальных, аспектов. Медицинская реформа слишком сложная для осуществления, но ее результаты чрезвычайно важны для каждого человека.

Вопросы культуры традиционно рассматривались, к сожалению, по остаточному принципу. Но российская агрессия доказала: пренебрежение вопросами информационной и гуманитарной безопасности, развития культурной сферы угрожает потерей государства и собственной идентичности. Эти ошибки не повторятся. Правительство и коалиция, совместно с сообществами культуры и искусств, должны найти современный механизм поддержки украинской культуры, языка, творческой жизни.

Конечно, жизнь сложнее любых схем, программ и стратегий. Очевидно, что президент, коалиция, правительство каждый день работают над широким спектром задач - как текущих, так и стратегических. У нас есть Коалиционное соглашение, написанное совместно с экспертами гражданского общества еще в 2014 г. Оно систематизирует эти задачи, указывает пути их выполнения и должно быть реализовано во всей полноте относительно всех сфер жизни общества и государства.

Но начать надо с элементарных, давно необходимых шагов. И если мы сможем удержать фокус внимания на первоочередных реформах, которые позволят раскрыть скрытый, усыпленный, нереализованный потенциал нашей страны, мы достигнем успеха.

Успех порождает успех, и достигнутые на каждом этапе результаты станут залогом дальнейшего прогресса. А ощутимость этих результатов для граждан будет лучшей рекламой реформ - и в Украине, и за рубежом. Успех Украины должен стать ее визитной карточкой в мире.