Пограничное ведомство Украины может оказаться наиболее реформируемой силовой структурой страны. Началом нового периода в жизни ведомства можно считать 12 ноября, когда комитет Верховной Рады по вопросам безопасности и обороны на заседании рекомендовал парламенту принять закон о Государственной пограничной службе (ГПС) в первом чтении. Предполагается, что реформа Погранвойск Украины предполагает внесение изменений в 43 Закона Украины и 5 кодексов. Но при этом довольно примечательно, что профильный комитет сделал это отнюдь не сразу — на предыдущем заседании этот законопроект не был поддержан. Начальник Главного штаба Погранвойск генерал-полковник Павел Шишолин, сделавший вторую попытку продвижения законопроекта, сообщил о готовности пограничников убрать пункты, разрешающие представителям этой силовой структуры проводить досудовые расследования и создавать собственные ведомственные изоляторы. Он также согласился с тем, что есть смысл заменить пункт закона о борьбе с организованной преступностью на участие в таких мероприятиях.
Стоит задаться вопросом, почему профильный парламентский комитет отклонил законопроект о Государственной пограничной службе после того, как заслушал 23 октября Николая Литвина.
Неожиданное для генерала Литвина решение комитета было связано прежде всего с несогласием народных депутатов с тем, что после реформирования пограничное ведомство сможет заниматься вопросами досудебного следствия, что вкупе с уже имеющимися полномочиями может создать совершенно исключительную структуру с неограниченной властью. Один из представителей профильного комитета Владимир Сивкович высказал мнение, что закон в таком виде принимать никак нельзя, поскольку в стране «создается монстр, имеющий разведку, контрразведку, занимающийся оперативно-розыскной деятельностью, наружным наблюдением, прослушиванием и досудебным следствием». Он, кроме того, уверен, что такие полномочия являются предпосылкой к коррупции, и не исключил, что готовившие законопроект «выполняли заказуху». Депутаты, памятуя о том, что контрразведка в Украине была прерогативой лишь одной спецслужбы, также потребовали убрать пункт о контрразведывательной деятельности Погранвойск. Кстати, заставить руководство Госкомграницы отказаться от идеи досудебного следствия было тоже нелегко: с соответствующими обращениями в парламент обратились едва ли не все силовики государства. Очевидно, этот факт является весьма красноречивым подтверждением, что опасения Сивковича не были надуманными.
Но даже без досудебного следствия и собственных изоляторов, отказ от которых скорее является компромиссом, чем достижением, реформа пограничного ведомства является дорогостоящим удовольствием. Ориентировочный объем необходимых вложений в реформирование Пограничных войск Украины, согласно подсчетам специалистов, составляет около 200 млн. евро.
С января 1994 г. и до конца 1999 г. в Украине реализовывалась долгосрочная Комплексная программа строительства государственной границы (утвержденная указом Президента 16 декабря 1993 г.). Но как признали сами пограничники, она так и не была выполнена. Хотя непосредственно развертывание и становление Погранвойск страны на сухопутной и морской границах в основном было завершено к 1999 г.
Проблему связывают в основном с тем, что из года в год из госбюджета на содержание ведомства выделяли не более 25-35% от его минимальной потребности (согласно грустной статистике, в 1992 г. — 53%, в 1993 г. — 20,1%, в 1994 г. — 15,5%). В 1994 г. в обращении к депутатам Верховной Рады руководители Госкомграницы впервые откровенно заявили о том, что войска постоянной боевой готовности при таком обеспечении могут надежно охранять лишь четверть границ.
Можно вспомнить, что на «латание дыр» на границе в 2002 г. государство дает лишь 315 млн. грн., что составляет как раз 35% от минимальных затрат. Еще в этом году проблемы охраны границ дважды выносились на заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины, в результате чего правительство выделило Госкомгранице еще 6 млн. грн. из резервов. Не исключено, что вследствие финансовых проблем украинские пограничники взяли на вооружение «военную хитрость»: сознательно имея значительный некомплект где-то в 5 тыс. чел. (некоторые источники считают, что эта цифра гораздо больше), ведомство за счет «мертвых душ» пытается как-то свести концы с концами.
И если проектом госбюджета на 2003 г. первоначально на нужды Госкомитета по охране границы первоначально предусматривалось 423,5 млн. грн., то второму чтению аппетиты ведомства урезаны до 394 млн. грн., что составляет 40% от потребностей. При этом расходы непосредственно на охрану госграницы должны сократиться почти вдвое по сравнению с 2002 г.: с нынешних 74 млн. грн. до 42 млн. грн. Правда, должны несколько увеличиться расходы на обеспечение работы разведки этого органа: с 13,9 до 17, 6 млн. грн.
