UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЛАСТЬ НЕ ХОЧЕТ РЕФОРМ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

«Для того, чтобы стоять на месте, нужно бежать что есть сил». (Л.Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье») Двусмысленность утверждения, вынесенного в заголовок, очевидна, как запятая в «казнить нельзя помиловать»...

Автор: Светлана Рябошапка

«Для того, чтобы стоять на месте,

нужно бежать что есть сил».

(Л.Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье»)

Двусмысленность утверждения, вынесенного в заголовок, очевидна, как запятая в «казнить нельзя помиловать». Вариант первый - утверждая, что цена слишком высока, власть искренне считает, что в результате ее действий, иногда ошибочно называемых реформами, населению сильно поплохело. Тут нужно либо отказываться от власти (что чисто по-человечески невозможно), либо менять способ действий, что весьма проблематично. Но это не беда, потому что скорее всего имеет место вариант второй: власть любой ценой пытается стагнировать экономическую ситуацию, как достаточно для себя удобную.

Поскольку в тексте сплошь и рядом будет мелькать слово «власть», объясним, что мы здесь под этим подразумеваем. Президента? Да, но не только его. Ему-то, как единственному центру политической власти, ситуация как раз не вполне удобна. Правительство? Конечно, но не только его. Верховный Совет? М-да, но не... В общем, речь идет о том многотысячном отряде трудящихся чиновников, лоббистов, директоров, предпринимателей, результатом деятельности которых в основном и является политико-экономическая ситуация. Перечислить всех поименно трудно, поэтому будем называть их властью. И посмотрим, что из этого получится.

Опять наступает эпоха на грабли

История, оказывается, удивительно точно балансирует происходящие события. Например, в этом году посевная кампания на селе запоздала из-за долгой зимы, зато раньше прошлогоднего срока началась коррекция курса реформ. Глобального и всеобъемлющего курса, правда, не наблюдалось ни в прошлом году, ни в нынешнем, так что не слишком ясно, что, собственно, подлежит коррекции. Единственным последовательным политиком в экономике был Национальный банк. За что ему традиционно доставалось - за примером далеко ходить не надо: на внеочередные выплаты предпраздничных зарплат пришлось «изыскивать» около 10 триллионов, истощая тем самым и без того оскудевшие банковские ресурсы.

Но это к слову, а речь, собственно, о вполне конкретном и очень представительном заседании Кабинета министров по поводу преодоления платежного кризиса. Как и в прошлом году, предлагается кое-что откорректировать во имя выживания и процветания производства. Говорят, что-то с ним, производством, происходит нехорошее.

«Я думаю, что нам придется переступить через некоторые принципы, которые мы свято отстаивали, будучи абсолютно уверенными в их правильности, имея примеры, когда они положительно срабатывали в других экономиках. Мы забыли небольшую деталь - что вся экономика базировалась там на частной собственности, что совсем другой была структура управления». В этом признании премьер Евгений Марчук необычайно емок и точен. Печалит лишь тот факт, что за все время квазиреформирования экономика Украины ни в коем случае не начала базироваться на частной собственности и уж тем более - не претерпела спасительных изменений система управления. Может быть, усилия властей направлены именно на такую коррекцию, в результате которой и должна появиться базовая собственность - частная, и структура управления - соответствующая?

Кабинет министров предложил «сместить акценты в дальнейшем проведении экономических преобразований на микроуровень», то есть на уровень предприятий. Длинный журналистский язык так и рвется по этому поводу заметить: а все потому, что макроуровень уже безнадежно завалили - начиная от бюджета и заканчивая рынком денег. Самое время заняться каждым конкретным предприятием, для чего умножить органы госуправления на еще один межведомственный комитет - по вопросам реструктуризации предприятий. Составить список предприятий, подлежащих реструктуризации, утвердить его, назначить уполномоченных (нет, ну интересно, а куда при наличии таких уполномоченных девать директоров? Или директора предприятий и будут уполномоченными по реструктуризации себя?)

Все это власть собирается устроить, но, что характерно, после того, как всем предприятиям проиндексирует балансовую стоимость, а значит, и оборотные средства, в восемь раз, простит их долги перед банками и спишет долги перед бюджетом. Трудно представить, что описанные меры способствуют торжеству рынка и установлению частной собственности. Если все это действительно произойдет, можно говорить только об одной приватизации - приватизации власти при сохранении госсобственности. А что в конце концов вся экономика будет работать неэффективно - ну, так мало ли стран с неэффективной экономикой, в которых законы рынка действуют неофициально, на уровне приватизированной власти?

Плохо то, что такой расклад не уменьшает количества голодных, нищих и озлобленных. И попробуйте таким объяснить, что они не заработали свою зарплату, потому, что их предприятие выпускает никому ненужные галоши и гамаши. А потребитель, заработавший деньги, не находит на официальном отечественном рынке нужных ему товаров и услуг и тратит свои доходы на импорт и «тень». Естественно, производитель, не работающий на конечного потребителя, не ищущий рынков сбыта, теряет оборотные средства. После чего идет походом в правительство и обещает социальный взрыв - потому, что зарплату нечем платить.

Все это имеет название - системный кризис, причем совершенно не доказано, что он преодолим в исторически короткие сроки. Достаточно взглянуть на Российскую Федерацию, по слухам, опередившую Украину года на три. Там тоже зарплату выплачивают в основном по случаю выборов. Зато интуитивно ясно, что бороться с системным кризисом путем назначения спецуполномоченных на каждое предприятие означает только увеличивать количество людей, не зарабатывающих свою зарплату.

