Скандальная история с лидером Международного евразийского движения Александром Дугиным и советником украинского президента, профессором Мыколой Жулинским, которых не пустили соответственно в Украину и Россию, для многих сместила акценты поездки Арсения Яценюка, участвовавшего в Москве во втором заседании подкомитета по международному сотрудничеству межгосударственной комиссии Ющенко—Путин. Этому способствовали и слова самого главы украинского внешнеполитического ведомства, который заявил журналистам, что на переговорах главным будет стоять вопрос недопуска Жулинского на территорию России.
Между тем, отправившись в российскую столицу во второй раз за последние два месяца, Арсений Яценюк имел перед собой четко очерченный круг вопросов для обсуждения. И хотя в Киеве не питали иллюзий относительно положительного решения всего запланированного, тем не менее по части из них рассчитывали добиться в российской столице определенных результатов.
Некоторые из этих проблем традиционно входят в украинско-российскую повестку дня. И плановое заседание подкомитета по международному сотрудничеству должно было показать, насколько Киев и Москва приблизились к их решению. Этот «джентльменский набор» хорошо известен: делимитация Керченского пролива, а также Азовского и Черного морей, демаркация сухопутного участка украинско-российской границы, вопросы, связанные с функционированием российского Черноморского флота в Украине, а также с пребыванием украинских граждан на территории России, гуманитарное сотрудничество, приднестровское урегулирование, газовые поставки в нашу страну и т.д. (Правда, на нынешнем заседании подкомитета не поднимались вопросы ни по формуле цены на газ, ни по поставкам голубого топлива.)
Но скандал если и не сказался на ходе переговоров, то уж точно создавал информационный фон…
Появившийся не так давно в Украине «черный список» россиян, которым заказан въезд в нашу страну, был для Киева вынужденной мерой, призванной защитить безопасность государства. Из памяти еще не успели стереться воспоминания о том, как поработали на раскол страны российские политтехнологи на последних президентских выборах, как не без активного участия российских граждан в прошлом году произошли феодосийские события. Украинская реакция для россиян оказалась весьма болезненной. Поскольку в список, насчитывающий несколько десяток фамилий, входят не только активисты-радикалы из евразийского движения, но и те, кого принято считать «специалистами» по Украине. А в канун парламентских выборов спрос на них, без сомнения, вырастет.
В контексте сказанного, понятны усилия российского МИДа, призывающего Киев отказаться от практики запрета въезда некоторым гражданам на взаимной основе. В этой ситуации составление многочисленного «черного списка» российской стороной, в который, как уже теперь известно, помимо Порошенко, вошел и Жулинский, является лишь способом воздействия на несговорчивых «хохлов», дабы те пошли на попятную и разрешили и далее без всяких оговорок появляться в Украине Павловскому, Лимонову, Дугину, Леонтьеву, Фомину, Коровину, Зарифуллину и прочим «невъездным» господам. Ведь до сих пор никто из россиян так и не дал вразумительного объяснения: чем угрожает безопасности российского государства украинский филолог Жулинский? Уж не тем ли, что советник президента активно выступает за сохранение и развитие украинского языка и против предоставления русскому статуса государственного?..
Переговоры по вопросу «черных списков», проходившие «в дружественной и конструктивной атмосфере», с формальной точки зрения не были безрезультатными. Главы внешнеполитических ведомств двух стран договорились, что в ближайшее время для обсуждения сложившейся ситуации соберутся эксперты. Кроме того, на переговорах украинские дипломаты предложили российским коллегам несколько вариантов, призванных, если уж не обнулить списки (это произойдет в случае, если «фигуранты» публично покаются в своих резких заявлениях), то хотя бы смягчить жесткость мер. Речь идет не только о том, чтобы лица, находящиеся в «черных списках», могли посещать страны в гуманитарных целях, в частности, для того, чтобы посетить могилы родственников или проведать родителей. Помимо этого украинские дипломаты предложили обменяться списками, чтобы люди, попавшие в него, зря не летели, зная о том, что им въезд в Украину или Россию заказан.
