UA / RU
Поддержать ZN.ua

Восточная апатия

Когда-то один советский школьник написал: «Из рассказов Чехова народ узнал, как ему плохо живется»...

Автор: Евгений Шибалов

Когда-то один советский школьник написал: «Из рассказов Чехова народ узнал, как ему плохо живется». В Донецкой области происходит примерно то же самое — о приближающихся выборах можно узнать из рекламных билбордов, баннеров и «растяжек», а еще из газет и телевизора.

Особенно если забраться подальше от областного центра. Здесь, в провинциальной тишине, становится по-настоящему ясно, что у нас две страны. В одной люди каждое утро просыпаются под мерзкий писк будильника и плетутся на опостылевшую работу, ругаются нецензурно, толкаются в переполненном утреннем автобусе и с трудом сводят баланс мизерного семейного бюджета. А по вечерам выпивают заслуженные «пять капель» с друзьями и соседями, ругаются с женой и, отвесив профилактический подзатыльник сыну-двоечнику, заваливаются спать в ожидании мгновения, когда противный писк опять погонит на работу. В другой, виртуальной, Украине вовсю бушует политический кризис и приближаются очередные «судьбоносные» выборы, и еще обо всем этом долго рассказывает телевизор.

Возможно, все дело в том, что политические события происходят слишком быстро. Этот второй мир, который из телевизора, слишком калейдоскопичен, чтобы можно было удержаться в его темпе и не устать душой. Поэтому никто и не пытается. У «пересічного» дончанина избирательная кампания вызывает примерно столько же интереса, как, например, чемпионат мира по плевкам в длину. То есть пока чемпион лично в него, «пересічного», не плюется, ему, дончанину, на выборы (простите за каламбур) глубоко наплевать. Причем эпидемия апатии распространяется даже на тех, кому по долгу службы положено бороться за высокий процент. Агитаторы в палатках молча раздают листовки и газеты, чем и ограничивается разъяснительная работа среди электората. Их коллеги, обходящие жителей региона, с чувством облегчения выслушивают через дверь очередной посыл в известном направлении и с радостью скатываются по ступенькам, ставя в своем отчете пометку «беседовать отказались» или проявляя недюжинную фантазию в воссоздании не происходивших бесед.

От интереса к политике, проснувшегося было в 2004-м и 2006-м, не осталось и следа. Неудивительно — для увлеченности больше нет причин. В 2004 г. жители Донетчины всей душой болели за «своего» — Виктора Януковича. Не то чтобы с ним связывали какие-то надежды и вообще задумывались о высоких материях. Просто именно болели, как болеют, например, за «Шахтер» в футболе. Хотелось вот, чтобы «наши» выиграли, из чисто спортивного азарта. Именно тогда букмекеры в Донецке начали принимать ставки на исход выборов, окончательно определив политику как просто игру.

В 2006-м, когда Партия регионов была в оппозиции, с ней связывали определенные надежды. Оранжевые, как ни старались (а старались, честно говоря, не очень), остались для дончан чужими. Поэтому жители Донбасса верили, что в рядах бело-синих во власть придут люди, которые этих загадочных «схидняков» хотя бы понимают...

Сейчас же все предвыборные формальности выполняются вяло, без энтузиазма. Наверное, определенную роль во всеобщем разочаровании в политике и политиках сыграла в первую очередь Партия регионов, которая в Донецкой области всегда оставалась партией власти. Можно сказать, задолго до своего официального рождения, потому что ее нынешние лидеры были хозяевами Донбасса и тогда, когда еще не придумали своего политического проекта. Это принципиальный момент: на общегосударственном уровне бело-синие были и во власти, и в оппозиции, но у себя дома всегда были властью. Более того, избрали для себя самую опасную нишу позиционирования — претендовали на роль наследника советской власти. Той самой, которую не любили, но которой безусловно верили, не сомневаясь ни на йоту. Но советская власть не обманывала людей: обещала расстрелять — расстреливала, обещала дать жилье, образование и медицинское обслуживание — давала. Разве что с мировым империализмом как-то не сложилось…

Бело-синие же, назначив себя на роль такой абсолютной власти, даже во время нынешнего политического кризиса, приведшего к выборам, проявили, с точки зрения упомянутого «пересічного» дончанина, удивительную непоследовательность, мягкотелость и беззубость. А этого власти, которая сама себя объявляет нерушимой и абсолютной, не прощают.