Печаль в том, что, пытаясь контролировать каждый шаг всех участников экономики, госаппарат сам создает ситуацию, в которой он не контролирует решительно ничего, а отвечает вроде бы за все. Например, констатируется, что долг более чем 43 тысячи предприятий и организаций перед бюджетом составил 95,8 трлн. крб. на начало апреля. Постановляется: «установить персональную ответственность руководителей всех органов государственной исполнительной власти за обеспечение выполнения обязательств перед бюджетом предприятиями, организациями и учреждениями». О результатах доложить на Кабмине до 15 июня.

Не будем сомневаться в силе персональной ответственности - скорее всего, часть долгов перед бюджетом будет погашена. На сей раз. А в следующем квартале? В конце года? И каков он будет - конец года, если в довершение всего случится основательный банковский кризис? А как же ему не случиться, если госсектор пытается распоряжаться основной массой денег через бюджет, через гособлигации, до предела сужая сектор рыночных денег? Слишком «дешевы» деньги, которые распределяют, и, соответственно - очень дороги деньги, которые продаются-покупаются. Поэтому их мало кто нынче покупает. Уже говорилось, что такие субъекты экономической деятельности, как предприятия (и банки - куда ж им деться) предпочитают деньги доставать. На этой стадии население, живущее на зарплату, ее (зарплаты) еще не получает. Дешевые деньги соблазняют сыграть на их дешевизне: грубо говоря, прокрутить их на рынке, где цена денег выше. Тут возможно множество вариантов: деньги «теряются» в чьих-то карманах, уходят в «тень», утекают за кордон, перекачиваются в разные отрасли.

Через некоторое время для предприятия наступает «момент истины» - надо рассчитаться с долгами по зарплате и что-то отдать в бюджет. Официальных доходов нет, зато есть вполне официальные убытки и явственное отсутствие оборотных средств. Тут предприятие снова достает дешевые деньги у своего номинального хозяина - государства, чтобы с ним же и рассчитаться. Поскольку вечный двигатель невозможен, рано или поздно такой кругооборот завершается системным кризисом. И никто еще не придумал иного способа его преодоления, кроме разделения финансов государства и предприятий, уменьшения доли ВВП, перераспределяемого через бюджет, обеспечения равного доступа к денежным (и другим) ресурсам - а значит, создания по крайней мере нескольких центров власти. Рынка власти, если хотите.

Тринадцать на два

не делится

Не будем пессимистами, поговорим о счастливой любви. Власть любит деньги, деньги любят власть. Всегда. С момента этого полюбовного совпадения сюжет может развиваться по-разному. В зависимости от расчета: почем власть и почем деньги. Если эти цены сбалансированы - стабильными оказываются деньги, стабильной и власть. Не этого ли положения вещей все в Украине добиваются с таким трудом и пока что без особого успеха? А как бы это могло выглядеть, если бы произошло?

«Отечественные предприниматели обладают достаточными ресурсами и волей для воздействия и на слишком беспринципных, и на слишком бескомпромиссных политиков». Увы - отечественные предприниматели, обладающие ресурсами и волей, водятся не в нашем отечестве. Приведенная цитата принадлежит перу 13 соавторов - «денежных мешков» России, считающих себя чрезвычайно влиятельными и впервые выступивших открыто в качестве политической силы.

Оставим в стороне мотивы - истинные и мнимые, по которым менатепы, онексимы, альфа-банки и прочие мостовики России обратились к эпистолярному жанру и призвали кандидатов в президенты о чем-нибудь договориться между собой и сохранить стабильность. В отношении стабилизирующей роли договоров с коммунистами под руководством предпринимателей можно заметить только то, что у каждой бомбы должен быть стабилизатор. Чтобы оценить «элемент новизны» в самом факте появления письма, вспомним, что Борис Березовский, президент финансово-промышленной группы «Логоваз», расшифровал таинственные термины «ресурсы и воля» максимально откровенно: это прежде всего, деньги и влияние на средства массовой информации.

Что ж, и раньше политики и партии питались деньгами бизнеса, и раньше кто-то влиял, а кто-то и давил на СМИ. Но с точки зрения предпринимателей все происходило через посредников-политиков. Нынче произошла попытка реализовать (проще говоря - продать) политические возможности напрямую и напрямую же определить цену власти в самом утилитарном смысле. Как бы ни развивались события в России в дальнейшем, попытка перехода от «черного рынка» власти к рынку «серому» сделана. Комсомольско-хозяйственная номенклатура, получившая свои богатства из «влиятельных рук», выбранная на роль предпринимателей, с течением времени вжилась в эту роль, насоздавала ФПГ, прикупила газет и телеканалов, и теперь по мере сил защищает свои интересы и давит возможных конкурентов в борьбе за доступ к дешевым деньгам. Но помимо всего перечисленного, она еще иногда платит зарплату значительной части населения.

Для Украины сей опыт означает, что выведенные из состояния застойного равновесия экономические системы стран бывшего Союза с разными скоростями эволюционируют в одном направлении: к появлению нескольких видов и подвидов «стабилизаторов». Если «стабилизаторов» много и они разные - шансы на общее выживание увеличиваются.

Вот, собственно, и все по поводу невыплаты зарплат и кризиса платежей.