На месте Рината Ахметова я бы распорядилась сменить лозунг «Шахтер» — чемпион!» на «Балога — чемпион!». Ну, во-первых, Виктор Иванович у Рината Леонидовича это заслужил. Во-вторых, Балога тоже оранжевый. А в-третьих, фан-клуб эстетов от политики просто обязан признать, что в «обводке» глава СП оказался силен. Со временем суд истории определит, что гол он забил в свои ворота. Но это будет потом. А сейчас «ЕЦ» призывает Тимошенко и Луценко сделать все для сохранения действующей коалиции. Надо отдать должное — заявлено виртуозно и с особым цинизмом: коалиция введена в процедуру официального распада и сделано это не голосами пятиколонного «Единого центра», а руками представителей бунтующей «Самообороны» и премьерского БЮТа. Юрий Бут и Игорь Рыбаков написали и передали в секретариат Верховной Рады заявления о своем выходе из коалиции демократических сил. В этой ситуации авторам партийных списков Юлии Тимошенко и Юрию Луценко можно лишь переадресовать слова Жеглова о Груздеве: «Надо было вовремя со своими женщинами разбираться…». Окажутся ли впоследствии эти завсегдатаи Банковой — Бут и Рыбаков — членами партии «Единый центр» — не суть важно. Важны последствия их шага для судьбы коалиции и дальнейших политманевров.
Прогнозировать развитие событий — неблагодарное дело, ибо, как говаривал Мюллер, «трудно понять логику непрофессионалов». Ведь мысль о том, что судьба страны находится в руках политиканов, а не государственных деятелей, по сути, уже стала общим местом. Но самогон, прежде чем стать «чистым как слеза и крепким, как советская власть» должен перебродить. Эти самые процессы брожения мы с вами и наблюдаем. Рождение прозрачной и крепкой украинской власти еще впереди. А что же все-таки происходит с постсовесткой брагой?
В момент создания «Демократической коалиции» «Зеркало недели» высказало предположение, что ввиду невозможности мирного существования Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, ввиду наличия в составе «НУ—НС» значительного количества депутатов, не желающих видеть Тимошенко на посту премьера, и ввиду перманентного переговорного процесса между Банковой и «Регионами» в парламенте будут две коалиции — формальная и теневая. В принципе, этот прогноз оправдался, но проявления его оказались несколько стертыми, поскольку бизнес-крыло Партии регионов, торгуясь за условия переформатирования, не спешило давать президенту повод считать, что он и без официального запуска ПР во власть может всецело на них рассчитывать в Раде. Чистые же коалиционные голосования оказывались результативными лишь в случае акцепта Банковой.
Однако тот факт, что коалиция насчитывала необходимые 226, а точнее 227 голосов, сохранял за ней право считаться большинством. Со вчерашнего дня в коалицию демократических сил входят 225 депутатов, что превратило ее в арифметическое парламентское меньшинство. Превратит ли в политическое меньшинство, сопряженное с потерей власти, — понятно не до конца.
Обратимся к букве закона. Статья 83 Конституции определяет: «В Верховной Раде Украины, по результатам выборов и на основе согласования политических позиций, формируется коалиция депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины». Если бы в этом абзаце было написано: «в состав которых входят», то заявления Рыбакова и Бута не имели бы никаких последствий, кроме ордена «За заслуги». Ибо в составе фракций, создавших коалицию, оставалось бы 226 требуемых депутатов. А если двое депутатов написали заявления о выходе из фракций, то это бы означало автоматическую потерю ими мандата и приход на их место хвостовых членов списка. Но в Конституции написано: «в состав которой входят», чем предполагается необходимость наличия не во фракции, а в самой коалиции минимум 226 депутатов. В нынешней коалиции этих 226 нет.
Означает ли это, что отсчет тридцати, отведенных Конституцией дней, для формирования новой коалиции пошел? Нет, не означает. Поскольку, согласно 62-й статье парламентского регламента, коалиция прекращает свое существование с момента объявления об этом председателя Верховной Рады и публикации сообщения в «Голосі України». Но Арсений Яценюк подобного заявления не сделал: не то команды не получил, не то отказался ее выполнять, не то посчитал, что еще успеет, ведь для этого ему отводится десять дней — сложно сказать. В своем скольжении между каплями Яценюк неуловим. Но и в этом вопросе не все во власти Арсения Петровича. Конституционный суд признал регламент Верховной Рады неправомочным документом, поскольку та же Конституция требует, о чем много лет писало «ЗН», чтобы регламент работы Верховной Рады был законом, а не внутренним документом парламента. После решения КС депутаты работают на основе принятого ими временного регламента, и желающие вполне могут придраться к этому моменту в надежде заблокировать работу Рады, ввиду отсутствия узаконенного документа, регламентирующего ее деятельность. Поскольку легитимного механизма переформатирования коалиции без узаконивания регламента либо проведения выборов вроде бы как и не существует. Это если голосов для придирания хватит…
Те, кто считает смерть большинства свершившимся фактом, ссылаются на 66-ую статью депутатского устава, где причиной прекращения полномочий коалиции называется сокращение численного состава коалиции до количества депутатов, меньшего, чем определено Конституцией». То есть: нет 226 нардепов — нет коалиции.
