UA / RU
Поддержать ZN.ua

Война в Украине: как выглядит ситуация с преступностью

Государству будет непросто удержать контроль

Автор: Александр Китраль

Ситуация с криминалом пока не является главной темой информационной повестки, однако она непременно займет значимую нишу в послевоенный период. Тысячи оставленных домов и автомобилей, проблемы с продовольствием, огромное количество незарегистрированного оружия, безвластие в отдельно взятых населенных пунктах — все это в конечном итоге скажется на криминогенной обстановке. Отметим, что после начала Антитеррористической операции в 2014 г. первые несколько лет в Украине фиксировалось увеличение преступности, причем количество тяжких и особо тяжких преступлений подскочило почти в полтора раза. И это без учета территорий Крыма и Донбасса. Наверняка нечто подобное, возможно, в куда больших масштабах, повторится после завершения войны с РФ.

Читайте также: Нацполиция рассказала, как изменился уровень преступности в Киеве с началом войны

О чем говорят цифры

Судя по официальной статистике, которую приводит Офис Генерального прокурора, ситуация с «бытовой» преступностью на сегодня вроде бы не выглядит угрожающей. Количество краж снизилось с 57 516 за январь-май прошлого года до 27 613 за аналогичный период нынешнего. Грабежей — с 2189 до 1007, разбоев — с 444 до 287. Такой «феномен» опрошенные нами эксперты объясняют комплексом мер со стороны правоохранителей, как то: усиление патрулирования улиц, введение комендантского часа. Также повлиял выезд из страны миллионов украинцев, среди которых были и потенциальные правонарушители. Также многие из потенциальных правонарушителей ушли служить в территориальную оборону и Вооруженные силы.

Кстати, та же статистика свидетельствует о росте числа автоугонов с 1264 за пять месяцев 2021 года до 2 344 за аналогичный период в 2022-м. Количество квартирных краж вроде бы ниже, чем в прошлом году, однако это связано с тем, что многие люди еще не вернулись в свои дома. Возросло и количество убийств с 2560 в прошлом году до 8220 в нынешнем, что является следствием военного времени: убийство российскими оккупантами мирных жителей, неосторожное обращение с трофейным оружием, разбойное нападение. Также есть немало случаев, когда людей убивали лишь по подозрению в причастности их к ДРГ. Так, в начале марта в г. Ровно 48-летний житель застрелил из окна двух прохожих, показавшихся ему «подозрительными».

Впрочем, официальная статистика все же не отображает полноту картины, поскольку, по мнению некоторых специалистов, полиция часто не регистрирует правонарушения. Делать это сейчас зачастую некому.

«По статистике преступлений вроде бы меньше, однако насколько эти данные отображают действительность? У меня на этот счет большие сомнения», — поделился своим мнением с ZN.UA доктор юридических наук, старший научный сотрудник НИИ МВД Украины Александр Кулик.

Причины нестабильности

Экс-судья, президент общественной организации «Всеукраинская Ассоциация судей в отставке» Денис Невядомский выделяет три причины, которые, по его мнению, повлияют на рост преступности в будущем: доступ населения к огнестрельному оружию, экономические трудности, разногласия внутри общества.

Депутат Харьковского городского совета Денис Невядомский/facebook

Что касается преступлений с огнестрельным оружием, то их количество уже возросло. Если за пять месяцев прошлого года с помощью «огнестрелов» было совершено 141 преступление, то за аналогичный период нынешнего — 621.

Экономический фактор. По мнению Невядомского, многие украинцы сегодня лишились доходов, некоторые даже не в состоянии прокормить семью.

«В итоге увеличится риск совершения преступлений исключительно с целью пропитания... Хотя на данном этапе ситуация с экономикой не столь тяжелая, Украина тем не менее продолжает двигаться к накоплению отрицательных «бонусов», которые со временем начнут проявляться», — рассказал он. Добавим, что, по данным Международной организации труда ООН, более пяти миллионов украинцев с начала войны уже лишились работы. Свою деятельность остановили до 20% предприятий малого и среднего бизнеса, еще треть находятся на грани закрытия. Также грядут сокращения социальных выплат.

Дифференциация общества. В то время как одна часть населения находится в состоянии войны, другая всячески пытается от этого отмежеваться и живет в другой реальности.

«Когда идут подобные дисбалансы, это провоцирует совершение преступлений на бытовой почве. Тот же вьетнамский/афганский синдром. Люди возвращаются с войны и попадают в совершенно другой мир, где все хорошо и никто не воюет. В итоге это вызывает у бывших военнослужащих агрессию», — подчеркнул Невядомский.

