UA / RU
Поддержать ZN.ua

Всего лишь игра. Больше, чем игра

На чемпионате Европы по футболу закончились две сказки — российская и турецкая. Причем драматург...

Автор: Александр Мартыненко

На чемпионате Европы по футболу закончились две сказки — российская и турецкая. Причем драматургия российской сказки напомнила украинскую двухлетней давности — снова провал в начале и конце с ярким зрелищем в середине. Только, пожалуй, еще более ярким, чем наше, и более закономерным.

В секторе российских болельщиков на матче Россия—Швеция на Евро-2008 был развернут баннер с крупным изображением Петра Первого. И поскольку болельщиков называют 12-м игроком, этот пер­сонаж, надо полагать, был 13-м.

Петр в свое время выиграл игру у Карла XII. Играли тогда то ли на своем, то ли на нейтральном Полтавском поле. Но результат известен — в финале Петр выиграл со счетом 3:0 и взял кубок Восточной Европы. Мазепа, напомним, сидел на лавке запасных у Карла и на поле не вышел.

И как вы думаете, кто бы был изображен на баннере в финале в случае встречи там России и Германии? Да, скорее всего, именно ОН. Ведь болельщики московского «Динамо» на трибуне уже разво­рачивали солидный по размеру портрет Лаврентия Палыча Берии, курировавшего в свое время эмвэдэшное общество «Динамо». Их пожурили, но никто не пострадал.

Образованного, начитанного гражданина эти игры с историей приводят в ужас. А должны привести всего лишь к пониманию того, что подрастающее поколение (да и многие люди среднего возраста) живет в мире символов и знаков. В мире смайликов.

И для них Берия, как это ни кощунственно звучит, — просто еще один смайлик угрожающего содержания, который символизирует «кузькину мать» для команды-соперника. Он настолько же страшен, как Иван Грозный или Кинг-Конг, просто исторически он ближе к «Динамо», чем эти персонажи.

Политически озабоченного гражданина эти игры приводят в возбуждение. Возбудившись, он размышляет о великодержавном шовинизме и о том важном значении, которое имеет забитый Павлюченко гол для воспитания культа великого российского государства с Путиным и Медведевым во главе, а также обеспечения поддержки Путина—Медведева в деле реквизиции, скажем, Севастополя. И подобные оценки из уст кое-кого в Украине уже прозвучали.

Политически озабоченный гражданин видит на телеэкране 100-тысячную толпу и опознает в ней митинг. Не озабоченный может выбирать из концерта Пола Маккартни, группы футбольных болельщиков в фан-зоне перед экраном и тем же митингом. Наличие 100 тысяч человек в одном месте — это единственное, что объединяет эти действа. Потому что природа эмоций во всех трех случаях абсолютно разная.

100 тысяч на концерте и миллионы у телевизоров — это люди, стремящиеся ощутить сопричастность к любимой звезде, талантливому музыканту хотя бы потому, что собирают такую толпу только таланты. Да им просто могут нравиться эти песни.

100 тысяч на футболе и десят­ки миллионов у телевизоров — это желание быть сопричастным к победе. Когда с телеэкранов зву­чат призывы «Поддержи нашу команду!», это означает, что надо в любом удобном месте, можно на диване, обмотать себя государственным флагом, взять пиво и переживать. И победить, потому что без этих переживаний, как известно, Павлюченко не забил бы никогда.

Кстати, пиво, это еще ничего. Вот в Испании перед игрой продавали куклы российских футболистов для использования их по ритуалу вуду. Помните? Иголками их колоть надо было.

100 тысяч на митинге, если речь идет о постсоветских странах, — это от 20 до 50 долларов каждому. И я понимаю смертельную обиду политиков и их озабоченных сотрудников. Чтобы собрать толпу, им приходится платить зрителям, а тут они не просто идут сами, но и платят за все самостоятельно.

Но обижаться не надо. Люди платят деньги и идут на стадион, чтобы получить радость, которой так мало в повседневной жизни благодаря тем же политикам.

При обсуждении на одном из сайтов размаха празднований в России как-то наткнулся на такой вот текст : «Знаете, когда зарплата 15 тыс. рублей, живешь всю жизнь в Перово, из развлечений только пиво на скамейке с друзьями и телевизор, то футбольная победа на чемпионате — это настоящая причина для ликования, это редкий исторический момент счастья и гордости за таланты своей страны. Страны, где пенсионеры охотятся за бутылками, а в терактах погибают дети. Ничто по своим масштабам не сравнится со всенародной эйфорией, вернувшей веру в нашу силу и единство».

Эйфория живет недолго, ну максимум несколько дней, в зависимости от степени успеха и количества выпитого. Но вот Путин и Медведев — это уже из другой оперы и соотносится с успехом в футболе как зеленое и сладкое. И Медведев, захлебывающийся от радости после победы сборной, воспринимается всего лишь как один из болельщиков, что, безусловно, привносит в его светлый образ дополнительную человечность. Но не более.

