UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Всеїдність»

Кто бы мог представить три года назад, когда хмельницкий электорат на 80% был за Ющенко, что еще при ...

Автор: Светлана Кабачинская

Хочется низко поклониться Верховной Раде за то, за что все ее бранят: за пропорциональную систему выборов в местные советы. Иначе народ не увидел бы настоящего лица наших партий так реально и персонифицировано. Ведь вожди на глянцевых телеэкранах, что бы ни говорили, что бы ни делали, все равно — небожители. Зато их подчиненные на местах видны вплотную и без прикрас. И люди все больше судят о вождях, а также их партперьях именно по словам и действиям тех, кто непосредственно представляет божественных народу.

Впрочем, здесь и без того есть на что посмотреть.

Последний из могикан

Кто бы мог представить три года назад, когда хмельницкий электорат на 80% был за Ющенко, что еще при президенстве Виктора Андреевича из 60 депутатов горсовета членом пропрезидентской партии «Наша Украина» останется только один?!

Собственно, их и сразу после выборов насчитывалось всего в три раза больше: Колищак, Палий и Ружицкий, известные в городе бизнесмены, из которых в оранжевой революции был замечен только последний. Но в день выборов участие в революции уже не играло роли. Ибо, напомним читателям, выборы городского головы и горсовета в Хмельницком состоялись аж 25 июня 2006 года: в марте жители города голосовали только за депутатов Верховной Рады, а местные выборы были сорваны. Причиной послужило снятие с избирательных гонок тогдашнего городского головы Николая Приступы — по инициативе его давнего соперника, председателя городской организации «Нашей Украины» Виктора Колищака. Тем не менее избирательная возня не принесла Колищаку желанной должности: на июньских выборах городского головы он стал аж четвертым, а его партия провела в городской совет всего четырех депутатов — столько же, сколько и Партия регионов. Еще трое прошли под брендом именного блока «Родной город» — Колищак». Но во фракцию «Нашей Украины» вошло только шестеро: одного депутата подарили коллегам-регионалам, которых не набиралось для создания самостоятельной депутатской фракции. Что было лишним подтверждением того, что и под тем, и под другим партийным флагом в городской совет преимущественно прошли не политические (и тем более не идеологические) конкуренты, а конкретные прагматики с сугубо бизнесовым мышлением.

Возглавил фракцию Александр Палий, которому Виктор Колищак вскоре сдал и руководство городской организацией «Нашей Украины»: в самом деле, зачем лишние хлопоты, если партия власти так и не помогла получить желаемое кресло? Хотя со временем членство в «Нашей Украине» таки посодействовало Колищаку. Его властную потенцию, не оцененную по достоинству жителями Хмельницкого, заметил сам президент. И, как и прогнозировало «ЗН» (№44 от 17.11.2007 г.), в феврале нынешнего года назначил 38-летнего В.Колищака заместителем председателя Хмельницкой областной государственной администрации. Наверное, чтобы создать в области психологически совместную команду руководителей-единомышленников: ведь в ноябре 2007 года председателем Хмельницкой облгосадминистрации был назначен Иван Гавчук — во время выборов-2006 председатель избирательного штаба Колищака и городской организации «Нашей Украины».

8 июня этого года Виктор Колищак вернулся в «большую» политику, возглавив областную организацию партии «Единый центр». Однако не только этот переход ослабил фракцию «НУ» городского совета. Перед тем, в мае, с «нашеукраинских» рядов исключили и Александра Палия: областное партийное руководство увидело в его деятельности нарушения устава и программы партии, которые «вели к ее развалу». А вскоре объявил о приостановлении членства во фракции «НУ» Владимир Швец — внепартийный, но очень авторитетный депутат, старейшина представительского органа города, которого избирают в горсовет уже пятый созыв подряд.

— Не могу смириться с тем, что члены партии, входящие во фракцию «Нашей Украины», не исполняют решений центральных органов партии и своих предвыборных программ, особенно относительно земельных вопросов, — объясняет свой шаг Владимир Федорович. — Как давний сторонник «Нашей Украины», не хочу никоим образом быть причастным к тем политическим игрищам, которые резко снизили доверие граждан к партии и могут привести ее к самоуничтожению.