Те, кто летальный исход оспаривает, ссылаются на тот факт, что субъектами создания коалиции являются фракции, а не конкретные депутаты. Однако для чего то же предусмотрена процедура письменного заявления о вхождении в коалицию от каждого депутата. В противном случае было бы достаточно автографов лидеров.
Споры о формулировках, безусловно, будут горячими. А варианты тушения искры — множественными. Рассмотрим некоторые.
Коалицию попытаются «заштопать». Фракции, составляющие коалицию, имеют 226 депутатов, следовательно количество членов самой коалиции необходимо довести до этого же уровня. А значит, нужен как минимум один, а лучше несколько (впрок) донорских голосов из других фракций. Одолженные депутаты должны будут написать заявления о вступлении в Демкоалицию. Если глава БЮТ посчитает необходимым бороться за коалицию, то она может попытаться поискать эти голоса. Во-первых, у коммунистов. Результативность поиска будет зависеть от того, насколько комфортно Константину Григоришину живется, а главное — работается при нынешнем правительстве. Во вторую очередь доноров можно поискать у Литвина. И в третью, как это ни покажется странным, забросить невод в Партию регионов. Представитель этой партии, играющий в ней далеко не последнюю роль, удивил меня, заверив в том, что два-три человека в его фракции могут сыскаться. Таким образом, возвращаясь к лексике президента годичной давности, можно сказать, что проведенная Бутом и Рыбаковым «ревизия выбора избирателей», возникшая вследствие «политической коррупции», будет компенсирована аналогичной ревизией с противоположным знаком и другой части избирателей. Впрочем, Литвина это не касается. Он своим избирателям не клялся, что «с этими обязательно, а вот с этими — никогда!»
Второй вариант — это расширение коалиции. Звучит весьма странно, но как сообщают источники, не фантастически: фракция Владимира Литвина входит в состав действующей коалиции, временно покрывая, как бык овцу, кадровый резерв перебежчиков из «НУ—НС» и БЮТ, имеющийся в распоряжении Банковой. Такой вариант — не штопка, а перекраивание — и правительства, и президиума Верховной Рады. А поскольку кроме Арсения Яценюка в президиуме перекраивать некого, почему бы ведущим переговоры с Литвином не предложить ему занять место Арсения Петровича, а тому предложить пересесть в кабинет Стельмаха? Во-первых, недалеко. Во-вторых, наконец-то по профилю. Некоторые посвященные считают, что Владимир Михайлович может пойти на такой шаг, потому что не хочет досрочных выборов, которые могут быть объявлены в случае, если в течение тридцати дней после объявления о прекращении работы коалиции парламент не создаст другую. Эти выборы станут боем «титанов», где борьба будет идти за каждый голос и «маленьких» щадить не станут. Рейтинг Литвина подрастает. Но не столь заметно, чтобы перевести его на этих выборах в новое качество и создать трамплин для покушения на должность, которую Владимир Михайлович себе уже приметил. Кстати, как это не покажется странным, результат киевских выборов, поспешно спроецированный многими экспертами на всю страну, не имеет ничего общего с показателем «общей температуры по палате». Мне приходилось видеть свежую социологию, сделанную серьезными социологическими фирмами по заказу как Банковой, так и Грушевского. Рейтинг Тимошенко и Януковича держится. Колебания в пределах социологической погрешности. Обе политические силы готовы всерьез схватиться на досрочных выборах. Ощутимо повлиять на изменение раскладов могут лишь «вновь открывшиеся обстоятельства», которые в принципе могут быть на руку Литвину и упасть гирькой на ту чашу весов, которая поможет ему отказаться от «синицы в руке». Но об этом чуть ниже.
Если коалиция не будет «заштопана» и не будет «расширена» в ближайшее время (а у Рады осталось до начала каникул восемь сессионных дней), то Тимошенко, если она захочет побороться за пролонгацию своего пребывания на посту премьера, придется просто заблокировать работу парламента. В этой ситуации достаточно вносить в повестку дня спорные и провокационные вопросы, в крайнем случае — взять трибуну в осаду. Понятно, что вносить бюджет правительство торопиться не будет, а просто, на основе имеющихся параметров, дотянет до сентября, когда все и развяжется. Иными словами, отряд не заметит потери двух бойцов и пойдет дальше.