А что касается футбола как объединяющей идеи….«Привет! Только что вернулся с Пушкин­ской площади, где отмечали победу сборной России над Голлан­дией, а еще я там получил по башке со своим 15-летним братом от восьми фашистов. Дело в том, что мы не полностью русские и слишком бодро это дело отмечали, после этого мы подошли ко всем мусорам, к которым могли, и всеми были посланы. Зато один умный человек в погонах посоветовал оформить пневматический пистолет, и в следующий раз я убью без предупреждения фашиста и буду прав…» Это с интернет-конференции одного российского комментатора. Вот такое объединение…

Футбол — не столкновение миров, образов жизни, менталитетов, не политический шабаш. Футбол просто проявляет образы жизни и работы над собой, а также профессиональные навыки, о чем ниже.

Победа в нем — праздник. Который начинается и заканчивается. И наступают будни. И именно там, в буднях, а не в карнавалах, надо всем, в том числе и украинцам, искать объединяющие идеи.

А футбол — всего лишь игра.

* * *

Когда официальная российская пропаганда, российские граждане, а вслед за ними и впечатлительные иностранцы повторяли как заклинание ряд побед — евробаскет, хоккей, Дима Билан и «Зенит», — возникало чувство недоумения и желание объяснить несопоставимость всех этих событий

Ну, о Билане, с вашего разрешения, промолчим и вспомним его только к концу материала.

Хоккей? Россия, между прочим, великое хоккейное государство, а российские хоккеисты в НХЛ совсем не последние, а Александр Овечкин, между прочим, самый ценный игрок лучшей лиги мира. К тому же чемпионат мира по хоккею, так получилось, не собирает всех лучших — одновременно с ним шли полуфиналы самого престижного турнира в современном хоккее — Кубка Стэнли, где играли и канадцы, и шведы, и чехи, и русские.

Но успех на Евро (а полуфинал — это успех), обрастающий уже легендами и анекдотами о величии Гуса Хиддинка, — это вещь, которая требует осмысления. И это уже не случайность, выпавшая на головы наших соседей, и не счастливый знак свыше, чем, будем реалистами, было выступление сборной Украины в Германии в 2006-м. Это результат.

Кто-то говорит о подъеме российской экономики в целом, кто-то о накачке нефтегазовыми деньгами, но факт остается фактом — финансовых ресурсов, сосредоточенных прежде всего в госкомпаниях, в России немерено. И те полтриллиона долларов, находящихся в загашнике, — это далеко не все, это только то, что было официально отложено.

«Газпром» — это, конечно, самая мощная и централизованная система собирания сливок с повышения цен на энергоносители в мире. Это, если хотите, сегодня — одна из самых больших в мире касс, которая, собирая ренту, целенаправленно средства выплачивает. Если станет легче, назовите это «черной кассой».

Но не будем забывать о других госмонополиях, как то — Российские железные дороги, «Росвооружение», например. Не будем забывать также о некоторых регионах типа Татарстана, обладающих финансовым потенциалом средней руки государства.

Расходование средств из этих источников централизовано, средства выделяются под необходимые программы, решения принимаются наверху, а их выполнение и обеспечивает, собственно, вертикаль власти.

Что очень важно — отсутствие момента дискуссий. В связи с полным отсутствием в стране оппозиции как класса никто не в праве подвергнуть решение начальства даже сомнению. И если губернатор области считает необходимым отправить в бюджет местной футбольной команды 10 млн. долл., местный, с позволения сказать, парламент это легализует. Наплевав предварительно на состояние дорог, медицинских учреждений и разваленный жилой фонд. И ничего удивительного в этом нет: если тот же «Газпром» может обеспечить до 100 млн. долл. финансирования тому же «Зениту» и это, как оказалось, похвально — тот же опыт репродуцируется в регионах.

В российский спорт высших достижений действительно пришли нереальные по масштабам средней европейской страны деньги. Но, как известно, деньги в футбол не играют, а являются только обязательным условием. Дальше надо было найти механизм успеха. В российском футболе и баскетболе как самых «денежноемких» видах спорта этот механизм был определен в виде нескольких постулатов.

1. Приобретение лучших в мире тренеров за любые (без преувеличения) деньги.

2. Назначение на ключевые менеджерские должности профессиональных управленцев, но, что немаловажно, знакомых со спецификой спорта и понимающих ее.

3. Введение системы мотивации для всех участников процесса.

Немного по пунктам. Дик Адвокаат, приведший «Зенит» к победе в Кубке УЕФА, отказался ради контракта на сумму в 4 млн. евро в год от обещаний возглавить сборную Австралии. Австралия страшно обиделась, но Адвокаат это пережил.

Гус Хиддинк вряд ли в ближайшее время покинет Россию — от контрактов, по неофициальным данным, в размере более 4 млн. долл. в год (без премиальных) не отказываются. Он также получил добро на покупку любых специалистов и привлек к работе над физподготовкой сборной России Раймонда Верхейена, с которым трудился в Голландии и Корее. Корейская сборная, кстати, заняла четвертое место в мире и бегала еще быстрее российской.