Так и остался в совете только один депутат с партбилетом «Нашей Украины» — бизнесмен Вадим Ружицкий. А во фракции под этим партийным брендом продолжают плодотворную депутатскую деятельность и предавшие партию, и исключенные из нее, и те, кто никогда не относился к «НУ».

Хмельницкий в оккупации?

Впрочем, такие, как Швец, скорее, исключение, чем правило. «Нормальные» депутаты четко знают, ради чего они рвались в городской совет. Предыдущие политические баталии в горсовете, направленные против диктата господствующей фракции БЮТ (23 депутата плюс городской председатель Сергей Мельник), похоже, закончились «консенсусом», против которого и восстал Владимир Федорович: теперь «дают» всем — независимо от партийной принадлежности. Землю без аукциона для бизнеса жене одного из депутатов — пожалуйста. Участок вне очереди дочери другого депутата — очень просим. Детям же местного партбосса от БЮТ — аж два участка и тоже вне очереди дали. Бухнулся в ноги «оппозиционер», лишь бы за квартиру для единственного дитяти отблагодарить благодетелю разрешением на застройку, — тоже на здоровье. Ведь дети — это святое. Особенно депутатские.

«Это уже не совет, а балаган», — горько констатирует В.Швец.

Но большинство коллег вряд ли его поддержат: сколько там времени осталось до конца каденции — надо же успеть все запланированное воплотить в жизнь! К счастью, горисполкомовские структуры без раздумий идут навстречу депутатским замыслам. Достаточно взглянуть на центр города: едва ли не за каждой «реконструкцией» или застройкой торчат депутатские уши. И напрасно депутаты (как, впрочем, все чиновники в Украине) считают народ идиотом, который ничего не видит и не понимает. «Вчера прошелся по центру города со знающим человеком, — доверительно говорит священник в храме. — Оказывается, он весь захвачен депутатами — прямо оккупация какая-то! А за наш дом сколько они крови нам выпили!»

Очевидно, был прав городской председатель Сергей Мельник, когда признался в одном из интервью, что наконец удалось усмирить бизнесовые интересы некоторых, которые раньше расшатывали совет. Теперь в нем, пожалуй, порхают голубки мира с оливковыми веточками в клювах: на словах все бьются за народное — на самом же деле каждый получает свое. Похоже на то, что Сергей Иванович охотно потворствует депутатам. Или просто устал держать над Хмельницким бело-сердечный флаг? Оно и неудивительно, если так: ведь Сергей Мельник приобщился к «Батьківщине», как только решил бороться за портфель городского председателя, — раньше ему было уютно на должности зампреда областной организации Партии регионов.

Повторить его победный путь найдется немало желающих. «Я был в кабинете Юлии Владимировны!» — аж вырастает от восторга городской депутат-«литвиновец», местный миллионер Владимир Долгов. Задуматься бы над этим Владимиру Литвину, упрямо игнорирующему все действующие властные предложения: ибо для реализации его далекоидущих намерений нужны люди, которые бы так же самозабвенно мечтали попасть в его кабинет.

Ведь этих людей абсолютно не интересует, какого цвета флаг над кабинетом. Их влечет только его властная высота.

Влиться в «ЕЦ» — и?..

В отличие от областного центра, где на властной мачте пестреет бело-сердечное знамя, областные хмельницкие высоты раньше принадлежали «помаранчевым».

Председатель областного совета Иван Гладуняк до сих пор декларирует верность «Нашей Украине», хотя благорасположение верхушки облорганизации «НУ» к БЮТ уже давно не секрет.

А вот председатель областной администрации Иван Гавчук подумал (в феврале на вопрос корреспондента «ЗН», вступит ли он в «ЕЦ», губернатор ответил: «Я подумаю и сделаю свой личный выбор») и весной в партию «Единый центр» таки вступил. Может, потому, что последовательный и привык к партийному лидеру — Колищаку? И привык вступать в партии, когда им трудно? Ведь как-то Иван Карлович упомянул, что вступил в «Нашу Украину» в сентябре 2005 года — «когда партии было трудно». На самом же деле в сентябре 2005-го трудно было разве что новоиспеченному нашеукраинцу Виктору Колищаку, конкурировавшему тогда с активным участником оранжевой революции за портфель председателя городской организации «НУ», с которым (портфелем), считалось, рукой подать до мэрского кресла.

