Противостояние между местными и центральной властями обострилось в связи с возвращением госзакупок в систему Prozorro. По закону громады обязаны финансировать ТрО и помогать ВСУ. Однако возвращение тендеров произошло на фоне отсутствия госмеханизма предоплаты (так работают западные поставщики), включения которого ОМС требуют от правительства второй месяц. Что в совокупности, как заявляют мэры, заблокировало в местных бюджетах имеющиеся свободные ресурсы и возможность оперативно производить оборонные закупки.
Так что важнее — скорость прямых закупок или прозрачность с тендерами и обоснованиями в системе Prozorro? И что произошло на самом деле после возвращения в процесс Prozorro? Позицию Ассоциации городов Украины на прошлой неделе в интервью ZN.UA озвучил мэр Днепра Борис Филатов. Позицию ГП «Прозорро» в рамках продолжения дискуссии сегодня представит его директор Василий Задворный.
24 июня Кабинет министров Украины принял изменения в постановление № 169, вернувшие обязательные закупки через Prozorro. Это решение натолкнулось на непонимание со стороны представителей местного самоуправления, в частности городского головы Днепра Бориса Филатова и Геннадия Корбана, которые публично высказали свою критику. Дескать, таким решением правительство ставит под угрозу обороноспособность страны и возможность проводить быстрые закупки для нужд нашего войска.
На самом же деле все закупки для нужд обороны и дальше могут проходить вне системы Prozorro. Те же закупки, которые никоим образом не связаны с обеспечением армии, критической инфраструктуры или удовлетворением насущных потребностей, отныне будут происходить прозрачным и эффективным способом.
Вчера представители офиса президента Украины, Минэкономики и ГП «Прозорро» провели встречу с представителями Ассоциации городов Украины, чтобы обсудить самые острые вопросы, касающиеся реалий проведения закупок во время военного положения. И я рад, что нам удалось снять опасения по поводу большинства из них, а в остальном договориться о дальнейшем сотрудничестве.
Как сейчас проводятся оборонительные закупки
С самого начала полномасштабной войны закупки госзаказчиков в сфере обороны выведены из-под действия Закона «О публичных закупках». Эти заказчики — Вооруженные силы Украины, Минобороны, МВД, СБУ, Нацгвардия, Государственная пограничная служба, ГСЧС и многие другие структуры. Последние изменения к постановлению № 169, регулирующему проведение закупок во время военного положения, никоим образом не сказались на этом обстоятельстве. То есть все оборонные заказчики и дальше покупают все напрямую, вне системы Prozorro. Мы также скрыли все их договора за прошлые годы, «чтобы русня не подсматривала». Потребности наших войск — приоритет. Удовлетворять их нужно максимально оперативно, а информацию о деталях договоров не должен видеть враг.
Тем временем и обычные заказчики, в частности органы местного самоуправления, направляют немалые средства на закупку для нужд военных частей или теробороны, дислоцированных в их городах. Вывод всех закупок из-под Prozorro практически одновременно с полномасштабным вторжением России давал им возможность делать это без проведения тендеров и отчета о них в электронной системе. Но действительно ли теперь им придется проводить тендеры на, скажем, снаряжение и лекарства для наших военных или строительство фортификаций? Нет.
Изменения, принятые правительством, предусматривают для них ряд оснований для составления прямых договоров вне системы Prozorro — в частности, когда информация в объявлении о закупке может угрожать национальной безопасности. Действительно, ведь даже упомянутая Борисом Филатовым закупка лопат — с публикацией данных об объемах и месте поставки — может выдать врагу важную информацию. Поэтому дажев таком случае органы местного самоуправления могут заключать прямые контракты, не говоря уже о закупке военной формы, бронежилетов, сооружении защитных укреплений и т.п. Любой письменный запрос от военной части на закупку определенных товаров и работ уже будет достаточным обоснованием для проведения прямой закупки вне Prozorro для ОМС. Так что, постановление вообще не касается деятельности органов местного самоуправления, направленной на обеспечение обороноспособности.
Еще одно важное исключение — насущная потребность, которую объективно невозможно удовлетворить из-за сроков проведения процедуры. Например, когда надо срочно укрепить поврежденное здание. Либо обеспечить продуктами или средствами гигиены внутренне перемещенных лиц, которые только что приехали в город. Или когда нужно успеть подготовить образовательные пространства к старту офлайн-обучения 1 сентября, позволив внутренне перемещенным лицам оставаться в школах и садиках как можно дольше. Этот вопрос сейчас особенно актуален для городов и сел, которые принимают большое количество переселенцев, поэтому по нему правительство предоставит дополнительные уточнения.
