UA / RU
Поддержать ZN.ua

В обстановке взаимного недоверия

Год назад премьер Тимошенко изрядно удивила общественность, с высокой страсбургской трибуны нежданно расписавшись в любви к развитому парламентаризму...

Автор: Сергей Рахманин

Год назад премьер Тимошенко изрядно удивила общественность, с высокой страсбургской трибуны нежданно расписавшись в любви к развитому парламентаризму. До того времени лидер БЮТ пользовалась репутацией одного из самых стойких приверженцев сильной президентской модели. Юлия Владимировна никогда особо не скрывала, что рассчитывает стать главой государства, располагающим максимальным набором властных полномочий. Впрочем, иногда (когда с рейтингом Тимошенко случались некоторые неприятности) леди Ю пускалась в рассуждения о некоторых преимуществах парламентской системы. Более того, даже позволяла себе сдержанные комплименты в адрес данной формы народовластия. Но происходило это не слишком часто, а произносилось не слишком громко. Подобные осанны убежденной стороннице единоначалия нелегко давались даже в короткие минуты душевной слабости.

Тем удивительнее было внимать откровениям главы отечест­венного правительства в апреле минувшего года, когда она уже без всяких околичностей заявила о полной и безоговорочной под­держке парламентской республики. Меж тем подобная перемена убеждений имела простое рациональное пояснение: переговоры между БЮТ и Партией регионов были в самом разгаре, работа над согласованием конституционных изменений внушала оптимизм. Сколь бы ни была Юлии Владимировне люба мощная президентская власть, но обновления механизма государственного устройства сулили ей очевидные выгоды. Новая Конституция, устанавливающая торжество парламентаризма, во-первых, позволяла, относительно быстро и достаточно легко избавиться от Ющенко. Во-вторых, Янукович превращался из потенциального противника в неминуемого союзника. (Лидеру ПР обещали пост президента, избранного депутатами, и он на это соглашался).
В-третьих, очередная политреформа избавляла от необходимос­ти тратиться на избирательную кампанию, а также от потребности с кем-нибудь за что-либо бороться. Каждый получал свое. Виктор Андреевич — изгнание и позор. Виктор Федорович — сатисфакцию и статус. Юлия Владимировна — власть и славу.

Но не сложилось. Вскоре процесс уточнения Основного Закона затормозился. О причинах этого «ЗН» писало много и подробно, потому повторяться не станем. Обратим внимание на другое. За прошедший с того времени год в стране случилось много всякого и разного. Но переговоры между «Регионами» и БЮТ о возможной корректировке (как утверждают компетентные лица) все это время не прекращались. Невзирая на кризис, развал коалиции, указ о досрочных парламентских выборах и прочие неприятности, которые, казалось бы, должны были неминуемо похоронить процесс.

И может так случиться, что в самые ближайшие дни Юлия Владимировна вернется к тезисам годичной давности. А БЮТ и ПР весной 2009-го сделают то, чего не сделали весной 2008-го. Во всяком случае, вероятность подобного существенно возросла.

Отчасти это связано с последними шагами Ющенко. Чем меньше времени остается до президентской кампании, тем активнее приходится вести себя дейст­вующему хозяину Банковой. Решение Верховной Рады, определившей датой проведения очередных выборов 25 октября сего года, внесло в его действия откровенную суету.

Два слова о самом решении. Более четырехсот голосов, отданных за него, — это серьезно. И очень печально. Потому что с правовой точки зрения подобный шаг выглядит весьма сомнительно. Круг желающих как можно быстрее избавиться от Виктора Андреевича ширится с каждым божьим днем, и их по-человечески можно понять. Но это никого не избавляет от необходимости чтить Конституцию, в соответст­вии с которой очередные выборы главы государства должны состояться 17 января.

Однако соответствующее решение Рады вступило в силу, и пока Конституционный суд его правомочность не обжаловал, 25 октября — официальная дата новых выборов.

