UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВПК УХОДИТ НА «ГРАЖДАНКУ»

О чем бы сегодня не начинали разговор харьковчане, беседа все равно перейдет к проблемам промышленности, ибо они касаются почти каждого...

Автор: Антонина Мазница

О чем бы сегодня не начинали разговор харьковчане, беседа все равно перейдет к проблемам промышленности, ибо они касаются почти каждого. 70 - 75 процентов доходной части бюджета Харьковской области всегда обеспечивали производства. Заводы давали людям заработок, властям - возможность содержать школы и больницы, выплачивать пенсионерам пенсии. Ныне ситуация осложнилась: за последние два года объем выпускаемой продукции резко сократился. В целом он составляет менее 40 процентов уровня 1990 года, а в машиностроении и металлообработке и того ниже - 25 - 26 процентов. Немного надежды вселил конец прошлого года, когда спад вроде бы замедлился - с 35,7 процента в 1994-м до 22,9 процента - в 1995-м. Однако... Со снижением объемов производства работало 78 процентов предприятий. Спад производства отмечался на заводах всех ведущих отраслей. Из 34 видов важнейшей продукции выпуск сокращен на 26.

Не секрет, что харьковская промышленность в основном работала на оборону. Какая именно техника производилась, многие в городе не знали. Но хорошо понимали, что «ФЭД» это отнюдь не один фотоаппарат, а для «Коммунара» телевизоры «Березка» далеко не основной вид продукции. Да и таинственные номерные отделы подсказывали, что даже в сельхозмашиностроении есть продукция, покрытая мраком секретности. Что уж говорить о «номерных» заводах... В районе «Хартрона» и ныне живуча легенда. «Как-то на троллейбусном маршруте, что ведет к предприятию, появился новый кондуктор. Оглашая утром остановку, девушка бодро произнесла: «Космический институт». Больше кондукторов на этом маршруте не было...»

И вот прошло время. Сегодня о многих этих предприятиях можно говорить открыто. Вчерашнего ВПК, по сути, не стало. Нет, заводы сохранились, осталась техника, пока еще держатся и умельцы, но военных заказов (в общем объеме продукции они в прошлом году составили 3 процента вместо прежних 75), а если и поступают, то выполнение их связано с риском для предприятия.

Вот лишь один из примеров. Завод в соответствии с договором изготовил систему управления для космической ракеты «Зенит» стоимостью в 700 млрд. карбованцев. Как водится, были закуплены комплектующие изделия, вложен труд. А в итоге - заказчик, кстати украинский, более полутора лет не выкупал уже готовую систему. И предприятие, взяв крупный военный заказ и выполнив его в срок, оказалось на мели. Как говорится, к кому пойти, кому отдаться? Ведь подобный товар не продашь на базаре. На складах харьковских заводов подобной продукции много. Так, только на «Коммунаре» накопилось изделий на 4 трлн. карбованцев. Они нужны, заказчик готов забрать, да вот денег нет рассчитаться.

Предприятия оборонного комплекса, уйдя от планово-распределительной системы и не войдя в рыночную, попали в ненормальное положение. К примеру, еще недавно 83 процента комплектующих изделий поступало в Харьков из России. Оттуда же - 83 - 90 процентов необходимого для производства серебра. Ныне вопросы кооперации решать сложнее, даже в случае выполнения российских заказов.

В позапрошлом году ХЭЛЗу поступил заказ из России примерно на 2,5 миллиона долларов. Под документом стояли подписи «высшего уровня», но для выполнения понадобились отдельные материалы из России, и... вопрос повис в воздухе. А ведь ХЭЛЗ - единственный завод в бывшем СССР, где изготавливались двигатели для подводного и надводного флота, генераторы на торпеды. За последние три годы здесь не сделано ни одного двигателя.

«Единственное и уникальное предприятие» - это можно сказать и о «Монолите», «Протоне», «ФЭДе». Сегодня они все в разном положении. В наихудшем, пожалуй, «Протон». Специалисты единодушны: «Лежит глубоко». Более обнадеживающие прогнозы в отношении «ФЭДа», но генеральный директор объединения Александр Жданов далек от самоуспокоенности:

- Все четыре наших предприятия попали в глубокую конверсию и проходят сложный путь переориентации производства. То, что производилось, а это сложнейшая техника, оказалось невостребованным. Почти полностью прекратился госзаказ на военную технику о стороны Украины. Мы понимаем, что через 2 - 3 года потребуется все, что мы производили, что в сегодняшних условиях серьезной финансовой поддержки не получим, поэтому осваиваем много новой сложной техники. Внедряемся в автомобильную, перерабатывающую и другие отрасли народного хозяйства, изучаем спрос. Сейчас есть что производить, есть и рынки сбыта в Украине, СНГ, за рубежом, однако не хватает оборотных средств. Необходимо производить ликвидной продукции минимум на 250 млрд. карбованцев, а у нас больше 80 - 100 млрд. не выходит. Кредиты не спасают. Наша задача - обеспечить выпуск ликвидной продукции, конкурентоспособной по качеству и цене, а работать мы согласны по 12 часов в сутки.

Сложностей у вчерашнего ВПК сегодня хватает. Больше всего нареканий вызывают цены на материальные ресурсы. По мнению директорского корпуса, идет сплошной беспредел. Цены на самые необходимые материалы превысили мировые. Так, главным поставщиком «Турбоатома» является Краматорский завод. Завод-банкрот. Для получения заготовок туда приходится везти шихтовые материалы, оплачивать затраченные энергоресурсы, выделять деньги для выплаты зарплаты его работникам. В таких условиях продукция, в том числе и экспортная, становится убыточной. Есть случаи, когда предприятия вынуждены были отказаться от уже подписанных контрактов. Оценивая это положение, один из директоров заметил:

- Такого свет не видывал, чтобы у заказчика отзывали контракт.

И все же похоже, что на части предприятий оборонки период резкого сокращения производства прошел. По прогнозам специалистов, в этом году будет наращивать темпы радиорелейный завод. С 87 процентов оборонки у него осталось около 3,5, остальное гражданская продукция с громадной номенклатурой, прежде завозившаяся из Прибалтики и других республик Союза.

Огромный «Монолит» переключился сегодня на производство систем управления для электро- и атомной энергетики, по отдельным заказам работает в содружестве с «Хартроном». Аналитики считают, что если бы платежи поступали нормально, завод прочно стоял бы на ногах. Заказов много, но расчет снова идет через «сахар, пар и дым».

На «Коммунаре» с целью стабилизации разработаны новые изделия - электронные и водные счетчики, медицинское оборудование, сварочная аппаратура, целый ряд телевизоров нового поколения с современным дизайном. Совместно с «Турбоатомом» создана система управления турбинами для сельского хозяйства. Это позволило приостановить падение, сохранить рабочие места.

Сегодня многие предприятия оборонки напоминают тонущего, который, благодаря беспрерывному барахтанью, удерживается на плаву. К чему приведут эти потуги, прогнозировать никто не берется - уж слишком много подобных факторов, на которые завязан украинский ВПК.