Сначала регионалы, после появления указа о роспуске парламента и назначении выборов, заверили: спокойно, электорат, ничего не будет, не переживай. Потом — чтобы сохранить в стране стабильность, выборы не нужны, так что выходи на Майдан флагом махать и горло драть. Но на выборы не ходи, это вражеская провокация. Чуть позже — ура, товарищи! Чтобы сохранить стабильность, мы решили пойти на выборы. Так что теперь всем проявлять активность и марш голосовать! Строем и с песнями. «Народ», окончательно запутавшийся в этом калейдоскопе руководящих лозунгов, отреагировал по-своему — именно так, как в свое время с трибуны Верховной Рады реагировал на упреки оппонентов один из его, донецкого «народа», лидеров Николай Азаров. «Да пошли вы», — ответил народ и вернулся к своим привычным занятиям.

Тем более что особого «покращення життя» так и не произошло. Пока правительство Виктора Януковича отметилось лишь тем, что после назначения лидера бело-синих повсеместно выросли коммунальные тарифы — хоть и не в четыре раза, как заявляли оппоненты ПР, а «всего» в два, но по кошельку «маленького украинца» это ударило очень сильно. Шутка ли — зимой за трехкомнатную квартирку вынь да положь сотню «вечнозеленых» за отопление!

Да, произошло обещанное повышение зарплат и всяких выплат, но осчастливленные получатели сами назва­ли эти повышения «копеечными». Од­новременно начались тоже копеечные, но обидные возрастания цен на проезд в общественном транспорте, продукты, всякие мелочи быта и пр. Возможно, это подспудное недовольство не было таким сильным, если бы в запале оппозиционной демагогии идеологи Партии регионов не насоветовали пообещать улучшения жизни «уже сегодня». Но слово не воробей, а существенных изменений к лучшему пока не заметно. Конечно, лозунг «Партия регионов: Живи — ни шатко ни валко» звучал бы не так красиво, зато честно.

Кроме того, партия почти не думает о своей репутации в глазах, по сути, породившего ее донецкого избирателя — возможно, не считает нужным. Даже в ходе избирательной кампании бело-синие не стесняются демонстративно гулять в дорогих кабаках, «рассекать» по Донецку и устраивать прилюдную междоусобную грызню. Например, «в минус» партии сыграло назначение на должность главы регионального штаба не известного в области партфункционера, а бизнес-менеджера группы Бориса Колесникова — директора компании «Конти» Олега Логвинова. Кондитер избрал себе роль тихого администратора, и внешне его активность пока никак не проявляется. Нардеп и глава Профсоюза работников угольной промышленности Виктор Турманов тоже успел «засветиться», когда его бело-синие активисты требовали от бело-синего же министра Тулуба много всего, притом очень шумно и громко, что в преддверии выборов выглядело весьма странно. Наконец, один из самых старых и авторитетных деятелей ПР в Донецкой области замгубернатора Борис Адамов оказался замешанным в рейдерском скандале в самый разгар кампании. Самое смешное — положенное по законам жанра «маски-шоу» происходило на приглянувшемся чиновнику предприятии именно в тот момент, когда рабочих пригласили размахивать флагами, чтобы порадовать зрелищем всенародной поддержки заехавшего на родину Виктора Федоровича во время последнего предвыборного визита премьера. И рабочие вполне искренне скандировали «Я-ну-ко-вич!», еще не зная, что в этот момент творится именем их лидера… Если слухи о зубодробительных талантах премьера верны, вице-губернатору может не поздоровиться. Но все равно, очков партии этот эпизод явно не добавит. Конечно, отделение бизнеса от власти — не более чем миф, это понятно, но на время выборов самые региональные из регионалов могут хотя бы казаться приличными и цивилизованными людьми и политиками?

Однако — вот ведь загадка! — все равно можно с уверенностью говорить о том, что даже самый раздраженный и разочарованный всеми этими неурядицами донецкий избиратель в большинстве своем поддержит Партию регионов. Если, конечно, придет на выборы. Здесь бело-синие опять попали в свою же ловушку: сначала убеждали, что от этих выборов ничего не изменится, а потом оказалось, что приверженцев надо буквально силком загонять на избирательные участки. Иначе ситуация может и измениться, причем в весьма неприятном направлении. Центральный штаб поставил своим донецким функционерам задачу обеспечить явку на уровне 85%, и все свои разъяснительно-агитационные усилия именно на этом и сосредоточить. Но руководители штабов, как заявляют информированные источники, сами признают эти цифры нереальными. Нет, начальству-то они, конечно, «рисуют» правильные отчеты, но признают, что и 70% будет очень высоким результатом. Впрочем, циники говорят, что реальные показатели явки мало кого интересуют...

Уровень поддержки бело-синих среди тех, кто на избирательные участки все же придет, также вызывает определенные опасения, если судить по резко возросшей активности партийных функционеров. Сначала деятели ПР беззаботно отмахивались, заявляя, что тут и так все сагитированы, но потом, видимо, контрольные опросы и замеры показали, что это не так. В итоге по дорогам Донетчины активно колесят министры, депутаты и прочие лидеры, включая главу Партии регионов Виктора Януковича, который лично приехал подбодрить своих сторонников. Кстати, еще один парадокс политических симпатий жителей Донецкой области состоит в том, что при идентичности партбилетов они вполне искренне любят и поддерживают самого Януковича, но, мягко говоря, недолюбливают назначенных им же низовых чиновников. И «подключение» к избирательной кампании администраций нижнего звена может оказать регионалам медвежью услугу.

