UA / RU
Поддержать ZN.ua

Всем пострадавшим от «охоты на ведьм»: дверь власти — открыта!

По мере того как пухнет пропремьерская коалиция в парламенте, ширится в талии и кадровый состав Кабмина...

По мере того как пухнет пропремьерская коалиция в парламенте, ширится в талии и кадровый состав Кабмина. От точеного административного силуэта, введенного в моду Романом Безсмертным еще в правительстве Юлии Тимошенко, не осталось и следа. Достаточно сказать, что вместо строго лимитированных при оранжевых трех замов министра в нынешнем правительстве в некоторых министерствах только первых замов по три. В некоторых количество заместителей доходит до 11, а в среднем равняется семи. Одних вице-премьеров на сегодняшний день — шесть. И это еще не предел.

Получив кадровую сатисфакцию, Партия регионов, предпочитавшая черпать кадровый резерв главным образом за счет сынов и дочерей Донбасса, похоже, сбавила обороты. Не то твердая уверенность в том, что ключевые посты заняты верными земляками, смягчила премьера; не то ресурс исчерпался; не то донетчане обратили внимание на обиды товарищей по партии из остальных ущемленных областей, элиты которых считают, что внесли большую лепту в дело реванша; не то партнеры регионалов по коалиции — СПУ и КПУ, — боясь быть обесцененными коалиционными неофитами, стремятся ввести как можно больше своих людей в различные структуры власти; не то аппетиты неофитов требуют удовлетворения… Словом — не известно что в большей степени, а скорее всего — в результате всех вышеперечисленных причин коалиция вместе с правительством приняла решение о поквотном представительстве партий членов коалиции в органах власти, где кадровую политику формирует Кабинет министров.

Совещание, посвященное вопросам кадровой политики в органах власти, на прошлой неделе прошло у Николая Азарова. Все его участники согласились с тем, что «уровень представительства антикризисной коалиции в местных органах исполнительной власти является недостаточным; что члены антикризисной коалиции берут на себя ответственность за представление кадровых предложений, которые будут отвечать критериям опыта, профессионализма и моральности, и что члены антикризисной коалиции соглашаются на право руководства антикризисной коалиции налагать вето на кадровые предложения, если они не будут соответствовать необходимым критериям».

С учетом этого, всем министрам, руководителям других органов исполнительной власти было предписано «обеспечить безотлагательный личный прием народных депутатов, в том числе и по вопросам кадрового обеспечения госслужбы». А также «в двухдневный срок подать предложения относительно назначения на руководящие посты в центральных органах исполнительной власти кандидатов, которые предложены членами антикризисной коалиции, в соответствии с установленной квотой».

Надо сказать, что в свое время помаранчевое руководство страны также попыталось вводить квотный принцип заполнения кадровых клеточек на всех уровнях. Но в тот период исполнительская дисциплина сильно страдала, и решение так и не было осуществлено. В нынешнем правительстве с дисциплиной все в порядке. Посему возникает вопрос: а в состоянии ли политические силы, и без того назначившие на руководящие посты немало людей либо некомпетентных, либо не имеющих не то что профильного, а даже высшего образования, — найти адекватное решение задаче, поставленной руководством коалиции? Любопытно также, касается ли квотный принцип кадровой экспансии МИД, МВД и Министерства обороны: десять консулов от коммунистов, 15 — от социалистов, остальные — от «Регионов»? Участковых, руководителей следственных групп или командиров батальонов и бригад тоже будут делить по партийному принципу?

Но это еще не все. На том же совещании среди прочих был поддержан и занесен в протокол следующий пункт: «Лично (речь идет о министрах и руководителях центральных органов исполнительной власти. — Ред.) вместе с Минюстом рассмотреть вопрос, связанный с незаконным увольнением кадров в 2004—2006 гг. по политическим мотивам, содействовать восстановлению их на занимаемых должностях с учетом их квалификации, деловых и моральных качеств». Оговорка в конце пункта, безусловно, важна и небезосновательна. Но возникает вопрос: у кого-то из уволенных в 2004—2006 годах в трудовой книжке записано: «по политическим причинам»?

Кто будет оценивать их «моральность» и «квалификацию»? Те же, кто будет взвешивать преданность и потенциально извлекаемую коммерческую выгоду? А как быть с законом, на основании которого проходили увольнения?

Безусловно, помаранчевое руководство страны переборщило, махнув шашкой и освободив от занимаемых должностей около 20 тыс. госчиновников разных уровней. Кажется уже все, кроме президента, до сих пор с гордостью называющего эту цифру, поняли, что оценивать деятельность украинских бюрократов нужно было на основе объективных, а не эмоциональных критериев, что позволило бы сохранить во власти полезных для страны, не связанных с неправовыми действиями, пусть даже и инакомыслящих специалистов. Теперь же новая власть, совершив в центральном аппарате не меньшие чистки, нежели предыдущая, намерена взяться за восстановление потерпевших. При этом расширив политическое влияние на те этажи чиновничьего аппарата, которые вообще не должны быть подвержены какому бы ни было политическому влиянию. В чиновничьем мире эта идея сопоставима с президентской идеей о создании музея советской оккупации Украины. Она в такой же мере соответствует декларациям об увеличении эффективности работы власти, как и идеи объединения страны…