UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Вот, новый поворот...»

Перед отлетом из Харькова в Киев после слушаний по административно-территориальной реформе вице-премьер-министр Роман Бессмертный признался, что с этого дня реформа выходит на новый этап и обретает новое качество...

Автор: Владимир Семкив

Перед отлетом из Харькова в Киев после слушаний по административно-территориальной реформе вице-премьер-министр Роман Бессмертный признался, что с этого дня реформа выходит на новый этап и обретает новое качество. «Сегодня мы услышали очень интеллектуальную дискуссию, — отметил Бессмертный. — Мы почувствовали настроения и ощутили, что общество заинтересовалось реформой. Это вселяет оптимизм».

Поездка в Харьков во многом была для Романа Бессмертного знаковой. Хотя бы потому, что предыдущая, в Макаров, вышла провальной. Земляки освистали инициативы вице-премьера. Сопротивление было столь сильным, что автор админтерреформы решил уйти в отставку. «Я не хотел, чтобы реформа погубила доверие граждан к новой власти, — объяснил свой шаг автору этих строк Роман Бессмертный. — Не хочу быть проблемой для партии, для блока, для Президента, для правительства со своими идеями. Тем более что скоро выборы». Но Президент Ющенко не отпустил вице-премьера на покой. Для реформы такой шаг Президента очень важен. Фактически глава государства, в какой-то мере положив на кон серьезную ставку — доверие общества к власти, признал необходимость проведения реформы.

Бессмертный оказался затиснутым между «нужно проводить» и «не дают». Харьков должен был определить, на какой чаше весомее груз. Одним словом, что чувствовал Бессмертный, ступая на харьковскую землю, можно только представить. Но бывшая столица встретила вице-премьера более чем спокойно. В городе, в том числе и перед корпусом местного Политехнического института, где проходило обсуждение, не было ни пикетов, ни плакатов, ни митингов. Это был первый сигнал того, что здесь разговор сложится иначе, чем в Макарове.

Помня о родном районном центре, Роман Бессмертный на сей раз решил не особо стараться донести свою позицию до харьковчан, а вместо этого послушать мнение местной общественности и элит.

Впрочем, услышать мнение людей о реформе Бессмертному удалось только отчасти. Дискуссии не вышло. На несколькочасовом обсуждении выступили только несколько рядовых участников. Хотя и слово «рядовой» здесь нужно брать в кавычки, поскольку в зале находились в большинстве своем представители разных уровней власти Харьковщины. И вышло так, что наиболее пространные спичи исходили из уст тех, кто, собственно, и поддерживает проведение административно-территориальной реформы. Ярких оппонентов не хватало. А такого обсуждения, о котором можно было бы сказать, что в нем рождается истина, не вышло.

Кое-кто из правительственной делегации, ездившей в Харьков, расценил это так: если бы люди хотели — они бы выступили и выразили свое мнение. А коль, дескать, они молчат, то это означает, что либо им все равно, либо они не против реформы. Частично с этим мнением, а точнее — последней ее частью, можно согласиться. Ибо после слушаний в Харькове сложилось впечатление, что местные элиты начинают понимать необходимость реформы. Это выводит АТР на новый уровень. Если раньше она казалась «диковинкой», которую неизвестно по каким соображениям начал Бессмертный, а потому ей нужно противостоять, то теперь отношение к ней немного изменилось. Кажется, общественность (по крайней мере, наиболее активные ее пласты) начинает понимать, что подобная реформа сегодня актуальна. И, если в ней что-то не нравится, то над исправлением ее недостатков нужно работать. Ведь критиковать всегда легче, чем создавать. То же касается административно-территориальной реформы: легче на корню зарубить идею АТР и выставлять акции протеста, чем высказать свои предложения. Харьков показал, что он готов выбрать второй вариант.

Более того, Харьков сам начал раскручивать административно-территориальную реформу. В частности, во время слушаний были представлены предложения, касающиеся будущего территориального устройства Харьковщины. Речь идет о карте области, на которой уже есть общины, районы и регионы. Эту карту готовили сами харьковчане: тамошний Политехнический институт совместно с учеными и представителями власти. Они разработали модель карты на основе анализа различных критериев (от демографических до промышленных) по каждому населенному пункту. Согласно этой модели, Харьковщина получит статус региона, а Харьков — города-региона. В области предлагается создать два города-района (Лозовая и Купьянск) и 14 районов. Четыре из них — Дергачевский, Змеевский, Балаклейский и Изюмский — останутся неизменными. А остальные, вероятно, будут созданы вследствие переформирования.

Карта Харьковщины — первая «самодеятельная» карта с тех пор, как началось обсуждение реформы. Поэтому Роман Бессмертный остался доволен. Ему начали помогать проводить реформу непосредственно из регионов. Делать шаги навстречу.