Впрочем, практично мыслящие дончане уже научились извлекать выгоду из предвыборной лихорадки. Картина маслом: мастер ЖЭКа (вот они теперь какие, политтехнологи) спрашивает жильца одной из «своих» квартир: а вы за кого будете голосовать? Жилец что-то ворчит в том смысле, что не ваше дело, голосование у нас пока тайное в стране. Мастер, не удовлетворившись невнятным ответом, настаивает: а почему не за Партию регионов? Что вас не устраивает? Тогда «электорат», обозлившись, выдает: а ты фонарь под подъездом новый повесь, тогда проголосую! Наутро, как по волшебству, над входом в подъезд сияет новый фонарь, причем не какой-нибудь, а с лампой дневного света. А ведь обитатели подъезда за этим мастером полгода гонялись, чтобы светильник новый вытребовать… Где-то в спешном порядке ремонтируют дороги, где-то наконец-то заменили теряющий по ходу движения запчасти трамвай на что-то поновее, где-то воду (бывают же чудеса) стали давать без перебоев… «Покращення життя» экстренными темпами, короче.

О деятельности оппонентов партии власти сказать можно немногое. Перспективы сил из «демократического лагеря» в смысле набирания сколько-нибудь значимых процентов пока остаются утопией. Так что некоторые из них пока используют Донецкую область, образно выражаясь, не по назначению. БЮТ, к примеру, с подачи импортированного из Николаева Геннадия Задырко старательно воссоздает в общественном сознании образ «бандитского» региона. Во всяком случае, такое впечатление остается после прочтения официальных заявлений местных активистов. Похоже, что ничем другим, кроме «выгребания» от отдельных радикально настроенных жителей Донбасса БЮТ больше и не занимается. У Блока Юлии Тимошенко основные события кампании — порезанные палатки, палатки сожженные, битые активисты и активисты уволенные… Апелляций к правоохранительным органам с их стороны раздается гораздо больше, нежели обращений к избирателям. Не исключено, что это делается с целью нагнетания «антидонецкой» истерии за пределами Донбасса, потому что стереотипы о «бандитах» еще живы и в них зачастую охотно верят. Хотя, возможно, это всего лишь заранее подготовленное оправдание в случае неудовлетворительных результатов голосования.

«Наша Украина» и вовсе сникла после слияния в мегаблок с «Народной самообороной». Выписанный из Ивано-Франковска нардеп Зиновий Шкутяк решил взять курс на тотальную пропаганду идеи отмены депутатской неприкосновенности. В ответ в Донецке появилось несколько палаток, где активисты «НУ—НС» как бы собирают подписи за лишение депутатов иммунитета, значков, пиджаков, мандатов, галстуков и дешевой вкусной еды в буфете Верховной Рады. Ажиотажа не наблюдается — народу абсолютно фиолетово, что там едят господа избранники. Народ, понятное дело, больше интересует, что придется есть ему самому.

Социалисты и коммунисты могут, как и прежде, рассчитывать на голоса своих традиционных приверженцев, только распределение левого электората на этот раз, по мнению некоторых экспертов, может сложиться в пользу «комми». Донецкие коммунисты решили слегка обновить полинялое партийное знамя и поправить пошатнувшиеся позиции. Кардинальных изменений нет, и избирательный штаб по-прежнему возглавляет нардеп Николай Кравченко, однако в составе агитационных бригад появилось много молодежи, представленной как «возрождающийся комсомол». Комсомол пока запомнился лишь несколькими пикетами и митингами. Юноши и девушки задорно скандируют «Ленин! Партия! Комсомол!», хотя по возрасту почти все они made in Ukraine и никогда в жизни не видели ни первого, ни второго, ни третьего.

Так что безусловным лидером, как ни банально это констатировать, остается Партия регионов. Что характерно — больше всего Партию регионов в Донецкой области поддерживают там, где хуже всего живется. Самые радикальные и агрессивные сторонники бело-синих, которые могут запросто и ни за что накостылять прохожему, одетому во «вражескую» футболку, происходят из донбасской провинции.

Но при всей неоднозначности отношения к «партии власти» люди придут и проголосуют «как надо». И даже не под давлением админресурса. Просто потому, что хотят защитить свой, пусть и неуютный и неправильный, мирок. «Пусть будет плохо, лишь бы не стало еще хуже», — думают они, по привычке поддерживая «своих».