UA / RU
Поддержать ZN.ua

Воспаление легких заклинаниями не лечится!

Глобальный кризис, охвативший мировую экономику, — не первый в истории. Есть диссертации, книги, рецепты по выходу из кризиса, и все они начинаются со слов «непопулярные меры»...

Автор: Андрей Сенченко

Глобальный кризис, охвативший мировую экономику, — не первый в истории. Есть диссертации, книги, рецепты по выходу из кризиса, и все они начинаются со слов «непопулярные меры». Все известные мне рецепты украинских политиков начинаются с обещания чуда и разного рода заклинаний.

Чуда не будет. А для того чтобы выработать правильные рецепты, необходимо понять, что глубина кризиса в любой стране определяется не только экономическими, но и в не меньшей степени психологическими причинами, тем состоянием стресса, в котором находится каждый человек. К сожалению, у нас, в Украине, существенную роль, наряду с традиционными, играют криминальная и политическая составляющие кризиса.

Реальные и мнимые страхи, связанные с ценами на газ, падением гривни, невозвратом кредитов и депозитов, угрозой закрытия банков, остановки предприятий, роста цен, невыплаты зарплат и пенсий на фоне грызни и разгула коррупции на вершине власти, — все это лишило простого украинца точки опоры.

В чем же выход для этого самого простого украинца? Отчаявшиеся окончательно нашли его в петле, кто-то пошел искать в чужом кармане, а кто-то – в акциях протеста. Сегодня таких сотни, а завтра — миллионы. Дальше только анархия и развал страны. Мечтающие собрать на этом политические дивиденды могут не обольщаться — сметет всех.

Что же делать? Один из ответов — укреплять фундамент, ту часть пирамиды власти, которая призвана обеспечить функционирование социальной и коммунальной инфраструктуры, гарантировать безопасную жизнедеятельность населения. Многие годы, оставляя на потом задачу подкрепления полномочий и обязанностей местных органов власти реальными ресурсами, мы пришли к тому, что ее придется срочно решать сейчас, в условиях кризиса.

Решению этой задачи посвящен пакет антикризисных законов для местных органов власти.

Первая часть пакета состоит из трех проектов законов, призванных сбалансировать местные бюджеты.

Внесение изменений в Закон о плате за землю (№ 4104)

2009-й бюджетный год ознаменовался попыткой некоторых местных органов власти резко увеличить ставки арендной платы за пользование землей в границах населенных пунктов. Это привело многие предприятия в состояние шока и стало первым шагом к их банкротству. В то же время иных способов получения доходов для финансирования заработной платы и первоочередных социальных расходов у местной власти просто нет. Причиной тому в значительной степени явился брак, допущенный украинскими законодателями. Коллизия трех законов — Земельного кодекса Украины, Закона «О плате за землю» и Закона «Об аренде земли» – привела к ситуации, когда сумма платы за землю стала определяться не видом землепользователя и земельного участка, а видом правоустанавливающего документа, который у него имеется.

В результате два соседних предприятия, использующие одинаковые земельные участки, но имеющие разные документы на них, платят по-разному: одно — по Закону «Об аренде земли» — реальную сумму, а второе — по Закону «О плате за землю» — льготную, иногда в десять раз меньшую, чем первая. Кроме того, местная власть, практически не влияя на ставки Закона «О плате за землю», от безысходности пытается поднять плату тому, кто и так платит больше.

Такая ситуация, во-первых, приводит к недобросовестной конкуренции, а во-вторых, ежегодно лишает местные бюджеты более 4 млрд. гривен доходов.

Предложенные проектом закона изменения уравнивают в правах землепользователей, не относящихся к льготным категориям, и создают предпосылки для снижения верхнего предела ставок арендной платы за землю.

Внесение изменений в Закон о патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности (№ 4138)

Все выступающие с трибуны Верховной Рады говорят о справедливости, но почему-то у каждого она своя. Для пенсионера она выражается в постоянном росте цен на продукты первой необходимости, а для избранных — в замороженной с 2005 года стоимости патента на открытие казино. Причем любая попытка затронуть интересы этих самых избранных вызывает шквал критики и обвинений в повышении налогов в период кризиса.

Специально для защитников владельцев казино заявляю: проектом закона предусмотрено не повышение, а индексация стоимости патента в соответствии с уровнем инфляции. Если буханка хлеба в результате инфляции выросла в цене в два раза, то и стоимость патента для открытия казино и других видов деятельности должна вырасти вдвое, а дополнительно вырученные государством средства в размере 1,5 млрд. гривен в год должны пойти на повышение заработных плат и пенсий. Кроме того, проектом закона предусмотрено введение базовой единицы для расчета стоимости торгового патента. Использование в качестве такой единицы минимальной заработной платы позволяет избежать необходимости постоянного внесения изменений в закон и перейти к ежегодной автоматической индексации стоимости торгового патента.