Ситуация с преступностью также зависит от эффективной работы правоохранительной системы. Увы, с этим в Украине проблема. В последние годы работа силовиков вызывала все больше недоверия со стороны общества, о чем говорят результаты опроса, проведенного Центром Разумкова совместно с Фондом «Демократические инициативы» им. И. Кучерива. Единственной более-менее некоррумпированной структурой, по мнению Дениса Невядомского, является патрульная полиция. Во многом это связано с тем, что власти стремились продемонстрировать населению эффективность и неподкупность новых полицейских. Во всех остальных блоках: криминальном, оперативном, следственном, по его мнению, фактически никаких изменений не произошло.

Изменилась ли работа полиции с началом войны? Столичный юрист Евгений Савенко в этом сомневается.

Евгений Савенко

«Ничего не поменялось. Скорее наоборот... Вот вам случай. Ко мне обратился человек из Ровенской области. У его отца изъяли автомобиль, так как мужчина ехал пьяный за рулем. Его сыну, как собственнику, транспорт не отдали, при этом начали требовать деньги. Это произошло в одном из районных отделений полиции. Естественно, что в условиях военного положения предполагается ограничение некоторых гражданских прав и свобод, но часть правоохранителей ведет себя так, будто права и свободы отменили почти все!» — рассказал он ZN.UA.

Системный вопрос

Для стабилизации криминогенной обстановки в послевоенный период, по мнению экспертов, в государстве необходимо предпринять ряд мер: улучшить работу правоохранителей, заручиться поддержкой населения, а также внести изменения в саму систему. Рассмотрим подробнее.

https://www.facebook.com/UA.National.Police

По мнению старшего партнера АО «Кравец и партнеры» Ростислава Кравца, сам механизм правоохранительной системы сегодня не то что разбалансирован, он уничтожен, его нужно создавать с нуля. Также система остро нуждается в опытных кадрах.

Ростислав Кравец

«Необходимо прекратить гоняться за ведьмами и возвращать в систему профессионалов», — считает он.

По словам одного из экс-полицейских, чтобы стать профессиональным оперативником, сотрудник должен проработать в системе 10–12 лет: «По моему мнению, сегодняшние полицейские по большей части занимаются фиксацией правонарушений, а не их расследованием».

Участие населения. Еще до войны в некоторых территориальных общинах местные жители помогали правоохранителям следить за соблюдением порядка. Александр Кулик считает, что эту практику в послевоенных условиях можно было бы развивать.

«Население может и должно было бы присоединиться к процессу. Причем в этом должны быть заинтересованы как общественность, так и правоохранительные органы», — отметил он. Создание добровольных народных дружин тоже имеет свои риски. Например, превращения их в частные армии в интересах местных властей. А потому данный процесс должен быть системным и контролируемым центральной властью.

Стратегия. Денис Невядомский считает, что без глобальных изменений в государственном аппарате перестраивать правоохранительную систему бессмысленно.

«Это все равно, что пытаться вылечить рак в отдельно взятом органе. Должна полностью измениться суть государства, «общественный договор». При этом война, как бы страшно ни звучало, не только отнимает, но и дает новые возможности для перезагрузки. И у Украины они есть. Но для этого нужна как воля народа, так и воля власти», — рассказал эксперт. Он также считает, что сегодня государственное управление в Украине осуществляется рефлексивно. В случае появления проблемы, ее принимаются тушить, подобно пожару.

«Нет государственного стратегирования на более-менее длительный срок, так как власть в Украине привыкла жить одной каденцией. И если ситуация будет продолжаться таким образом, то кризисы будут возникать все чаще», — рассказал он. Экс-судья считает, что у президента Украины есть возможность в условиях войны переучредить государственный аппарат, где основой были бы идеи человекоцентризма и верховенство права.

«В этом случае можно будет говорить о каждой отдельной реформе: судебной, медицинской, правоохранительной. То есть это должны быть тактики. А стратегия — это набор тактик, отраслевых реформ», — подытожил он.

Само собой, масштабные изменения в стране напрямую зависят от результатов военных действий. Но как бы то ни было, проблема преступности будет оставаться актуальной долгое время, поскольку вылезут проблемы, накопившиеся за время разрухи, считает Александр Кулик.

«Все это характерно для территорий, переживших военные действия», — подытожил он. Эксперт отметил, что перед ним с коллегами сегодня также поставлена задача подробно изучить вопрос возможного роста преступности в Украине.

Пожалуй, ни у кого не вызовет сомнения тот факт, что безопасность граждан будет напрямую зависеть от эффективной работы государства. В то же время, при нынешних общественно-экономических подходах, сделать это практически невозможно. Единственным вариантом остается перезагрузка и акцент на новых смыслах, основой которых должен стать акцент на благополучии простого человека.

Больше статей Александра Китраля читайте по ссылке.