UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЙНА В ТЕЛЕРАДИОПРОСТРАНСТВЕ

«Выразить недоверие председателю Государственного комитета по телевидению и радиовещанию Кулику З.В...

Автор: Наталия Ищенко

«Выразить недоверие председателю Государственного комитета по телевидению и радиовещанию Кулику З.В. и президенту Национальной телерадиокомпании Украины Савенко А.Н. как нанесшим своими действиями значительные убытки национальным интересам и государственному бюджету Украины».

«Предложить Президенту Украины упразднить Государственный комитет по телевидению и радиовещанию как лишнюю надстройку над национальными теле- и радиокомпаниями».

Два приведенных абзаца являются 2-м и 3-м пунктами из постановления Верховного Совета от 13 мая «Об отчете временной следственной комиссии ВС по улучшению ситуации в телеинформационном пространстве Украины». И именно эти строки стали фанфарами, возвещающими о начале нового этапа взаимоотношений между ветвями власти. Причем, если раньше некоторое конфликтное непонимание имело место во взаимоотношениях исполнительных и законодательных структур, то сейчас в процесс «разборок» в верхах открыто вступила власть четвертая, то есть средства массовой информации. Хотя, впрочем, в данном конкретном случае не приходится говорить о самостоятельности и независимости политики, проводимой, в частности, руководителями украинского радио и телевидения. Думаю, лишь очень неинформированный или же лживый человек будет отрицать существование социального заказа в этой сфере. Ведь, по сути, мы стали свидетелями слияния интересов определенной части исполнительной власти и руководителей наиболее популярных так называемых электронных СМИ - радио и телевидения. И, опять же, только непосвященному может показаться, что телерадиоэфирная война отделена от всех других процессов, происходящих в нашем обществе. Вернее, даже от одного процесса - конституционного. Показательно, например, что в преддверии рассмотрения в повторном первом чтении проекта нового Основного Закона в парламенте прямая трансляция сессионных заседаний была перенесена с 1-го на 3-й канал украинского радио. Само собой, без согласия на то законодателей. Последние расценили это решение (инициатор которого совершенно ясен) как месть за принятие постановления, так сказать, порочащего доброе имя руководителей телевидения и радио.

Впрочем, и действия парламентариев, поддержавших вышеприведенные «выразить недоверие» и «упразднить», были восприняты Зиновием Куликом как попытка расправы за... перекоммутацию каналов, после которой ОРТ и УТ-2 поменялись местами. То есть, по мнению главы Гостелерадио, коммунисты добились осуществления заранее обдуманных планов мести за лишение удовольствия просмотра передач телевидения соседнего государства на престижном первом, бывшем общественном канале.

В общем, масса политических подтекстов. Что касается самого текста, то здесь, думаю, стоит привести несколько цитат из выступления главы следственной парламентской комиссии Сергея Аксененко на почти историческом заседании ВС 13 мая.

«Бюджетное финансирование Гостелерадио составило в 1995 году 7,4 трлн. крб. В то же время деньги, выделенные государством на функционирование и развитие государственного телерадио, фактически шли на поддержание иностранных и посреднических структур».

«На техническое развитие телекоммуникаций (концерн РРТ) шло лишь 3% бюджетных средств, а на приобретение легкового транспорта для нового руководства Гостелерадио пошло около 20% денег, потраченных на приобретение оборудования. Громадные деньги идут и на ремонт и переоборудование кабинетов руководства, в то время как сотрудники месяцами не получали зарплату».

«Устанавливаются такие расценки на рекламу, что наши производители не могут конкурировать с иностранцами, что облегчает зарабатывание денег иностранными структурами. Если бы руководство Гостелерадио берегло государственные интересы, то хотя бы из патриотических соображений оставило бы скидку для национальных производителей в 40%».

...и т. д. и т. п. При этом Сергей Аксененко утверждает, что «все факты, приведенные комиссией, имеют документальное обоснование».

Само собой, Зиновий Кулик, отвергая обвинения в адрес руководства Гостелерадио, называет все обличительные заявления следственной комиссии дезинформацией.

Таким образом, незаинтересованным сторонним наблюдателям придется, очевидно, для уяснения ответа на вопрос «кто прав?» дождаться исполнения п.8 уже неоднократно цитируемого постановления. Он гласит: «Службе безопасности и Генеральной прокуратуре до 1 сентября 1996 г. провести по данным временной следственной комиссии расследование деятельности иностранных и украинских телерадиоорганизаций в телеинформационном пространстве Украины, обратив первоочередное внимание на финансовое обеспечение проникновения иностранного и, возможно, криминального капитала в телерадиоэфир Украины».

А до 1 сентября придется, видимо, довольствоваться не слишком обоснованными опровержениями оппонентов друг друга, грозящими полностью переместиться из экономико-правовой в политическую сферу.