UA / RU
Поддержать ZN.ua

Все — на биржу? Куда пропала Главгосслужба?

С одной стороны, презентованная Банковой административная реформа — прямой путь к оптимизации системы исполнительной власти и значительной экономии государственных финансов...

Автор: Инна Ведерникова

С одной стороны, презентованная Банковой административная реформа — прямой путь к оптимизации системы исполнительной власти и значительной экономии государственных финансов. С другой — тысячи больших и маленьких чиновников, которые тоже люди и у которых тоже есть семьи. И большинству из них, по всей видимости, придется отправиться на биржу труда. Так сколько же чиновников потеряют работу? Каким образом будет происходить столь тотальное сокращение? Кого и по каким критериям уволят в первую очередь? Кто будет определять эти критерии? И во сколько, наконец, обойдется государству столь масштабное мероприятие?

Начнем с конца. Каждый, кого уволят по сокращению, получит лишь выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Так как, согласно общему трудовому праву и ныне действующему законодательству о госслужбе, никакие дополнительные гарантии сокращенцам не предусмотрены. Идем дальше, учитывая при этом 30-процентную заявку власти на грядущее сокращение. 186 тысяч 358 чиновников — это общая штатная численность госслужащих центральных органов исполнительной власти и правительственных органов, их территориальных органов, а также секретариата правительства. Собственно, только этих категорий и коснулся указ президента, оставив без внимания (пока) еще 110 тыс. служащих в местных органах власти, областных и районных госадминистрациях. Итак, если средняя зарплата чиновника составляет 3025 грн., то на выплату выходного пособия 30% сокращенцев (55 тыс. 907) государство потратит около 169,1 млн. грн.

Можно предположить также, что часть госслужащих соответствующего возраста воспользуется правом досрочного выхода на пенсию в связи с сокращением штатов. Стоит учесть и тех, кому продлен срок пребывания на госслужбе, — люди тоже могут захотеть выйти на пенсию. И вот эти категории действительно смогут воспользоваться правом получения десяти должностных окладов в связи с выходом на пенсию. Правда, согласно прогнозным расчетам Главгосслужбы, таких людей может быть не более 3 тыс. Умножим на 1400 грн. (условный средний должностной оклад госслужащего) и, соответственно, на десять окладов. Итого имеем — 44,1 млн. грн. Таким образом, общая сумма выплат минимально составит 213,2 млн. грн. Что, в принципе, незначительные дополнительные расходы по сравнению с 13 млрд. грн. ожидаемой экономии, о которых заявил министр финансов Ярошенко. Ведь именно на такую сумму власть собирается сократить расходы на госуправление в проекте бюджета на 2011 год.

Более того, если учесть, что согласно неофициальной, но всем известной статистике министерства и ведомства традиционно держат 10% незакрытых вакансий (кому при этом идут бюджетные средства, вопрос не сегодняшнего разговора), то затраты на сокращение будут выглядеть еще менее значительно.

Теперь о механизме сокращений. Они неясны. На сегодняшний день есть всего лишь указ президента. А также разговоры о создании неких квалификационных комиссий (при министерствах или АП?), которые и примут на себя всю тяжесть реформы. Однако с учетом зависшего статуса Главгосслужбы не понятно, кто же, в итоге, будет отвечать за сам процесс и как вообще он будет происходить. При этом абсолютно точно ясно, что если необходимые механизмы не будут прописаны в кратчайшие сроки, если не будут назначены конкретные ответственные, то неизбежны хаос, политизация, а также вполне возможная под вывеской реформы зачистка чужих и неугодных. И тогда говорить о чистоте намерений власти будет, мягко говоря, некорректно.

По иронии судьбы, стечению обстоятельств или чьей-то оригинальной задумке, в списке новых министерств и ведомств не нашлось места для Главгосслужбы (новую схему центральных органов исполнительной власти можно посмотреть здесь). А ведь именно это ведомство все последние семь лет занималось разработкой административной реформы и реформы государственной службы. На основе его предложений Банковая, собственно, и презентовала свой реформаторский пакет. На сегодняшний день есть две версии, почему президент в своем указе проигнорировал структуру Тимофея Мотренко. Одни источники утверждают, что такой шаг вполне логичен и связан с возвращением Украины к Конституции 1996 года. В соответствии с этим документом в период 1999—2006 годов Главгосслужба уже пребывала в статусе центрального органа исполнительной власти со специальным статусом и была подчинена и подконтрольна лично президенту. Однако в 2006 году, в связи с вступлением в силу политической реформы, ведомство оказалось под крылом Кабмина. Теперь же, вполне возможно, Главгосслужбе будет возвращен прежний статус.

Однако (в силу отсутствия ведомства в списке указа президента) более убедительной выглядит вторая версия. Ее сторонники утверждают, что, по задумке Банковой, Главгосслужба станет всего лишь одним из подразделений администрации президента. Потому ее и проигнорировали в указе. И вот здесь есть большой риск для всей реформы. Так, уже очевидно, что, решившись на админреформу, президент избрал самый жесткий и революционный вариант системы исполнительной власти, распространенной в странах ЕС. Однако в схеме, которую взяла за основу команда Януковича, существует не просто Главгосслужба, а целое отдельно взятое министерство административной реформы и государственной службы. Что не случайно, а вполне логично, если говорить о реформе как о непрерывном институциональном процессе, а не о разовом мероприятии.