UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вот так загоняется Ро-о-одина… Музыка Д.Медведева Слова В.Януковича

По степени наивности в ожидании реальной и мгновенной экономической выгоды для Крыма от пролонгации соглашений по ЧФ крымские регионалы могут превзойти только своих самых «базовых» избирателей...

Автор: Валентина Самар

По степени наивности в ожидании реальной и мгновенной экономической выгоды для Крыма от мост или тоннель. На этой неделе Джарты сообщил, что документы о создании межправительственной группы, которая будет заниматься проектом строительства только готовятся, а российская сторона ( в лице краснодарского губернатора!) выразила желание профинансировать проектные работы. Неизвестно также, кто будет инвестировать строительство сооружения, окупаемость которого — большой вопрос, учитывая объемы перевозок людей и товаров, а также миллиардные вложения для создания инфраструктуры на украинской стороне. Вопросов, думается, сегодня нет только у собственников «Альтцема», дочки ФПГ «Альтком», которые завершают первую очередь строительства крупнейшего цементного завода в Ленинском районе, — его продукция будет востребована.

Парад финансовых ожиданий завершим крымскими туроператорами. Представители этой убыточной крымской отрасли (если верить налоговым отчислениям) считают, что после смены власти в стране и пролонгации сроков базирования ЧФ уже в этот сезон следует ожидать притока курортников из России — в последние годы их доля в структуре отдыхающих составляла всего четверть. Думается, причина того, что россияне предпочитают Крыму Турцию, Египет, Болгарию и экзотические острова, отнюдь не в том, кто в Украине президент. Не к нему же едут. Причина — в соответствии цены и качества услуг, которое осталось на уровне периода распада Союза, а весь капитализм состоит только в том, что за это теперь берут в долларах и евро, причем дороже, чем в странах, где эти деньги печатают.

Посмотрим теперь на ожидания скорых перемен к лучшему с другой стороны. «Соглашение дает нам серьезную возможность по модернизации Черноморского флота и всей инфраструктуры, которой он пользуется», — заявляет министр обороны РФ Анатолий Сердюков — Мы также получили поручение от президента РФ подготовить детальный план развития социальной инфраструктуры Севастополя и Крыма в целом». Последнее занятно, но вначале — о первой части заявления, поскольку у украинской стороны публичное толкование соглашения иное: в базовые соглашения изменения не вносились, поэтому ограничения по модернизации остаются в силе. На днях министр иностранных дел Украины Константин Грищенко уверял на брифинге, что вопросы, касающиеся необходимости согласования с Украиной замены кораблей флота, не подлежат обсуждению, поскольку предусмотрены базовым соглашением. «Вопросы согласования с нами замены кораблей четко прописаны в базовом соглашении, поэтому в одностороннем порядке российская сторона это делать не может», — сказал он. А разве не в одностороннем мы уже дали добро, коль министр обороны утверждает, что харьковские соглашения предоставили возможность модернизации флота?

До сих пор, как известно, Украина жестко отстаивала принцип замены кораблей — «тип на тип» или «класс на класс», тем самым сдерживая наращивание военной мощи иностранного присутствия. И некоторые оптимисты даже порадовались тому, что соглашения были пролонгированы без изменений. Дескать, не то что до 2042-го, но уже и до 2017-го от ЧФ мало что останется боеспособного. В чем по этому вопросу состоят подковерные договоренности — узнаем, увы, только по факту.

Во время заседания в Москве подкомиссии по вопросам функционирования ЧФ РФ и его пребывания на территории Украины, которое проходило в эту среду, вопрос модернизации флота не поднимался. В совместном заявлении находим другие интересные моменты.

«К телу, к самому тексту соглашения, к тем правам и обязанностям сторон, которые установлены базовыми соглашениями, ничего не добавлено и ничего не меняется, что означает: есть несколько вопросов, которые остаются неурегулированными», — говорил в этот же день К.Грищенко, и среди нерешенных проблем называл и использование гидрографических сооружений.

Читаем совместное заявление по итогам заседания подкомиссии: «При рассмотрении вопросов навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) безопасности мореплавания в Черном и Азовском морях было принято во внимание предложение Украинской стороны об установке на объектах НГО украинских автоматических идентификационных систем (АИС) в качестве основы для совместного использования таких объектов и подготовки соответствующего двустороннего соглашения». То есть, надо понимать, на возврате маяков и РЛС мы уже не настаиваем? Решения судов о незаконности удержания собственности «Госгидрографии» выполнять не надо? Они остаются у ЧФ, нам позволят поставить там автоматику для съема информации, и это будет «совместное использование».

Еще один момент касается многолетних титанических усилий украинских дипломатов по проведению инвентаризации земельных участков и объектов, которые использует ЧФ и которые, по соглашению, должны арендоваться. И не только по соглашению. Конституция четко указывает условие, по которому на территории Украины может находиться иностранная военная база — на условиях аренды.

«Стороны подтвердили целесообразность применения согласованного механизма поэтапного оформления результатов инвентаризации земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в пользовании ЧФ РФ. Рассмотрев вопросы юрисдикции, Стороны наметили подходы к их урегулированию», говорится в совместном заявлении подкомиссии.