Что ж, не получилось с мэрством — получилось с губернаторством. Не по взмаху ли волшебной палочки «доброго фея» областного руководства — до недавнего времени высокопоставленного нашеукраинца, а нынче властного «ецика» Михайла Полянчича? Ведь именно он постоянно замечен рядом с Колищаком — Гавчуком: и в марте 2006-го, и во время их восхождения на областной олимп, и теперь, при создании «ЕЦ» на Хмельнитчине, когда он благословил на ее руководствоВ.Колищака — «человека со значительным политическим опытом». Что и говорить, опыта здесь ого-го.

«Единый центр», декларирующий себя как новая пропрезидентская сила, изо всех сил вживляется на Хмельнитчине в старые проверенные структуры тоже «партии власти», но еще кучмовской — Народно-демократической. По решению съезда и на призыв лидера — Людмилы Супрун — НДП растворилась в «ЕЦ» и отдала ему себя всю — то есть широкую партийную сеть, имущество и недвижимость. Осталась голая формальность: к 200 — именно столько насчитывают ведущие «ецики» — членам новой политической силы в области присоединить 4500 официально зарегистрированных «народных демократов». Хоть встречного порыва пока что не видно: во всяком случае, из 26 руководителей городских и районных организаций НДП заявления в «ЕЦ» написали только восемь.

«Нет, еще не вступал, — на вопрос корреспондента «ЗН» о новом партчленстве ответил неизменный со времен создания НДП на Хмельнитчине председатель ее областной организации Иван Дунец, известный в крае руководитель большого машиностроительного предприятия и общественно-политический активист. — Решил сосредоточиться на общественной работе в Союзе промышленников и предпринимателей». «Хотите полностью отойти от политики?» — «Почему же? В будущем, возможно, вернусь».

Сдержанный Иван Иванович не стал объяснять то, что заметно всем: несмотря на усилия И.Гавчука, новое «бизнесовое» руководство облгосадминистрации не воспринимается в крае. Вскоре после назначения В.Колищака зампредом ОГА по экономическим вопросам на очередном заседании Союза промышленников и предпринимателей, как приговор, прозвучала фраза: «Ныне как никогда трудно находить общий язык с облгосадминистрацией». Мимоходом переданная журналистами, она явно возмутила председателя облгосадминистрации. Ему же, всегда сидящему в центре всех президиумов, не видно, какой отсутствующий вид у присутствующего рядом заместителя по экономике. И тем более не известно, как трудно местным журналистам выбрать из устных высказываний областного куратора экономики хотя бы одно связное предложение, хоть косвенно приближенное к сфере его служебных обязанностей.

Но это ведь для партийного строительства не главное. Главное, пожалуй, характер и нажим. После первой, полуподпольной, информации о вступлении в «Единый центр» верхушки областной исполнительной власти кулуарами долго ходили слухи о том, как «нагибали» политическое ядро «Нашей Украины» — глав райгосадминистраций и других влиятельных чиновников с партбилетом «НУ», — лишь бы они инициировали переизбрание председателя областной организации «Нашей Украины» О.Буханевича. Но то ли недогнули, то ли перегнули, или это вообще подлая вражеская ложь, — но после «переворотной» партконференции Буханевич остался в кресле. И движения из «НУ», в которой насчитывается 16 тысяч подолян, вроде бы не видно. И «ЕЦ», наверное, наверстает количественно, если к нему, как ныне говорят, присоединятся полуторатысячная в области «Трудовая Украина» и 4600 членов облорганизации Партии промышленников и предпринимателей. Впрочем, в области зарегистрировано 128 партий — так что партии власти есть из кого выбирать приверженцев и соратников. Тогда уже, наверное, никто не посмеет сказать, что губернатор и его команда никого не представляют, кроме самих себя.

А затем останется только договориться с электоратом. Ведь, несмотря на 4500 членов НДП в области, на досрочных парламентских выборах 30 сентября 2007 года за Блок Людмилы Супрун с победным названием «УРА» проголосовало всего 3044 избирателя (0,42%). Поэтому стоит хорошо подумать над будущей аббревиатурой — чтобы сделать ее еще более победной. Например, НДПЕЦ.