Украина и наше будущее сегодня зависят от ВСУ и оружия, которое мы получим от наших партнеров. Завтра, после нашей Победы, государство будет зависеть от решений, которые сегодня принимают во власти не военные.
Все много говорят о восстановлении Украины. Президент создал Национальный совет, подготовлены разные варианты проектов, заявлены сотни миллионов убытков, проведены многочисленные форумы, презентации и переговоры. Но единого видения стратегии пока что нет. Этот факт до форума в Лугано огорчал, после него — вызывает много вопросов.
Нам критично нужно искать ответы, чтобы представленный правительственный План восстановления Украины заменить реальной, эффективной и успешной для Украины стратегией, которая будет базироваться на четком сотрудничестве центральной и муниципальной власти с международными донорами.
Итак:
Что надо делать?
Защищать
Мы победим. Но после Победы должны быть готовы к войне. И уже в условиях такой готовности — продолжать строить себя новых. Не нашла в программе «Укрепление обороны и безопасности» Плана восстановления Украины, презентованного правительством в Лугано, прямо обозначенного первоочередного шага — системной защиты украинского неба. Тем более подтвержденного финансово. Хотя именно угроза с воздуха сдерживает многих от инвестирования в Украину и восстановления уже сейчас. Более того, в Германии, по информации СМИ, ищут такое решение для себя. Поэтому для восстановления это must be в любом случае. Дальше — всегда сильная армия и готовая к защите страна.
Создавать
Все единодушны в том, что необходимо строить жилье для расселения людей, потерявших свои дома вследствие войны. Но до сих пор идет ожесточенная внутренняя дискуссия о видах и сроках его реализации, принципах подхода к компенсации стоимости владельцам, о будущей собственности новой инфраструктуры, уровне и источниках восстановления производств в бизнесе.
Конечно, сроки начала и виды строительства будут зависеть от типа территорий, на которых оно будет проводиться. Их, как известно, четыре: тыловые области, освобожденные, территории в районе активных боевых действий и временно оккупированные. Это обозначено и в правительственном Плане восстановления.
Очевидно, что 116 тысяч жилых домов, в которых проживали около 3,5 миллиона граждан, инфраструктурные объекты (7 тыс. км железнодорожных путей, 350 мостов, 23 взлетные полосы, 19 нефтехранилищ, тысячи медицинских, образовательных и административных зданий) будут восстанавливаться поэтапно. А вот 331 объект критической инфраструктуры в сфере теплоснабжения (в том числе четыре полностью разрушенные и пять значительно поврежденных ТЭЦ) нужно восстановить или отстроить уже до начала отопительного сезона.
Статистика говорит о 228 уничтоженных крупных промышленных объектах, снижении уровня загруженности производственных мощностей на 40%, релокации более 600 производств в тыловые области. Пока все подсчитывают убытки и планируют восстановление, нужно помнить, что государственная и муниципальная власть имеют свои задачи, определенные их полномочиями, которые должны взаимодополняться и не дублироваться. Поэтому уже сейчас должны быть сформированы условия для создания производств более высокого, чем уничтоженные, технологического уровня, для стимулирования в Украине развития тех сфер, продукцию которых мир готов сегодня покупать по самой высокой цене.
Развивать
Надо создать условия (в том числе и психологические) для восстановления, жизни и развития людей. В Киеве уже сейчас международные специалисты учат наших психологов работать с лицами, вышедшими из оккупации, из зоны боевых действий, созданы центры работы с такими людьми. Мариупольцы создают свои центры в разных областях для помощи своим. Это лишь первые шаги в необходимой постоянной помощи людям, которые будут восстанавливать и создавать новую Украину. Могут обсуждаться система и подходы к такой помощи, но сама она — обязательна.
В областях, массово принявших временно перемещенных лиц, уже должны быть созданы условия для нормального проживания людей и их социализации. Ключевое — должны быть, но решения не системные. В Черновицкой области, например, военная администрация уже достраивает объекты, которые будут обеспечивать семьям возможность жить, а не выживать. Новые объекты должны размещаться рядом с социальной инфраструктурой и (обязательно!) сопровождаться созданием рабочих мест для людей, которые там будут жить. Мы не можем строить бараки, расселять людей далеко от других центров жизни, люди должны быть частью общества и чувствовать себя причастными как к Победе, так и к возрождению.
Как делать?
Тоталитарные страны могут позволить себе один центр принятия решений.
Мы же строим демократию, но и зависим от внешних средств. Поэтому должны идти одновременно тремя фронтами — территориально сориентированной сетью громад, стратегической центральной рамкой и взаимовыгодным международным партнерством.
