Наша жизнь буквально наполнена дуализмом. Все знают о чередовании белых и черных полос, удач и поражений. Черт знает когда физики додумались до дуализма элементарных частиц (дескать, они одновременно являются точкой и волной). Если взять несколько иной масштаб, то можно запросто отыскать двойственность и в местной политике. Запад, например, мучается вопросом о дуализме исполнительной власти. Если премьер — реформатор, то почему его критикует президент? Не понимает он (Запад) души простого украинского политика. Или вот следующий образец двойственности — двухпалатный парламент. С одной стороны, народ как бы хочет бикамерализма, а с другой — это длительный процесс, напоминающий, по словам Александра Волкова, искусственное осеменение. Автору идеи, конечно же, виднее пути ее реализации.
Дуализм постепенно проникает и в одно из последних достижений отечественной политической мысли, так сказать, в святая святых — в парламентское большинство. Вспомним, что оно (большинство), как правило, до недавнего времени характеризовалось как конструктивное, эффективно работающее и настроенное на сотрудничество с главой государства до последнего патрона.
КОНЕЦ ДИРЕКТОРА ПАРЛАМЕНТА
Александр Волков официально признал, что в Верховной Раде нет постоянного большинства (ПБ). Только 160—165 депутатов, представляющих пять парламентских фракций (СДПУ(о), «Возрождение регионов», «зеленые», НДП, «Трудовая Украина»), добросовестно выполняют все достигнутые на координационном совете договоренности, а остальные пять действуют ситуативно. Итак, один из творцов большинства, человек, способный загнать озабоченных бизнесом парламентариев в зал Украинского дома, руководитель «зимнего восстания» признал полураспад своего детища. Нет, конечно же, Александр Михайлович и раньше говорил об искусственном характере ПБ, но эта информация подавалась как досадное недоразумение. А вот 14 сентября, когда сам директор-распорядитель парламента предложил внести в повестку дня работы ВР вопрос об информации Кабинета министров о состоянии подготовки к осенне-зимнему периоду и ситуации в топливно-энергетическом комплексе, его просто откровенно «кинули».
Да, времена меняются… Еще не так давно, повинуясь легкому движению руки Александра Михайловича, десятки парламентариев в костюмах, стоимостью от тысячи долларов, изображали революционную толпу с мегафонами, штурмующую «казармы Монкада» (стол президиума ВР). Кто-то резал провода, кто-то вырывал микрофоны и вступал в легкий физический контакт с левыми — в общем, очень конструктивно ребята работали. Все закончилось элементарным дуализмом парламентского большинства, о котором предупреждали циничные аналитики. Это означает конец директора ВР.
Теперь появляются веские основания говорить о начале раздела ПБ на проправительственную и, условно говоря, пропрезидентскую части. В первую группировку входят «Батьківщина», УНР Юрия Костенко, частично НРУ Геннадия Удовенко, «Реформы-Конгресс», «Солидарность» Петра Порошенко и группа Анатолия Матвиенко, которая, кстати, не присоединилась к официальному составу ПБ. Ситуативно данное образование поддерживают коммунисты и социалисты, всегда готовые «насолить» парламентским «монстрам» — СДПУ(о), «Возрождению регионов» и «Трудовой Украине». Александр Михайлович, правда, попытался смягчить горечь поражения с «энергетическим днем» правительства. По его словам, виноваты коммунисты. Понятное дело, «злобные и ортодоксальные комми» являются очень удобным соперником. Это по достоинству, кстати, оценил Леонид Данилович во время президентских выборов. Если что — можно все на них валить. Однако ведь дело не в левых, а в ситуации, которая сложилась внутри самого большинства. Может быть, это начало новой волны структуризации ВР?
До такого сценария развития событий дело пока не дошло. Проправительственная группировка достаточно неоднородна. Например, Петр Порошенко проводит вполне четкую грань между премьером Виктором Ющенко и составом правительства. По его словам, он поддерживает премьер-министра. Вот вам еще один пример дуализма. Оказывается, что Кабинет министров и глава правительства — не одно и то же. Да и «Батьківщина» ориентирована все-таки больше на Юлию Тимошенко, а не на премьера. В общем, сложился достаточно своеобразный расклад сил.
АРИФМЕТИКА ДУАЛИЗМА
Итак, существует некое виртуальное парламентское большинство, которое предъявляется Президенту в качестве доказательства дееспособности ВР. В него входит, по оптимистической оценке Александра Михайловича, до 280 депутатов. Внутри ПБ наметилась пропремьерская (проправительственная?) коалиция, насчитывающая около 100—115 «штыков». Естественно, что сама по себе эта группировка роли не играет. Однако при поддержке коммунистов (115 человек) и социалистов (17) она уже может проводить свои решения, которые не совпадают с желанием «канонических» фракций большинства. По крайней мере, уже зафиксировано два подобных случая: постановление о порядке освещения деятельности ВР и блокирование попыток «Возрождения регионов» приблизить «энергетический день» правительства. Преувеличивать значения этих достижений нельзя, но зато правомерно говорить об усложнении системы парламентского большинства.