А то, что зарплату Гус получает от Романа Абрамовича, так средства Романа Аркадьевича странным образом часто работают на государственные нужды России. Впрочем, как и других олигархов. «Газпром» тем самым как бы средства экономит….

В баскетболе для работы со сборной был куплен один из лучших тренеров мира — израильтянин Дэвид Блатт, а Джей Роберт Холден, забросивший решающий мяч в финале евробаскета, получил российское гражданство. Подробности этого контракта не разглашаются. ЦСКА ранее приобрел еще одного тренерского гения — Экторе Мессину, благодаря которому очередной раз выиграл Евролигу.

И это не все. Например, для работы в женском волейболе был привлечен один из лучших в мире тренеров Джованни Капраро. Результат — золотые медали чемпионок Европы. В женском баскетболе работают и играют лучшие игроки и тренеры мира. И т.д.

Новые менеджеры, такие, как Андрей Ватутин в баскетбольном ЦСКА, призваны обеспечить порядок в распределении получаемых от государства или уполномоченного государством собственника средств и минимизировать воровство. Оно, конечно, существует, но в разумных, говорят, пределах.

И, наконец, третье, но не менее важное, — мотивация. Менеджмент определяет, какие деньги должны получать все участники процесса, чтобы, с одной стороны, быть почти счастливыми, с другой — иметь стимул для дальнейшего роста. Задача эта самая тонкая и сложная, в украинском футболе, кстати, так и нерешенная. Самое важное — держать игроков «немножко голодными», поднимая планку их требований, жизненные приоритеты, чтобы не оказалось, что в 20 лет он уже заработал больше, чем надеялся заработать за всю жизнь. Тогда начинаются дискотеки, пьянки и прочее, известное нам по украинским образцам.

А патриотизм, спросите вы? И он, конечно, тоже. Он работает как высшее проявление мотивации, которое, тем не менее, без низших, материальных стимулов не включается. Гус, кстати, в своих интервью упоминает патриотизм, но редко. Он чаще говорит о психологии победителя в принципе, а как там она уже стыкуется с патриотизмом — дело «Единой России».

Чувство победителя придает наглости, оно убивает робость и в сочетании с мощной физподготовкой дает те самые «чудеса», которые видят все сегодня. Это же было заметно по игре команды Блохина в 2005-2006 годах и растворилось в 2007-м. Почему — не знаю, но, уверен, дело не только в потерянной форме и лености на тренировках, что-то печальное случилось с мотивацией.

Все вышеизложенное, в принципе, является средством достижения результата и в наших грешных условиях, но только все вместе взятое, поскольку разрыв на одном из звеньев цепочки «менеджер—тренер—игрок» хоронит все действо. И то, что мы видим сегодня на Евро, — большой и красивый урок для нашего футбольного хозяйства как клубов, так и сборной. Словом, для тех сфер, где работают негосударственные деньги. Государственные в лучших демократических традициях будут украдены. Все без исключения.

А вот те, кто вкладывает в спорт свои, заработанные непосильным трудом, просто обязаны досконально изучить, как эта схема работает. Внести поправку на местные условия (Киев и Донецк — не Москва и не Питер все-таки). Но понять, что она не может не принести успеха.

От них требуется главное — слегка перераспределить бюджеты, размеры которых даже по сравнению с российскими внушают уважение, пересмотреть управленческие кадры, найти профессиональных тренеров, пусть не лучших в мире, но с инстинктом победителя и сильными лидерскими качествами, изучить мотивацию играющего состава и, учитывая ее, зарядить его на успех.

И тогда не будет команд-пылесосов, всасывающих деньги, а на выходе дающих очередное поражение. И тогда не будет возникать ощущения опустошенности, которое, уверен, время от времени посещает каждого из украинских собственников клубов.

Нереальная сборная России и фантастическая сборная Турции вызывают зависть — у кого черную, у кого белую. Но знаете, они ведь тоже могут дать кое-что каждому из нас….

Российская сборная достаточно немолодая. Что бы там ни говорили, средний возраст игроков, вышедших на поле против Голландии, — 27 лет. Казалось, многие из этих футболистов уже свое отыграли, свой потолок обозначили и на большее не надеются.

Оказывается, невозможное действительно возможно (вот и Дима Билан пригодился). Оказывается, можно разорвать круг, в котором годами крутишься и, кажется, выхода нет, и высшая точка карьеры уже позади, и силы уже заканчиваются, и все вокруг определили тебе твое место в жизни.

Оказывается, всегда можно прибавить. Нужно только выложиться по полной, пахать как проклятый на тренировках или занятиях или просто на работе, не хныкать, верить в то, что ты способен…

Нужно, как турки, бороться тогда, когда, кажется, проиграно все, когда нет сил, в больнице лучшие игроки, а до конца игры осталось 30 секунд. Но пока есть хоть одна секунда, у тебя есть право на последний ход. И если ты не опустишь руки, будешь верить в то, что ты — лучший…

Тогда через какое-то время тебя не узнают, и это преображение кто-то назовет чудом.

Все-таки футбол — больше, чем игра.