Наверное, поэтому оснащения пунктов пропусков и самих пограничников в основном происходит за счет помощи западных коллег. По словам первого заместителя председателя Госкомграницы-начальника Главного штаба Погранвойск генерал-полковника Павла Шишолина, с 1999 г. Федеральная пограничная служба Германии ежегодно выделяет 0,5 млн. евро на оборудование пунктов пересечения границы. За средства немецких коллег оборудовано 18 таких пунктов пропусков. В октябре с.г. США передали украинским пограничникам помощь на сумму 495 млн. евро, которая включала 22 грузовых автомобиля ГАЗ, 4 микроавтобуса ГАЗ, 2 полноприводных УАЗ, двести портативных радиостанций, которые собираются в Украине. Кроме того, пограничники получили средства принудительной остановки транспорта, приборы ночного видения, фонарики аккумуляторные, бронежилеты, газовые балончики, наручники, спальные мешки, металлические шкафы для сохранения оружия. В ближайшее время США передадут украинским пограничникам современные приборы радиолокационного контроля для оснащения 20 пунктов пропуска. Он также сказал, что погранслужба разрабатывает программу, чтобы с помощью США обустроить основные пункты пропуска приборами проверки закрытых пространств.
Сейчас в Украине разрабатывается принципиально новая модель охраны государственной границы — на основе так называемого оперативно-военного метода с привлечением местного населения. В 2002 г. дополнительно обустроены 20 пограничных подразделений, еще 24 будут открыты в ближайшее время — причем преимущественно на российском и белорусском направлениях.
Еще в 2000 г. бывший председатель Госкомграницы генерал-полковник Борис Алексеенко первым из командующих официально заявил: пусть Европа защищает себя от мигрантов сама, мы же все силы намерены бросить на северо-восток, откуда исходит главная опасность проникновения в страну неконтролируемого потока нелегалов. На самом деле решить эту проблему не так просто. Западные партнеры дают средства на укрепление главным образом западной границы — чтобы защитить себя от потоков нелегалов. А между тем основные силы Пограничных войск по-прежнему прикрывают западные границы страны. И даже уравнять количество пограничников на востоке пока не представляется возможным. Можно, например, вспомнить, что после презентации 31 января с.г. в Брюсселе «Программы действий, направленной на поддержание режима государственной границы и развитие Пограничных войск Украины до 2005 г.» западные заинтересованные партнеры решили через программу Tacis выделить Украине 15 млн. евро: 10 млн. евро — на оснащение контрольно-пропускного пункта Рава-Русская на украинско-польском участке границы, и 5 млн. — на техническую помощь на всех других участках границы. Этот эпизод показателен и говорит о том, что западный подход всегда будет оставаться неизменно консервативным. Оно и понятно: своя рубаха ближе к телу.
Но в Украине появляются и другие взгляды на проблему реформирования пограничного ведомства. Упрощенные. Например, некоторые всерьез предлагают открыть западную границу. Учитывая, что 90% нелегалов в Украину попадают с востока, и большая часть из них оседает в стране (нет денег на депортацию), а не воспроизводящая себя украинская нация имеет риск пополняться за счет нелегалов из Афганистана, Шри-Ланки, Индии, Пакистана и Бангладеш, такие предложения могут показаться вовсе не абсурдными. Как минимум, такое решение сможет привлечь больше внимания западных государств к украинской восточной границе.
Правда, государства, имеющие общую границу с Украиной, уже начали самостоятельно решать проблемы миграции. По словам руководителя неправительственного Центра исследований проблем безопасности и техники (г.Братислава) Юрия Лехвара, Словакия усиливает границу с Украиной из-за наплыва нелегальных мигрантов. Только в 2001 г. было задержано около 2 тыс. чел., что стимулировало словацкие власти в 2001 г. увеличить количество полицейских в приграничных областях на 172. Но, в то же время, главный упор делается не на личный состав, а на оснащение техническими средствами. В соответствии с принятой в этой стране концепцией работы пограничной полиции и миграционной службы, основные усилия направлены на повышение качества информационных систем и систем регистрации, а также на модернизацию технических средств и технической охраны государственной границы.
Венгрия тоже увеличит численность пограничников на участке границы с Украиной. Недавно посетивший Киев командующий венгерского пограничного ведомства Йожеф Бендек объяснил этот шаг предстоящим вступлением в Европейский Союз. В частности, общее количество пограничной охраны Венгрии в связи с вступлением в Евросоюз увеличится с 11,8 до 14 тыс. чел., причем с 2001-го по 2003 год ежегодно количество венгерских пограничников на украинском участке будет увеличиваться на 200 чел. Естественно, улучшается и техническое обеспечение ведомства.
Это только первые шаги, направленные на фактическое отмежевание от проблем. И признание их не общерегиональными, а украинскими. В таких условиях даже активное реформирование вляд ли является залогом успеха. Но в то, что именно граница в Украине становится первой оборонной проблемой и первым силовым ведомством, верят очень многие.