Проект Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства (№ 4112)

В 1998 году указом президента Украины была введена упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, которая, безусловно, сыграла важную роль в становлении этой части украинского бизнеса. Однако существенным изъяном этой системы явилось отсутствие механизма индексации максимальных объемов выручки и граничных размеров ставок единого налога в зависимости от уровня инфляции. Это привело к сдерживанию развития малого предпринимательства, исключению экономически активной части населения из процесса пополнения бюджета и появлению множества теневых схем, позволяющих крупным предприятиям минимизировать налоговые и другие обязательные платежи, используя порядок, предусмотренный только для малого бизнеса.

Установленная в 1998 году минимальная ставка единого налога в 20 гривен в процессе инфляции утратила всякий смысл, что привело к повальному применению максимальной ставки в 200 гривен и, как следствие, к исчезновению механизма дифференциации ставок единого налога в зависимости от видов деятельности и места регистрации субъекта малого предпринимательства.

Простая индексация в соответствии с уровнем инфляции ставок, введенных в 1998 году, требует их увеличения в 4 раза.

Таким образом, предлагаемые в проекте закона граничные размеры фиксированного налога от 0,2 до одной минимальной заработной платы в месяц, или от 120 до 605 гривен, не являются, по сути, повышением налога, но позволяют вернуться к дифференцированному подходу. При этом нижняя граница ставки налога предлагается на уровне 60% от основной применяемой сегодня ставки в 200 гривен. Привязка ставки налога и граничных объемов выручки к законодательно установленной минимальной заработной плате позволяет внедрить механизм регулярной индексации параметров, заложенных в законе в соответствии с изменением уровня жизни в стране.

Из всех перечисленных законов последний в наибольшей степени можно отнести к разряду непопулярных. Непопулярных среди популистов и налоговых минимизаторов. Честным же предпринимателям хочу задать вопрос — что лучше: заплатить на 400 гривен больше и жить в стране, где вашим родителям своевременно платят пенсию, а учителю ваших детей — зарплату, или в стране-банкроте, которая разваливается на части?

А для того чтобы каждому из нас легче было ответить на этот вопрос, приведу несколько цифр.

В 2008 году почтальон, уборщица, нянечка в детском саду, получавшие минимальную заработную плату, заплатили в 15 раз больше гривен в виде налогов, чем в 1998 году. А большинство частных предпринимателей и тогда, и сейчас — 200 гривен.

В январе 2009 года средняя заработная плата в промышленности составила 1865 гривен. С нее работник заплатил 347 гривен налогов и обязательных платежей и его работодатель еще 693 гривни (вместе 1040), а частный предприниматель — всего 200 гривен.

В том же январе 2009 года средняя заработная плата в сельском хозяйстве составила 987 гривен. С нее работник заплатил 184 гривны налогов и обязательных платежей и его работодатель еще 366 гривни (вместе 550), а частный предприниматель — 200 гривен.

Все три перечисленных проекта объединяет то, что в случае их принятия право определять ставки платежей в пределах границ, установленных законом, останется у местных советов, а средства в размере около 18 млрд. гривен дополнительно поступят в местный бюджет. Это и есть основа развития местного самоуправления — долгожданное сочетание прав, обязанностей и возможностей.

Вторая часть антикризисного пакета состоит из двух законов, призванных обеспечить безопасность граждан, общественный порядок, сохранность государственного, коммунального имущества и имущества граждан.

Внесение изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях (№ 4107)

В действующем кодексе в качестве базовой единицы для расчета суммы штрафа используется «необлагаемый минимум доходов граждан» в размере 17 гривен, который не изменялся более 10 лет и утратил свою экономическую сущность. Это привело к тому, что в процессе инфляции существующая система денежных штрафов, определяющая содержание административной ответственности, утратила свою эффективность в качестве средства предупреждения правонарушения.

Как следствие, административные комиссии местных органов власти, имеющие право наложения наказания в виде штрафа по многим видам нарушений, практически прекратили свою работу.

Инфляция и несовершенство закона привели к тому, что штрафы за значительные правонарушения выглядят просто смешно.

