Разгоревшийся в Виннице скандал, отблеск которого поразил и Европу, заставил вспомнить печально известную советскую практику. Человека пытаются силой «затолкнуть» в психиатрическую больницу, при том что у него есть документы от государственных психиатров (даже из соседней Житомирской областной психбольницы), подтверждающие его адекватность. Этот случай разворошил два едва ли не самых болезненных вопроса украинской власти. Первый — о моральном облике некоторых работников силовых структур и отдельных врачей, а второй — о самой возможности преодоления в стране круговой поруки пинкертонов, страха перед чиновником, особенно в погонах, даже если он не прав.
В основе уникальной истории преследований винничанина Андрея Бондаренко, которые начались еще в 2007 году, лежит, как он утверждает, тот факт, что с ним пытаются расправиться исключительно за его правозащитную и профсоюзную деятельность. Андрей Бондаренко — руководитель общественной организации «Рух. Прокуратура Вінниччини без корупції» и заместитель председателя независимого профсоюза «Трудящі», в котором состоят несколько сот человек из разных районов области. Обе организации уже достаточно времени реально отстаивают трудовые права работников различных предприятий, особенно в вопросе возвращения последним долгов по зарплатам.
Понятно, что уважающие себя, настоящие бизнесмены, руководители вряд ли допустят на своих предприятиях ситуацию затяжной, хронической невыплаты зарплат. Ясно и то, что «скоробогатьки» не любят расставаться с деньгами, тем более по такому пустяковому поводу, как оплата труда их работников. А на кону стоят такие суммы, что каждому, кто на них посягнет, впору надевать бронежилет.
Как утверждает Андрей Бондаренко, в процессе своей деятельности он увидел, что невыплаты заработной платы и другие ущемления прав трудящихся предприятий «крышуются прокурорскими работниками, которые должны были бы самостоятельно мониторить соблюдение этих прав и принимать меры прокурорского реагирования к нарушителям. Кроме того, закрываются глаза на нарушение прав предприятий по невыплате НДС». Поэтому он начал оспаривать и действия органов прокуратуры. К сожалению, в наше непростое время это обычная практика для правозащитника, профсоюзного деятеля, юриста. В ответ винницкие прокуроры неоднократно обращаются в областную психиатрическую больницу им. А.Ющенко с «пожеланиями» в принудительном порядке через суд отправить Андрея Бондаренко на медицинское обследование. Аргументы прокуроров показались врачам убедительными, и они просят суд разрешить принудительную госпитализацию. Основания изложены так: «…неоднократно обращался в правоохранительные органы и суды области с жалобами. Так, на протяжении 2008 года в прокуратуру Ленинского района поступило 91 обращение, а в прокуратуру Винницкой области — около 20. В 2009—2010 гг. в прокуратуру Ленинского района г. Винницы поступило более 20 таких обращений, а в прокуратуру области — почти 50». Выходит, следуя логике обращений медиков в суд, человек, который жалуется в прокуратуру, не может быть психически здоровым? Такие действия силовиков известный в Украине и далеко за ее пределами правозащитник Дмитрий Гройсман назвал защитой прокуроров от конституционного права человека на петицию (обращение).
— Но все-таки время от времени в местной прессе появляются сообщения областной прокуратуры о том, что проводятся проверки, «выявляются факты невыплат руководителями предприятий заработной платы, скрытые трудовые отношения…» Значит, работа вроде бы ведется? — спрашиваю у лидера общественной организации «Рух. Прокуратура Вінниччини без корупції».
— Это все голая статистика, которой прикрывается бездеятельность. Где возбужденные дела по факту выявления нарушений, где реально выплаченные зарплаты, где деньги, возвращенные в бюджет? — риторическими вопросами отвечает Андрей Бондаренко.
Итак, четыре раза суды отказывались давать разрешение на принудительное обследование общественника в Винницкой областной психоневрологической больнице. А когда в четвертом заявлении правоохранители просили суд дать разрешение на помещение Андрея Бондаренко в седьмое отделение Винницкой областной психоневрологической больницы для проведения стационарной судебно-психиатрической экспертизы, на защиту коллеги встали другие правозащитные организации области. Во-первых, они обратились в Генпрокуратуру, чтобы та дала правовую оценку действиям органов прокуратуры Винницкой области. А во-вторых, о преследовании винницкого профсоюзного деятеля заявил на посвященной правам человека пресс-конференции в Брюсселе координатор Винницкой правозащитной группы Дмитрий Гройсман. Но, как оказалось впоследствии, своими благими намерениями правозащитники залили пожар бензином.
Двадцать девятого октября нынешнего года областной апелляционный суд вынес постановление о принудительном психиатрическом обследовании Бондаренко именно в Виннице. От принудительного обследования опального правозащитника спасло неправильное оформление самого «приглашения» в областную психиатрическую больницу.
Этим решением областной апелляционный суд официально открыл в Виннице сезон охоты на правозащитников.
В начале декабря в Высшем специализированном суде Украины открыто кассационное производство по кассационной жалобе правозащитника Андрея Бондаренко на решение апелляционного суда Винницкой области от 29 октября 2010 года по заявлению врача областной психиатрической больницы. В документе, напомним, речь идет о даче разрешения на проведение психиатрического осмотра Андрея Бондаренко в принудительном порядке без его согласия. Естественно, дело будет рассматриваться уже в следующем году. А одним из представителей интересов винницкого правдоискателя будет уполномоченный по правам человека в ВР Нина Карпачева. Кроме нее интересы опального активиста должен представлять и правозащитник Дмитрий Гройсман. Но, как сообщалось ранее на сайте «ЗН», в его квартире и офисе был произведен обыск. Что искали на самом деле, пинкертоны не разглашают, но официально Д.Гройсману выдвинуто обвинение в распространении порнографии(?!), открыто уголовное дело и взята подписка о невыезде из Винницы.
В Советском Союзе психиатрия очень исправно служила режиму. Жертвами психиатрических злоупотреблений стали сотни известных диссидентов и простых людей, которые открыто говорили о нелицеприятных процессах, происходящих в тогдашней действующей власти.
Обретя независимость, Украина категорически отказалась от злоупотреблений в психиатрии, использования ее как оружия против инакомыслящих. Но выполняется ли обещанное? И почему решение суда о принудительном обследовании человека, несмотря на справки из государственных психиатрических учреждений, стало возможным именно в 2010 году? Что, булгаковская история «Мастера и Маргариты» именно теперь обрела новое звучание?
Каждый правоохранитель обязан помнить, что он должен защищать права рядовых граждан-налогоплательщиков, на средства которых он содержится. Однако не секрет, что подобный пиетет силовики испытывают разве что к парламентариям. Или вообще обходят их десятой дорогой. Как-то в Виннице лет восемь назад соответствующему воспитательному моменту подвергся УБОП, когда при нашумевшем задержании российского бизнесмена Григоришина нанес (невзначай конечно) тяжкие душевные травмы и легкие телесные повреждения народному депутату В.Сивковичу. Впечатлительные слуги народа, живо представившие себя на месте простых граждан, едва не расформировали тогда УБОП.
Если проследить за событиями в Виннице, складывается впечатление, что основные силы местных правоохранительных органов в последнее время брошены на борьбу с правозащитниками. И если бы не было сомнений относительно справедливости (юридической и моральной) выдвинутых обвинений, можно было бы более уверенно утверждать, что время рассудит как надо. Но сомнения к делу не пришьешь. А перекраивать и шить дела у нас ох как умеют.