Кроме того, когда заказчик находится в зоне боевых действий или не имеет технической возможности использовать электронную систему закупок либо же когда речь идет об обеспечении функционирования критических объектов инфраструктуры, тоже можно заключать прямые договора. На основе общения с органами местного самоуправления Минэкономики готовит официальное разъяснение: в каких случаях можно заключать прямые договоры и как это можно обосновывать (на самом деле, в большинстве случаев достаточно внутренних решений заказчика). Это поможет избежать двояких трактовок нормативно-правовой базы, в том числе со стороны правоохранительных и контролирующих органов.
Для всего прочего есть Prozorro
Даже в военное время далеко не все закупки непосредственно связаны с войной. Тысячи государственных заказчиков по всей стране обеспечивают деятельность своих организаций и потребности громад, покупают разные товары, проводят плановые ремонты. Несмотря на то, что приоритет в финансировании из казны сейчас несомненно имеет оборонка, это тоже миллиарды гривен. При условии дефицита средств их нужно тратить максимально эффективно. В то время как возможность непосредственно заключать контракты на что-либо и на любые суммы, продолжавшаяся четыре месяца, оставляла очень много пространства для злоупотреблений.
Тогда, в начале полномасштабного вторжения России, это было оправданное решение. Цены могли меняться ежедневно, и важно было найти хотя бы одного поставщика, у которого есть товар и который сможет его доставить в условиях, когда стремительно рушились все цепочки снабжения. Но позже ситуация стабилизировалась, тогда как бесконтрольность затрат в закупках приводила к необоснованным расходам. Так, по нашим подсчетам, около 55% договоров на поставки горючего были оформлены по ценам выше рыночных. Средняя цена на такой товар, как яйца, в публичных закупках оказалась выше розничной. Так что за отсутствие конкуренции в тендерах нам приходилось дорого платить.
Кроме того, были случаи, когда заказчики расходовали средства на необоснованные в период военного времени закупки. Например, горрада Бахмута Донецкой области закупала саженцы роз и услуги по благоустройству тогда, когда армия врага была в 15 км от города, а сам Бахмут регулярно подвергался обстрелам.
В то же время данные, которые мы можем сейчас анализировать в системе Prozorro, неполные. Дело в том, что, заключая прямые контракты, заказчики имеют право публиковать настоящие договора в системе уже после окончания военного положения. Так что можно предположить, что наиболее вопиющие злоупотребления за эти четыре месяца мы увидим уже после войны, — потому что кто же захочет добровольно их обнародовать?
С новым решением Кабмина от 24 июня прозрачность закупок вернулась. Как и конкуренция. На сумму от 50 тыс. грн заказчики должны публиковать объявление в Prozorro и проводить упрощенные закупки. Это максимально простой и быстрый инструмент для проведения аукционов в Prozorro. Он не требует подготовки большого количества документов и длится от восьми рабочих дней (в среднем — две недели) с момента объявления до подписания контракта. Другая, более быстрая опция — использовать электронный каталог Prozorro Market, где поставщики со всей Украины размещают свои товары. Стоит отметить, что Кабмин снял какие-либо верхние лимиты на использование этих инструментов: даже многомиллионное оборудование можно покупать по упрощенной процедуре. Что касается обязательного проведения закупок в Prozorro от 50 тыс. грн, то на время военного положения это ограничение считается не на годовую потребность заказчика в конкретном товаре, а на каждую отдельную закупку. И это снимает с заказчиков дополнительную нагрузку на проведение торгов. В то же время правительство нарабатывает изменения в профильный Закон Украины «О публичных закупках», где будет рассматриваться вопрос об изменении лимитов для обязательного проведения закупок.
Но время ли вообще возвращать прозрачность?
Этому решению предшествовали многочисленные обращения к правительству со стороны бизнеса, который просил вернуть обязательные закупки в систему. Ведь так предприниматели смогут видеть потребности государства в товарах, роботах и услугах, которые они продают, подавать свои предложения и побеждать в честных аукционах. И помогать при этом государству экономить средства налогоплательщиков. В период кризисов бизнес всегда рассматривает госзакупки как очень важный источник сбыта. И возвращение Prozorro позволит предпринимателям активнее восстанавливать работу и поддерживать экономику Украины. А кроме того, помочь государству экономить средства благодаря конкуренции на торгах.