Есть основания полагать, что к разработке этой карты едва ли не больше всего причастно руководство Харьковской области. Вот вам иллюстрация: автор этих строк попробовал взять у одного из представителей руководства Политехнического института экземпляр карты, систему критериев, по которым формировалось новое устройство, и обоснование, почему оно такое, а не иное. Сотрудник Политеха посоветовал обратиться с этой просьбой к заместителю харьковского «губернатора», шедшему рядом. Чиновник ответил: «Мы подумаем», и мгновенно сел в машину. Ему, наверное, не хотелось делиться с прессой экземпляром карты. Представитель вуза пожал плечами.

Выходит, карту разрабатывали под пристальнейшим надзором местных властей. Мотивы такого внимания мы анализировать не будем. Однако этот факт свидетельствует: харьковские областные власти сильно интересуются административно-территориальной реформой. Хотя и тут есть определенные предостережения. Они, прежде всего, касаются сроков проведения реформы, которые предлагает Роман Бессмертный, — до 2006 года. «В Польше реформа продолжалась почти двадцать лет, — объясняет председатель областного совета Харьковской области Олег Шаповалов. — А мы хотим преодолеть этот путь в очень краткие сроки. Считаю, что это ошибка. Мне больше импонирует, если пройдет определенный период».

С г-ном Шаповаловым солидарен и губернатор области Арсен Аваков. «Я понимаю, что реформу нужно делать энергично и одномоментно, — отметил он на пресс-конференции. — С другой стороны, есть ощущение, что вначале нужно сделать что-то одно, потом посмотреть, и дальше делать другое. Так вот, чтобы у меня не было таких колебаний, мне нужно больше информации об этой реформе и ее выгодности... Что же касается темпов реформы, то я считаю, что до парламентских выборов ничего сделать уже не удастся, и с этим не стоит торопиться. С новой Верховной Радой все решится. Альтернативы нет».

Так что Роман Бессмертный может быть спокоен за поддержку реформы со стороны областных властей. Чего не скажешь о низших уровнях власти. Председатель облсовета Шаповалов, например, рассказал, что сразу после общественного обсуждения к нему подошло около десяти городских голов Харьковщины. «Они, — сказал спикер облсовета, — спросили: «А где мы будем в этой системе?». А я ответил: «Если каждый из вас хочет найти в ней свое, то вы себя здесь уже не найдете». Нам нужно отталкиваться не от личного мнения и собственного будущего, а от интересов общины и страны». Г-н Шаповалов прав. Ведь не секрет, что тупик, в который пытаются загнать реформу, строят именно те чиновники, которые боятся утратить влияние. Но при этом не следует забывать о таком моменте, как взаимопонимание с местными элитами. Они могут быть против реформы, но их не нужно загонять в глухую оппозицию.

А кроме того, до них нужно донести преимущества предлагаемой реформы. Сегодня часть чиновников может поддерживать ее концептуальные положения. Но, вовремя не разобравшись со всеми нюансами, эти люди могут присоединиться к тем, кто ночами стоит на трассах и жжет свечи, чтобы Роман Петрович не делал реформы. Ведь если собрать тезисы, которые пришлось услышать от людей, присутствующих на общественном обсуждении, получится примерно такое: «Мы выступаем за реформу, но нам кажется, что правительство не все проработало. Не нужно спешить, необходимо все взвесить. А еще — донести суть реформы до общественности». В принципе, это «холостая» и традиционная фраза. Обычно ее произносят тогда, когда не ориентируются в том, что предлагает реформа. Посему этих людей нужно ввести в курс дел. Все-таки они — местные лидеры и пользуются авторитетом в своих общинах. То есть от них зависит, как реформу будут воспринимать обыватели.

Что же касается последних, то здесь, в Харькове, такая же ситуация, как и, наверное, по всей Украине. Об административно-территориальной реформе ничего не знают. Потому ее боятся и потому против нее протестуют. Местные журналисты говорят: если власть не начнет пропагандировать реформу, во время ее внедрения на Харьковщине поднимется такая волна народного гнева, что «оранжевый Майдан спрячется».

И вообще, промоушн админтерреформы оказался одной из наибольших проблем в ее проведении. К сожалению, с точки зрения доведения позиции до общественности, обсуждение в Харькове также не было эффективным. Просто состоялся нелегкий разговор. В общем-то, иначе и быть не могло. Такие мероприятия предназначаются не для простых людей, а для тех, кто ориентируется в теме. Реформа — это слишком сложная вещь, чтобы ее сразу «переварило» общество. Поэтому здесь нужно включать особые подходы, аргументы и шаги. Старушке, которая возит продавать молоко в райцентр, не объяснишь преимущества от изменения распределения власти, полномочий, средств и переформирования административных единиц. Так что, если уж власть серьезно взялась за проведение реформы, ей нужно активизировать деятельность и в этом направлении.

Роман Бессмертный поездкой удовлетворен. Его вид и слова, произнесенные в харьковском аэропорту, позволяют думать, что вице-премьер ощутил в себе силы преломить ситуацию. В этом плане прагматичный Харьков стал переходным этапом. Здесь реформу не отвергли, а приняли к сведению. В принципе, это еще не победа Бессмертного. Скорее — удачно проведенный раунд после нокдауна в Макарове. А основной и едва ли не самый интересный «махач» — еще впереди.