Другое дело, если Юлия Тимошенко посчитает произошедшее шансом выйти из сложившейся в настоящее время патовой ситуации и примет распад коалиции либо отставку с поста премьера как спасение. По первичным партийным признакам — бютовству Рыбакова и самооборончеству Бута — можно было бы предположить, что именно Тимошенко разыграла комбинацию с развалом коалиции для того, чтобы сойти с правительственного поезда, идущего в никуда. Но связи, в которых замечены оба депутата и чьи «постовые» амбиции не были удовлетворены коалицией, не дают оснований заподозрить их в том, что ими Тимошенко расчищает себе дорогу «на свободу с чистой совестью». Только одна деталь: еще не все забыли комиссию, созданную президентом Украины для расследования деятельности временно отстраненного от выполнения обязанностей главы КГА Леонида Черновецкого. В комиссию, состав которой определялся Банковой, вошел и депутат от БЮТ… Угадайте, кто это был? Совершенно правильно — Игорь Рыбаков. Кстати, Турчинов заявлял, что БЮТ своих представителей в эту комиссию не делегировал. Отзывы комиссии о работе Леонида Михайловича очевидно оказались настолько лестными, что были приняты президентом к сведению и спрятаны под сукно.
Хладнокровные оппоненты Тимошенко уговаривали президента удержать действующего премьера на посту до осени, а еще лучше — до середины января, чтобы она сконцентрировала на себе недовольство населения вызванное не только инфляцией, но и ценами на газ, которые, может, в два раза и не вырастут, но поднимутся ощутимо. Но, похоже, не вынесла душа поэта… Впрочем, может президент решил, что Юлии Владимировне и инфляции для падения рейтинга хватит, а цену на газ и зиму пусть на себя возьмет Виктор Федорович? Короче для Тимошенко это шанс, которым она может воспользоваться, а может застрять в обезьяньей ловушке со жменькой изюма в руке.
Януковича трудности пугают меньше, чем сидение в оппозиции. По идее, лидеру «Регионов» стоять бы в сторонке, да посматривать за тем, как его оппоненты поедают друг друга. Повторение модели 2006 года налицо. Но дело в том, что постановления, принимаемые теневым правительством на заседаниях каждый четверг, нельзя намазать на хлеб, вернуть ими «Венко» или «Днепрэнерго»… «Регионы» хотят вернуться во власть и президенту сложно не считаться с этим желанием. Хотя бы потому, что без теневой поддержки «Регионов», даже с расторопным Балогой, он бы утратил львиную долю своего сегодняшнего влияния. Без поддержки ПР, без возможности создать с ними коалицию, без их прокуратуры он был бы просто бесперспективно уходящим президентом. Пока Ющенко нужен «Регионам» — он выглядит рулем и даже выполняет некоторые соответствующие функции. Но мы отвлеклись. Вернемся к Януковичу, который хочет не просто коалицию, а премьерство. И активно изучает условия, выдвинутые на пути к заветной цели. Нам известны не все, но три формулируются следующим образом. Во-первых, отказ от выдвижения на президентский пост. Можно подумать без Януковича Ющенко имеет больше шансов опередить Тимошенко… Во-вторых, принятие закона о выборах народных депутатов, где 50% парламента будет формироваться мажоритарными партийными выдвиженцами. Считается, что этот закон даст возможность крепким мажоритарщикам из ЕЦа вместе со списочниками получить до 70 мандатов в будущей Раде. Данный закон интересен Литвину, список которого напичкан опытными мажоритарщиками. Правда этот закон невыгоден регионалам и БЮТу, потому как солдаты мажоритарку не выигрывают, а людьми, подпадающими под это определение, напичканы оба списка. И третье условие — президентскому партийному проекту нужен админресурс. Большинство действующих губернаторов не понимают, что это такое. Рады бы, но не понимают. Рады бы, но не умеют. Янукович должен гарантировать согласование всех областных назначений, которые потребует президент. Вот Виктор Федорович и думает. А пока он думает — Рыбаков и Бут действуют. «На старість як знахідка буде…»
Описывать все детали и варианты этой возни можно очень долго. Углубляясь в вопросы возможности или невозможности объявления досрочных выборов ранее чем через год, после досрочных предыдущих; анализируя состав потенциальных перебежчиков; возможность создания иной коалиции в нынешнем составе Рады и т. д. и т. п. Но этим заниматься противно. Ибо из лексикона украинского политикума выпало слово «реформы»; ибо в нашей стране по звонку чиновника СП закрывают пусть и допустившего нарушения, но социально не опасного академика, зато с миром отпускают заказчика вереницы убийств; ибо валютными курсами торгуют так же легко как и национальными интересами; ибо госинституты ведут между собой войну на уничтожение не взирая на 46 млн. лиц; ибо 27 июня мы можем стать первой страной, у которой унизительно и позорно отберут право проведения европейского чемпионата по футболу.
Это не политический кризис. Это деградация.