15 февраля нынишний президент России Борис Ельцин официально объявил о своем участии в выборах. Как уже не раз отмечалось политологами и журналистами, одним из немногих его козырей для завоевания голосов избирателей может стать подписание общеполитического договора между Россией и Украиной. Для того чтобы его подписать, необходимо приехать в Киев, как это и планировалось 4-5 апреля. Пока в Украину приезжали лишь российские министры или же депутаты Государственной думы.
В конце прошлой недели «российский край» - Крым посетила делегация парламента России. Именно российским они считают полуостров, и особенно Севастополь - главную базу Черноморского флота. И это не удивительно, ведь в состав делегации входили члены фракций КПРФ, аграриев, «Российские регионы», а возглавил группу председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Георгий Тихонов. 10 февраля в Севастополе он заявил о «дискриминационной политике, проводимой органами государственной власти Украины по отношению к наиболее крупной этнической группе населения в Крыму - русским». В этом его убедили немногим ранее на заседании «круглого стола» в Симферополе, в котором участвовали представители десятка крымских пророссийских партий и движений. В подписанном участниками собрания «заявлении по проблемам русских в Крыму и крымчан, считающих русский язык и культуру родными», говорится, что русское население «незаконно переданного в 1952 году в состав УССР Крыма после ликвидации СССР, оказалось в положении национального меньшинства». Участники «круглого стола» возмутились тенденциозностью преподавания в школах автономии истории России, отсутствием русской редакции на местном телевидении, прекращением трансляции программ ОРТ. Они предложили провести в российском парламенте слушания о «дискриминационном положении» населения в Крыму, а также призвали руководство РФ не забывать об интересах русских в Украине при проведении переговорного процесса между Украиной и Россией. Представители русских партий, обществ, общин и движений также вспомнили об уже немного забытой в последнее время проблеме двойного гражданства, которую официальный Киев, как известно, считает просто не существующей. Реакция украинского МИДа на эти события не заставила себя долго ждать. Заявление российских депутатов о дискриминации русских в Крыму начальник управления информации внешнеполитического ведомства Украины Юрий Сергеев назвал «не только сознательным искажением фактов, тенденциозным влиянием на общественное мнение, но и вмешательством в дела Украины». По словам Ю.Сергеева, 93% вещания крымского телевидения и радио является русскоязычным, а из около 300 школ автономии только в одной преподавание ведется на украинском языке, и еще в одной - на крымскотатарском.
Пробуждение, хоть и беспокойно, но какое-то время дремавшей российской идеи в Крыму, выглядит неуместным на фоне старательно причесываемых перед выборами российско-украинских отношений. Однако, раскачивание политической ситуации на полуострове, и распускаемые кем-то слухи о том, что визит Бориса Ельцина в Киев откладывается, вряд ли смогут повлиять на ситуацию. Официальное решение участвовать в выборном марафоне делает для него необходимым достижение «успехов» России в отношениях с братским народом. Естественно проблему ЧФ также не помешало бы закрыть, пусть просто на бумаге.
По мнению же депутата Георгия Тихонова, после выборов в России Украине уже не видать Черноморского флота. По его словам, российский парламент «приложит все усилия, чтобы Россия не потеряла флот». И действительно, в среду Госдума преодолела вето Совета Федерации на закон, приостанавливающий одностороннее сокращение ЧФ, согласно которому должна остановится и передача объектов флота Украине. Это событие министр обороны Украины Валерий Шмаров охарактеризовал как запоздалое, так как передача украинским ВМС запланированной части ЧФ практически завершена. Она должна закончится до 10 марта, а к этому времени Ельцин может и не подписать вышеупомянутый закон. До выборов только он (или его команда) сможет определять политику Москвы по отношению к Украине.
Интересно, отличаются ли на деле аверс и реверс российской политической «монеты»?