Ведь, опять-таки, в условиях дефицита средств эффективность их расходования выходит на первый план.
Даже до принятия этого постановления многие заказчики проводили открытые закупки. За эти четыре с гаком месяца более пяти тысяч предпринимателей приняли участие в шести тысячах аукционов и помогли государству сэкономить 550 млн грн. Например, Укрпошта вернулась к закупкам в Prozorro уже через месяц после начала полномасштабной войны. На 40 закупках Укрпошты в Prozorro экономия достигла 34,2 млн грн, или 22% от запланированной стоимости. А в отдельных их тендерах соревновались по 18, 19 и даже 24 участника.
И, наконец, благодаря публикации всех закупок, не касающихся оборонки или критической инфраструктуры, мы с вами сможем следить за тем, что и по каким ценами покупает государство. Уверен, уже сама необходимость публиковать закупки сможет остановить много злоупотреблений. А остальные сразу станут видимыми обществу и органам контроля.
Я бы также хотел ответить на некоторые из опасений, которые приходилось слышать от представителей органов местного самоуправления. Например, что якобы на Prozorro сложно что-то закупать из-за постоянного повышения цен на товары. На самом деле для договоров, заключенных по постановлению № 169, Кабмин снял ограничения по повышению цен в договорах не больше чем на 10%. Так что заказчики смогут проводить закупки, согласно актуальным рыночным условиям, а это особенно важно для таких критически важных товаров, как горючее и энергоносители. Такой подход логичен в условиях военного положения, когда цены нестабильны, их рост может превышать 10%, а получить документ о колебании цен может быть проблемой.
Другой упрек — что из-за проведения тендеров на Prozorro придется покупать самые дешевые, а следовательно наименее качественные товары, работы и услуги. Об этом странно слышать, ведь то, что вы закупите через Prozorro, непосредственно зависит от ваших требований в тендере. Приведу простой пример. Можно объявить тендер на турникеты без каких-либо требований к ним, и с очень высокой вероятностью на нем победит поставщик самодельных турникетов с самой низкой ценой. Но можно провести тендер на турникеты, рекомендованные к использованию Центром тестирования турникетов, которые имеют доказанную эффективность на поле боя. Кроме того, в упрощенных закупках вам никто не запрещает четко указать, что вы хотите купить турникеты CAT. На всякий случай отмечу, что турникеты для военных можно закупать вне Prozorro, но это действительно очень показательный пример.
И напоследок — было странно слышать, что из-за необходимости проведения закупок на Prozorro органам местного самоуправления приходится уже сейчас выселять внутренне перемещенных лиц из школ и садиков. К сожалению, это похоже на попытку найти причину проблемы не в том, в чем она заключается. Размещение внутренне перемещенных лиц и сооружение для них временного жилья — действительно большой вызов для государства и местного самоуправления. Однако это никоим образом не связано с необходимостью проводить тендеры на текущий ремонт перед началом учебного года. Ничто не мешает администрациям начать проведение тендера уже сейчас, но установить дату выполнения работ в конце августа. И нет никакой причины из-за закупок на Prozorro выселять внутренне перемещенных лиц уже сегодня. Это абсурд.
Уже сейчас можно наблюдать эффект от возвращения закупок на Prozorro. За две недели, прошедшие от введения новых правил, государственные заказчики со всей Украины объявили свыше шести тысяч закупок. И в закупках, где состоялся аукцион, сэкономили 26 млн грн, или 10% от запланированных средств. Это тоже важный вклад в нашу экономику и обороноспособность.
Восстановление Украины уже началось, и там, где это позволяют обстоятельства, мы должны быть максимально эффективны, а государство — подотчетно обществу. К победе Украины мы не сможем вернуть уровень прозрачности закупок, который имели до 24 февраля. Закупки для нужд обороны еще долго будут оставаться вне Prozorro.
Но полностью утратить эту прозрачность, одно из важных достижений украинского общества после Революции достоинства, из-за вторжения России — было бы слишком дорогим подарком нашему врагу.
Больше статей Василия Задворного читайте по ссылке.