Вернемся на два года назад, когда вопрос инвентаризации уперся в тупик. Еще в январе 2008 года МИД Украины нотой передало российской стороне сводную информацию о конфигурации и площадях земельных участков, используемых ЧФ на территории Украины. Камнем преткновения стала методика: Украина считала, что договоры на аренду надо составлять на каждый объект и земельный участок, как того требует законодательство, на которое есть прямая ссылка в соглашении о взаиморасчетах, а Россия настояла на том, что все нужно оформить как единый комплекс. И неважно, что объекты ЧФ разбросаны по всему Крыму и Земельный кодекс подобное не предусматривает! По имеющейся у «ЗН» информации, украинская сторона уже с этим согласна. И российские юристы, похоже, уже убедили, что и договоров аренды никаких не нужно — соглашение само по себе уже право аренды закрепляет.

В общем, «деятельность подкомиссии проходила в дружественной, откровенной атмосфере, соответствующей выстраиванию нового вектора в двусторонних российско-украинских отношениях»...

Была ли альтернатива такому развитию событий или действительно у Януковича не было другого выхода? Был, и еще какой, и не только у него! Смехотворность суммы, которую украинские кормчие не смогли изыскать для развязывания флотско-газовой удавки, сегодня не просто поражает, а бьет наповал. Потому что есть с чем сравнивать. Потери исчисляются не просто десятками-сотнями миллиардов долларов, возможной сдачей в управление и собственность другой стране стратегических отраслей, а угрозой самому существованию независимого суверенного государства Украина.

Один миллиард двести миллионов долларов — таковой могла быть еще в 2008 году цена для Украины за свободу действий и коренной перелом в отношениях с Россией. Ровно столько оставалось отдать для погашения госдолга, списание которого было положено в основу взаиморасчетов за базирование в Крыму Черноморского флота до 2017 года. Межправительственное соглашение «О взаимных расчетах, связанных с разделом ЧФ и пребыванием ЧФ РФ на территории Украины», в отличие от межгосударственных договоров по ЧФ, действующих до 2017 года, было (и есть!) бессрочным — до выполнения условий погашения госдолга, который на момент подписания составлял 3,074 млрд. долл. Статья 2 соглашения гласит: «После погашения Украиной государственного долга перед Российской Федерацией арендная плата осуществляется Российской стороной прямыми платежами».

В июле 2008 года по запросу «ЗН» Министерство финансов сообщило, что по состоянию на 10.07.2008 года «было погашено 1.881.644.140,0 долл. США от суммы долга Украины перед Российской Федерацией, остаток долга составляет 1.192.355.860,0 долл. США».

Проведя экспертные подсчеты стоимости аренды земли, объектов и акватории с инфраструктурой, «ЗН» подсчитало, что переход к прямым арендным платежам может принести Украине ежегодно по самому минимуму, по самым щадящим ставкам, от 1,2 до 1,5 млрд. долл. То есть, грубо говоря, изыскав один миллиард, Украина могла бы до 2017 года, в течение восьми лет получать живыми деньгами ежегодно как минимум столько же, а то и в полтора-два раза больше. Или меньше, если РФ решит минимизировать затраты на пребывание ЧФ на территории Украины и сократит территории базирования. Но по любому — это был бы выход на совершенно иной уровень взаимоотношений с Россией в целом клубке вопросов, которые прицепом к ЧФ шли и продолжают идти.

Почему Украина не воспользовалась этой возможностью? Вопрос этот — не только к президенту В.Ющенко, дважды премьерам Ю.Тимошенко и В.Януковичу (хотя к ним в первую очередь), но и ко всей теперь особенно патриотичной политэлите — на сегодня неактуален. «Ой, они же поднимут цену на газ!» — слышалось тогда. Так все равно подняли! «Ой, это усложнит отношения» — как будто они когда-нибудь были несложными, зато сейчас — совсем все просто. Многим казалось, что 2017-й — это еще так далеко, и пусть этим занимается кто-то, кто придет после нас. Очень прагматичное нынешнее руководство взяло от ситуации то, что посчитало необходимым для себя. Чем очень напомнило крымских квартиросдатчиков, для которых важно сегодня содрать с отдыхающих по максимуму, а там — хоть трава не расти. Принимая же во внимание все крюки, которые с корабля под триколором уже запущены в тело Украины благодаря пролонгации договоров по ЧФ, можно даже не мечтать о чуде и не ожидать от наших государственных рантье подвига с реализацией возможности перехода к прямым платежам за аренду баз. Тем более что никакой аренды никогда не существовало. И это существенный момент в понимании законности пребывания ЧФ на территории Украины вообще и потерь для крымских бюджетов в частности.

Чего ожидать в ближайшем будущем? Очень хотелось бы, чтобы Виктор Янукович предельно четко сформулировал свою позицию относительно недопустимости применения двойных стандартов в признании независимости государственных новообразований. Чтоб никому и в голову не пришло, что он имеет в виду один из вариантов этого стандарта: если признавать Косово, то надо признавать и Абхазию, и Южную Осетию. Потому что если логически продолжить эту версию, то в случае проведения референдума в Крыму (при шефской поддержке ЧФ и технологов из околокремлевских структур), Украина должна будет отказаться от своей территории и призвать мир признать новое государство или присоединение Крыма к России. Думаю, такая задача вполне решаема уже до 2017 года.