Например, за нарушение санитарных норм и правил (всем знакомые мусорные кучи во дворах) штраф колеблется от 17 до 204 гривен, за торговлю продуктами питания, загрязненными радиоактивными веществами, должностное лицо пострадает максимум на 850 гривен, за неправильное обращение с донорской кровью (это когда в больницу попал с аппендицитом, а вышел — с гепатитом С или ВИЧ) штраф от 51 до 119 гривен, правонарушитель, укравший мобильный телефон, отделается штрафом от 51 до 255 гривен, а хулиган, порезавший сиденье в троллейбусе, заплатит от 17 до 51 гривни. Этот перечень можно продолжать бесконечно.

Внесенные в кодекс изменения позволяют исправить положение. Они касаются индексации денежных штрафов, предусмотренных в виде наказания за правонарушения, и введения новой базовой единицы для расчета суммы штрафа — официально установленного уровня минимальной заработной платы. Новая базовая единица отражает уровень жизни в стране, уровень платеже­способности населения и, как следствие, уровень эффективности наказания в форме штрафа. Кроме того, предложенный порядок расчета обеспечивает автоматическую индексацию суммы штрафа при изменении минимальной заработной платы. Естественно, речь не идет об увеличении штрафов в 35 раз, то есть на величину соотношения минимальной заработной платы и необлагаемого минимума доходов. Не затрагивают предложенные изменения и суммы штрафов за нарушение Правил дорожного движения, установленные в 2008 году.

Внесение изменений в Уголовный кодекс Украины (№ 4134)

Изъяны Кодекса об административных правонарушениях характерны и для Уголовного кодекса Украины в части наказания за совершенные преступления в форме денежного штрафа.

Однако разница состоит в том, что использование в качестве базовой единицы для расчета суммы штрафа необлагаемого минимума доходов граждан привело к намного более ощутимым отрицательным последствиям для общества.

Так, например, за нанесение легких телесных повреждений максимальный штраф — 850 гривен, а за то же самое преступление, повлекшее легкое расстройство здоровья и незначительную потерю работоспособности, — максимум 1700 гривен. Медицинский работник, не оказавший помощь больному в тяжелом состоянии, заплатит не более 850 гривен штрафа, столько же стоит проявление расовой, национальной или религиозной дискриминации. Преследовать журналиста за профессиональную деятельность можно, заплатив максимум 3400 гривен.

Дальше — больше. Всего за 1700 гривен можно скрывать от населения и искажать информацию об экологической обстановке и заболеваемости населения, за 850 гривен можно незаконно вырубать леса, а за 1700 незаконно охотиться, заниматься кладбищенским вандализмом и открывать наркопритоны.

Многие штрафы начинаются с 17 гривен, в то время как лишь себестоимость оформления уже принятого судебного решения (печатание, конверт, размещение в электронной базе) обходится бюджету в 15 гривен.

В процессе инфляции минимальный размер штрафа перестал выполнять свое предназначение как мера предупреждения преступления и не воспринимается как действенная мера наказания за совершенное преступление. В то же время максимальный размер штрафа по эффективности своего воздействия весьма отстает от минимального наказания в виде ограничения или лишения свободы.

Это привело к значительному сужению возможностей выбора видов наказания в пределах одной статьи. По этой причине суды, расценивая максимальный штраф как насмешку над обществом, вынуждены чаще использовать альтернативные меры наказания как ограничение или лишение свободы.

Предложенная система индексации и введения новой базовой единицы — официально установленного уровня минимальной заработной платы, позволяет сделать штраф адекватной мерой наказания, когда нижняя граница становится убедительным аргументом для предупреждения преступления, а верхняя соответствует по эффективности воздействия минимальной санкции в виде ограничения или лишения свободы.

По моему глубокому убеждению, предложенный пакет законов поможет сцементировать фундамент украинской государственности, даст возможность местной власти, пока наверху решаются политические проблемы, сделать так, чтобы в городах ремонтировались и убирались улицы, поддерживался общественный порядок, чтобы в каждом селе работал полноценный медпункт, а в каждом сельсовете была машина «скорой помощи» и школьный автобус. Все эти простые, но долгожданные вещи помогут простому украинцу обрести точку опоры, поверить в будущее нашей страны и пережить кризис.

В предвыборный год политическая элита показала, что в борьбе все средства хороши. Активно выступая за внесение изменений в бюджет, президент, оппозиция и Международный валютный фонд имеют в виду отнюдь не перестановку запятых. Все они понимают, что речь идет о свертывании социальных программ, корректировке параметров, определяющих уровень жизни наших граждан. Бог с ним, с Валютным фондом, но и президент, и оппозиция, будучи составными частями украинской власти, знают, что это — не единственный рецепт, и понимают, как помочь своей стране. Захотят ли? Хочется верить.