UA / RU
Поддержать ZN.ua

Выиграть войну с Россией и самим превратиться в Россию — не имеет никакого смысла

В новый год с настроением

Автор: Александра Матвийчук

Новый 2014 год я встречала под Лукьяновским СИЗО, где держали одного из узников Банковой. Мы перелезли через какую-то изгородь, приблизились к стене, за которой виднелись корпуса. В окнах горел свет, и мы как можно громче кричали: «Стены падут, свобода придет!» и называли этого человека по имени. Где-то там под бой курантов мы откупоривали шампанское. Мы надеялись, что он нас слышит. Потом мы узнали, что так и было.

Война России против Украины началась не в феврале 2022-го, а в феврале 2014 года. Когда авторитарный режим Януковича пал, всех политзаключенных освободили, и мы получили возможность начать демократическую трансформацию Украины. У нас появился шанс построить себе такое государство, где права каждого человека защищены, власть подотчетна и подконтрольна, суды независимые, а полиция не бьет мирно протестующих студентов. И, чтобы остановить нас на этом пути, Россия начала войну, оккупировала Крым и часть Луганской и Донецкой областей. Потому что Путин боится не НАТО. Путин боится идеи свободы.

Читайте также: Подарок россиянам под елку: Путин подписал целый пакет репрессивных законов

Все эти годы после Революции Достоинства гражданское общество вынуждено работать в двух направлениях. Во-первых, защищать от российской агрессии страну и людей на оккупированных территориях. Во-вторых, побуждать власть проводить демократические реформы. У нас не было роскоши сосредоточиться исключительно на чем-то одном. Мир быстро меняется, и если Украина хочет занять свое место среди развитых стран, то должна неустанно двигаться по пути, очерченному Революцией Достоинства. У нас нет такой роскоши и после полномасштабного вторжения. Особенно когда миллионы украинцев собственными глазами увидели, что означает другое цивилизационное измерение, где жизнь человека ничего не стоит, жены советуют мужьям насиловать женщин, авиабомбы сбрасывают прямо на театры, а «вторая армия мира» ворует косметику и стиральные машины.

Все эти восемь лет Украину продолжали называть «нацией в транзите», которая двигается к развитым странам, но имеет ощутимую постсоветскую инерцию. В международных рейтингах отмечали неэффективное управление, коррупцию, пренебрежение правами человека, суженное пространство экономических свобод и т.п. Мы должны совершить прыжок и выйти из зоны турбулентности, в которой Украина пребывала десятилетиями. А это значит, что, несмотря на войну, мы должны достаточно ощутимо окрепнуть и измениться. Я бы сказала, что тем более из-за войны, потому что мы платим высочайшую цену просто за шанс построить государство, в котором захотят и будут свободно жить наши дети.

Читайте также: Кулеба рассказал, действительно ли Зеленский и Байден обсуждали модели окончания войны

Человек — не простой винтик, как это пропагандировалось в СССР, 100-летие со дня создания которого на обломках империи отмечает государство-агрессор именно сегодня — 30 декабря. Россия напрасно старается при помощи силы, ракет и армии навязать нам то, что может нести лишь смерть и угнетение своим гражданам и всему миру.

Война сужает пространство для демократических реформ, но мы должны пройти по этому узкому коридору и выполнить требования к стране-кандидату в Европейский Союз. Игла Кощея — в необходимости создать независимую и справедливую судебную систему, где любой человек, независимо от доходов или должности, может защитить свои права и интересы. Для этого мало принять качественные законы и сформировать качественные институции. Ценности общества все равно перевесят, потому что это люди воплощают в жизнь предписания законов и руководят работой институций. Поэтому меняться надлежит и нам.

Эта задача усложняется тем, что война заставляет пройти тест на преданность ценностям, которые мы декларируем. Всегда есть угроза стать зеркалом стороны, с которой ты сражаешься. Особенно когда речь идет о противостоянии России, которая демонстративно игнорирует международное право, использует военные преступления как метод ведения войны и чихает на решения международных организаций. Но россияне ведут себя, как дикари, решившие разрушить мирное развитие Европы и уничтожить более развитую и успешную западную цивилизацию. Поэтому мы не должны использовать их методы. Выиграть войну с Россией и самим превратиться в Россию — не имеет никакого смысла.

Читайте также: Без победы Украины на поле боя крепкого мира не получится — Столтенберг

Логика простых решений во время войны диктует необходимость концентрации власти в одних руках. Но не все простые решения правильны, особенно в долгосрочной перспективе. То, какой Украина будет на момент победы, решается сейчас. И гражданское общество не должно оставлять эти решения без внимания.

Это не война между двумя странами, это война между двумя системами — авторитаризмом и демократией. Путин хочет убедить весь мир, что демократия, верховенство права и права человека — фейковые ценности. Потому что во время войны они никого не защищают. Да, право сейчас не работает, но это временно. Мы должны продемонстрировать силу правосудия. Даже если для этого придется изменить глобальный подход к правосудию за военные преступления. Потому что мир до сих пор смотрит сквозь призму Нюрнбергского трибунала, на скамье подсудимых которого убийцы миллионов оказались только после падения нацистского режима. Мы не должны ждать. Мы должны создать международный трибунал и привлечь к ответственности Путина, Лукашенко и других российских военных преступников.

…Теперь о настроении. Скажу честно, накануне Нового года у меня нет ощущения праздника. Вряд ли оно появится, но, с учетом ситуации, это и понятно. Однако у меня есть четкое понимание нашей ответственности, которую мы ни на кого не можем переложить. И уверенность, что на этом витке истории мы таки выполним свое «домашнее задание». Пусть новый 2023 год поможет нам в этом.

Больше материалов Александры Матвийчук читайте по ссылке