Сеть громад
Децентрализация усилила местное самоуправление, дала громадам больше возможностей и ответственности, что показательно проявилось с началом полномасштабной войны. Органы местного самоуправления с первых часов вторжения взяли на себя обеспечение Вооруженных сил и ТрО, строительство укреплений всех линий, перевозку людей и доставку гуманитарных грузов, взаимопомощь и подполье. На освобожденных территориях уже сегодня идет восстановление — муниципалитетами самостоятельно или с жителями, при поддержке центральной власти или с международными партнерами.
Во всяком случае, драйвером и основой восстановления является власть громады. Созданная Ассоциацией городов Украины сеть взаимодействия и синергии громад позволяет им вместе и каждой отдельно выступать с единой позицией. Вести диалог с государственной властью всех ветвей и уровней: вопросы бюджета, упрощения процедур, отопительного сезона и т.п. Громады выходят на международный уровень для ознакомления с мировым опытом, получения гуманитарной помощи и заключения партнерских отношений с иностранными объединениями муниципалитетов и международными организациями.
Уже работает платформа Cities4Сities, связывающая украинские громады с их коллегами в Европе. Состоялся Форум reVIVEd Ukraine — reVIVEd communities, в котором приняли участие представители европейских муниципалитетов и их объединений, задекларировавшие свою готовность участвовать в восстановлении громад Украины совместно с украинскими громадами.
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы подписал с Ассоциацией городов Украины Декларацию о сотрудничестве в восстановлении Украины. При этом подчеркнув необходимость опираться во время послевоенного восстановления Украины именно на органы местного самоуправления, на громады. В Европейском Союзе совместно с местным самоуправлением Украины создан Европейский альянс городов и регионов за восстановление Украины.
Стратегическая центральная рамка
Громады, более 200 из которых имели Магдебургское право, восстанавливаются уже сегодня и ищут возможности на будущее. Центральная власть должна законодательно обеспечить необходимые условия для эффективного и быстрого возрождения всей территории Украины.
Гарантирование прав, безопасность, условия для стремительного экономического развития — это полномочия центральных органов власти, выполнение которых является обязанностью народных депутатов и правительства. Государство должно быть институционно способно выполнять свои функции.
В 17 программах правительственного Плана восстановления увидела только декларации, отдельные из которых вызывают вопрос по поводу их эффективности. Так, в блоке, касающемся финансовой системы, речь идет исключительно о горизонтальной системе выравнивания состоятельности громад. Хотя Ассоциация городов Украины и эксперты подавали предложения о переходе в условиях войны и послевоенного восстановления на вертикально-горизонтальную систему выравнивания. Мы должны сохранить стимулы для громад-доноров наращивать свои доходы, поддержать дотационные громады до границ состоятельности, но не формировать из них иждивенцев за счет других. Мы не имеем права возвращаться к советчине, остановить развитие.
Заявленное механическое сокращение министерств и количества госслужащих вызывает обеспокоенность относительно эффективности будущей системы государственного управления. Задача «обеспечения рыночного уровня компенсации» служащих без определения их КРІ и конкретных целей не сформирует состоятельность государства, а продолжит безрезультативность реформ прошлого.
Правительственный План восстановления Украины, презентованный в Лугано, — это о процессе, об обеспечении работой разработчиков этого Плана, но не о результате. Не об обеспечении прав граждан и бизнеса, не о выполнении обязанностей государством.
Взаимовыгодное международное партнерство
Заявление Конгресса регионов ЕС о создании Европейского альянса городов и регионов за восстановление Украины (Альянс), в организации которого приняла участие и Ассоциация городов Украины, логично, — мы интересны миру для сотрудничества. Сможем ли реализовать этот интерес не только для выигрыша в войне, но и для возрождения Украины после, зависит только от нас.
Мы сможем подключить реальный третий фронт (международный) к нашим двум (муниципальному и центральному), только когда станем Западу позитивно понятны. Кроме установления законодательных норм для эффективного восстановления, международным партнерам нужны еще как минимум две вещи: доступ к органу принятия решений об инвестированных ресурсах и прозрачность в финансовых отношениях.
Доступ к органу принятия решений иностранным партнерам мог бы быть предоставлен в случае введения в состав Национального совета по восстановлению Украины при президенте Украины представителей международных структур. Но в составе Нацсовета такого представительства нет. Поэтому не удивительно, что европейцы нашли другой путь — от громад. Через создание Альянса как ступеньки на пути к мировой платформе сотрудничества с Украиной в ее восстановлении.