Выходит, что ситуативно пропремьерская часть ПБ может действовать отдельно. Однако вырваться из состава парламентского большинства данная коалиция, естественно, не в состоянии. Одним из мощных средств «сплачивания» ПБ является схема распределения руководящих должностей в парламенте. Все руководители парламентских комитетов входят в большинство. Выход из него означает потерю влияния на законодательный процесс. Именно поэтому Волков так уверенно говорил о невозможности полного раскола ПБ, например, в случае гипотетического выхода из его состава фракции «Батьківщина». «Скорее, развалится сама фракция. Там же собрались умные люди, которые понимают, чем это для них закончится», — утверждает экс-директор парламента. Действительно, в результате принятия «большого пакета» о распределении руководства ВР представителям «Батьківщини» (наследнице «Громады») отошли несколько комитетов. Например, бюджетный, который возглавляет Александр Турчинов. Кроме того, не следует забывать о таком мощном факторе сплачивания большинства, как глава государства. Ситуативно возможны некоторые «рыскания» из стороны в сторону, но если Президент скажет «надо», то ПБ, безусловно, ответит «есть»! Куда ж ты денешься из подводной лодки…
Правда, вот это «рыскание» может негативно сказаться на общем имидже большинства. Глава государства не выносит дуализма в таком количестве. Гарант сам является сторонником двойственного подхода, но в индивидуальном исполнении. Например, столкнуть между собой несколько группировок и ослабить, таким образом, их позиции — это пожалуйста. Но где трогательное, берущее за душу единство на пороге «великого осеменения»? Почему некие силы в парламентском большинстве начинают несанкционированную игру?
Да, нет директора ВР — нет порядка.
ЯВЛЕНИЕ БАКАЯ
Наверное, чтобы смягчить боль утраты контроля над большинством, Александр Волков продемонстрировал журналистам живого Игоря Бакая, скромно сидевшего у края стола рядом с Александром Абдулиным. Бакай в общем оправдал надежды Александра Михайловича, заявив, что «мы готовы взять на себя ответственность за положение дел в стране». Кто именно готов взять власть и в каком объеме, новобранец «Возрождения регионов» предусмотрительно уточнять не стал. Высказывался он очень осторожно, пока кто-то из журналистов не наступил на его «больную мозоль» — строительство трубопровода Одесса—Броды. Тут уж Бакая прорвало по полной программе и он стал напоминать Александра Михайловича в лучшие годы. Та же лексика на грани непарламентских выражений и манера убеждать оппонента. Ярко выраженная нелюбовь к Юлии Тимошенко и странная поддержка правительства Ющенко — вот главные доминанты выступлений Бакая и Волкова. Хотя именно член «Возрождения регионов» Екатерина Ващук предложила (по ее словам) Президенту кандидатуру Ющенко на должность премьера, заподозрить эту фракцию в причастности к пропремьерской группировке никак нельзя. Они абсолютно чисты в этом отношении перед Леонидом Кучмой.
Александру Михайловичу в случае с Бакаем удалось избежать возможного дуализма, то есть создания последним своей группировки в ВР. Сам экс-глава «Нефтегаза Украины» объясняет свой выбор очень просто: он последовательный человек и раз входит в руководство «Демсоюза», то, значит, должен быть в «Возрождении регионов». Демонстрация Бакая, наверное, очень важна для Александра Волкова и по той причине, что появились настойчивые слухи о возможном распаде его фракции. После потери Александром Михайловичем лидирующих позиций в парламентском большинстве это довольно вероятный вариант развития событий. А так всем было показано, что во фракции полный порядок и она как бы усилилась. И остался экс-директор без большинства, но с Бакаем.
Таким образом, исходя из последних событий в ПБ можно сделать следующие выводы.
Во-первых, увеличилась степень сложности функционирования системы парламентского большинства. Если раньше все было просто и понятно — придет Волков и всех «построит», то сегодня приходится констатировать, что в работе ПБ доминирует ситуативность.
Во-вторых, говорить о создании влиятельной парламентской группы поддержки правительства Ющенко, мягко говоря, нецелесообразно, однако фиксируются определенные попытки в этом направлении.
В-третьих, произошло официальное окончание эпохи Волкова в парламенте и неформальное снятие его с неформальной же должности директора парламента.