Украинская сторона даже намеревалась сделать свой список открытым. О чем, как о свершившемся факте, даже заявил в четверг журналистам Яценюк. Впрочем, украинцы позже отказались от этой в общем-то гуманной идеи: в мировой практике не принято обнародовать «черные списки». И люди, в них попавшие, узнают о запрете посещать страну по факту приезда в нее. Это первое. Второе: в списках, составленных СБУ, числится около пяти тысяч человек. И если Киев обнародует фамилии россиян, то такого шага от украинской власти будут вправе ожидать и другие страны, чьи граждане оказались «невъездными». К тому же, хотя глава российской делегации Сергей Лавров признал на пресс-конференции, что у России также существует такой список, вполне возможно, что после обнародования Киевом своего списка «невъездных» россиян наша страна будет обвинена в политических притеснениях…
В тени этого скандала оказались вопросы, которые для Киева и Москвы представляют на сегодняшний день не меньшую, а то и большую важность. Так, подготавливая визит Яценюка в Москву, украинская сторона предполагала, что поездка в Белокаменную позволит главе украинского внешнеполитического ведомства договориться с россиянами о личной встрече Виктора Ющенко и Владимира Путина во время неформального саммита СНГ в Санкт-Петербурге, который должен состояться в нынешний уик-энд. (Напомним, что намечавшиеся на начало апреля переговоры Ющенко с Путиным были отменены украинской стороной из-за начала острой фазы украинского политического кризиса.) Без этой встречи украинская сторона не видела оснований для поездки своего президента в Северную Пальмиру. Тем более после сделанных Владимиром Путиным во время встречи с журналистами из стран, входящих в «группу восьми», резких выпадов относительно Украины.
Некоторые наши собеседники утверждали, что именно вопрос организации встречи Ющенко и Путина в Питере был главной целью поездки Яценюка в Москву. С этой точки зрения визит оказался успешным, и Арсений Яценюк имел основания быть довольным: как сообщили по завершении заседания подкомитета министры, встреча президентов состоится 10 июня. (Также стало известно, что 22 июня в рамках подкомитета по экономическому сотрудничеству пройдет встреча украинского и российского премьеров.) Правда, до сего времени так и не понятна целесообразность предстоящей встречи глав двух государств: в украинско-российских отношениях и без того хватает безрезультативных саммитов. А сегодня существуют все предпосылки к тому, что и питерское рандеву окажется таким же, хотя президенты должны будут обсудить тему «черных списков», существующих в обеих странах. Вполне возможно, что Виктор Ющенко хочет лично обрисовать Владимиру Путину свою интерпретацию украинских внутриполитических событий на предмет пересмотра последним своей позиции относительно надвигающейся в Украине тирании.
А вот еще одна задача, которой в Киеве придают большое значение — определение даты проведения межгосударственной комиссии Ющенко—Путин, на которой должен быть подписан План действий Украина—Россия на 2007—2008 годы. Украинская дипломатия хотела, чтобы это заседание состоялось уже в ближайшие сроки. И в Москве Яценюк должен был постараться «дожать» россиян и «выбить» у них на это согласие. Но не получилось. Хотя министры иностранных дел двух стран и заявили, что решением этого вопроса в Санкт-Петербурге займутся президенты во время своей встречи, это вовсе не означает, что если Ющенко и Путин придут к согласию относительно даты проведения заседания комиссии, то договоренность будет соблюдена.
Причин тому несколько. Но главная — мероприятия, прописанные в Плане действий, будут носить обязательный характер для исполнительной власти России и Украины. Пока россияне в этом не заинтересованы: в Москве с любопытством наблюдают за внутриполитическими событиями в Украине и не спешат проводить заседании межгосударственной комиссии до осени, ожидая, чем все закончится в нашей стране. Похоже, что в Кремле, где до сего времени существуют иллюзии относительно части политиков из коалиции, считают, что оптимальная дата проведения заседания этой комиссии — после парламентских выборов в Украине.
На встрече в Москве министры рассматривали и вопрос о разграничении Азовского и Черного морей, а также Керченского пролива. Напомним, что за несколько дней до этой встречи посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Кеняйкин сообщил, что Москве и Киеву удалось согласовать текст проекта договора о российско-украинской госгранице. Впрочем, радоваться по этому поводу рано, поскольку российская сторона отказывается фиксировать в документе не только координаты прохождения границы в Азовском море, но и даже метод ее проведения (украинцы настаивают на методе срединной линии, против чего всячески выступают россияне). И, конечно же, до сих пор не решен вопрос с Керченским проливом. Как показали переговоры Арсения Яценюка с Сергеем Лавровым, сдвига в этом вопросе пока не ожидается. Более того, россияне вновь фактически вернулись к идее пакетного подхода, когда увязываются вопросы делимитации Керченского пролива с разграничением Азовского и Черного морей. Что же касается демаркации сухопутной границы, то украинские и российские дипломаты договорились заключить двустороннее соглашение в форме обмена дипломатическими нотами.