Для Украины важно без амбиций и эмоций выстроить коммуникацию взаимного сотрудничества и отношений win-win между всеми заинтересованными участниками процесса восстановления. Одна из двух частей публичной власти — местное самоуправление — уже присоединилась к созданию эффективной системы взаимодействия с нашими международными партнерами, очередь за центральной властью.
Обязательным условием сотрудничества является прозрачность привлечения, распределения и использования средств. Информация о каждом из этих этапов должна быть открытой для всех участников. Технологии, применяемые сегодня на уровне государства, подтверждают, что в Украине это сделать не просто реально, а легче всего в Европе. У нас есть «Дія», следовательно, мы должны создать программное обеспечение с «открытым лицом» уже сейчас, еще до запуска мировой платформы.
В то же время в Программе «Основы восстановления: Цифровое государство» правительственного Плана нет решений, которые будут обеспечивать доверие в отношениях и «чистое» использование средств в процессе восстановления. Но если не предложить такой механизм мониторинга, мы можем потерять внешние финансовые ресурсы для всей страны.
Ради чего делать?
Сегодня демократический мир в борьбе с одной из самых больших армий мира рядом с Украиной, потому что защищает не только нас, но и себя. После Победы острая потребность тратить ресурсы на Украину отпадет. Но останется заинтересованность, реализация которой возможна будет только после нашей качественной работы над ошибками прошедших 30 лет и в случае системной и интенсивной внутренней работы на возрождение.
У нас есть три источника роста: культура, экономика, безопасность.
Культура
Успешные страны не тратятся на культуру, а инвестируют в нее, популяризируют ее через экономические отношения как свои преимущества в глобальном мировом рынке. И нам есть чем делиться. Но в правительственном Плане восстановления Украины культуру видно за плечами спорта в их общей программе только как направление для «освоения» средств. Без создания системы силы наций. Поэтому напомню: возрождения состоится, когда культура будет не нашими затратами, а источником развития каждого из нас, Украины и мира.
Экономика
Украина остается рынком для сбыта и поставки товаров и услуг международным корпорациям. У нас есть много активов, которыми мы можем обеспечивать мировые потребности, поэтому интересны для инвестиций. Но этого мало. Бизнес начал убегать из Украины еще задолго до войны, и его не сдерживают предложенные в правительственном Плане условия. Реальных изменений правительство в Лугано не предложило. Более того, очевидно, у правительства нет понимания пути, а продолжается имитация бурной деятельности.
И это в то время, когда экономический успех зависит не от ресурсных возможностей того или иного субъекта, а от готовности и умения решать вопросы и проблемы, стоящие перед миром.
Десять самых крупных рынков мира сегодня — это: голод, бедность, маразм правительств, дефицит энергии и воды, свобода, старость, здоровье, коммуникации, стимулирование надежд на лучшую жизнь, любовь и дружба. Они могут казаться нам странными или невозможными, но именно за них готов платить мир, и именно они должны определять направление стратегического развития нашей экономики. Тем более что удовлетворить мы сможем значительную часть перечисленных рынков, и это не только голод, свобода, энергия и ІТ как коммуникации, это еще и как минимум маразм правительств.
Безопасность
Сила и опыт Вооруженных сил Украины уже сейчас очень интересны международным союзам и объединениям в сфере безопасности. Важно создать стратегическую систему безопасности, которая будет базироваться не только на ВСУ, но и на геополитических интересах стран, на заинтересованности наших партнеров в Украине.
В правительственном Плане восстановления ничего нет о мировой геополитике, о субъективизации Украины, об использовании будущих возможностей.
Нам Бог дал землю в лучшем месте и с бесценными ресурсами, мы должны наконец научиться капитализировать их в пользу всех граждан Украины. Эффективные изменения экономических условий, прозрачность и гарантирование прав заинтересуют мощных иностранных инвесторов заходить в Украину капиталом, который они захотят сохранить в будущем. И это тоже наша безопасность.
Наше географическое расположение — это не только угроза со стороны России, которая заставит нас стать прагматичными, стержневыми и сильными, это еще и широкие возможности для выстраивания отношений с миром. Мы должны находить и создавать новые решения, новые союзы, новые источники силы для себя и для наших партнеров в большом мире геополитики.
…Если восстановление — это только о строительстве, то оно априори не сможет обеспечить развитие высокого уровня. Послевоенная Украина должна базироваться на сети состоятельных громад, а система принятия решений на всех уровнях должна быть изменена к лучшему относительно довоенной коррупционной модели. Обеспечение указанных позиций и сотрудничество всей публичной власти и международных партнеров сделают возрождение Украины реальным.