Гарант обратился в КС достаточно оперативно. Однако, когда появится решение и каким оно будет, до конца не ясно. Специа­лис­ты считают: любой грамотный юрист на вопрос, поставленный Ющенко, должен ответить однозначно — президентским выборам надлежит пройти 17 января. Это если смотреть на проблему с правовой точки зрения. А если с политической? С кем сподручнее ссориться? С четырьмястами народными избранниками, за которыми стоят главные фавориты президентской гонки? Или с политиком, у которого, похоже, нет будущего? Однозначного ответа на вопрос, есть ли у Ющенко будущее, в КС пока нет. И пока они сей вопрос для себя не прояс­нят, с вердиктом на Жилянской торопиться не будут. Многие убеждены, что на вынесение решения судьям понадобится не меньше месяца. Виктора Андрееви­ча это не вполне устраивает.

Согласно законодательству, на очередную президентскую кампанию отводится 120 дней. Если выборы назначены на 25 октября, то процесс, согласно предварительному календарному плану ЦИК, должен стартовать 27 июня. Времени почти не осталось. А спецы считают, что КС едва ли захочет выносить решение о законности переноса даты выборов уже после начала кампании. Подобный шаг, по мнению значительного числа наблюдателей, возможен, но маловероятен. Куда более вероятно, что КС либо не примет запрос к рассмотрению, либо сподобится обнародовать свое мнение уже после выборов. В этом случае судьи и лицо сохранят, и на процесс не повлияют. Механизма отмены результатов выборов не существует. Признание того, что выборы прошли не в те сроки, не является поводом для признания их незаконными.

С нетерпением Виктор Андреевич ждет от Консти­туционного суда еще одного разъяснения. Он надеется, что КС в самое ближайшее время признает внесение кандидатуры премьера обязанностью, а не правом коалиции. Следовательно, гарант получит возможность разогнать высший законодательный орган.

Однако 90 статья Консти­туции воспрещает досрочно прекращать полномочия Верховной Рады в последние шесть месяцев полномочий президента. Перенос даты президентских выборов, по идее, сделал внеочередные парламентские выборы практически невозможными. Но только по идее. В соответствии со 108-й статьей Конституции, глава государства исполняет свои обязанности до приведения к присяге преемника. То есть полномочия Ющенко, по идее, истекут где-то в декабре, не раньше. А, согласно другой статье, 103-й, — не раньше января. Так что времени организовать внеплановый депутатский забег у него еще навалом. Был бы повод.

Но для организации повода нужно решение КС. Виктор Андреевич очень рассчитывает на то, что Конституционный суд поможет ему провести президентские выборы в будущем году, а парламентские уже в нынешнем. Но для этого ему нужна помощь. Собственных ресурсов влияния на КС ему, судя по всему, не хватает. Союзниками могли бы стать «Регионы», и некоторые резоны у них есть.

Янукович может быть заинтересован в том, чтобы парламентские выборы прошли в самое ближайшее время, так как он рассчитывает увеличить численность фракции ПР, сформировать коалицию и стать премьером. Но тогда Виктору Федоро­вичу выгодно, чтобы президентские выборы состоялись пораньше, то есть в октябре.

Но есть и другой вариант. Не тратиться на парламентские выборы и сосредоточиться на подготовке к президентским. Подождать, пока эта коалиция и этот премьер окончательно похоронят себя в борьбе с кризисом. В этом случае Виктор Федорович заинтересован, чтобы выборы случились попозже — в декабре.

То есть «Регионы» готовы поддержать Ющенко в КС. Но только с одним из президентских представлений. В зависимости от того, какой вариант в ПР сочтут предпочтительнее.

Ющенко без «донцов» не обойтись. Без них он лишен не только возможности избавиться от Тимошенко. Без них он, по сути, лишен всякой политической перспективы. В недавнем интервью журналу «Фокус» Ющен­ко самонадеянно заявил: «Я самодостаточный человек! У меня есть профессия. Вечная! Она называется «Виктор Андреевич Ющенко». Заявить подобное могли бы себе позволить Мандела, Валенса или Гавел. Но именно поэтому от них ничего подобного и не услышишь…

В случае, если договоренности с «Регионами» не получится, у Ющенко есть только один шанс — протаскивать через референдум свой карикатурный конституционный проект. На днях и сам гарант, и его наперсник Пукшин дали понять, что готовы это сделать в обход существующих парламентских процедур.

Но сделать сие без союзников будет нелегко. Тимошенко в последнее время подрастеряла не только рейтинг, но и ресурсы. Однако заблокировать и досрочные парламентские выборы, и конституционный референдум она, как премьер, все еще в состоянии. При условии, что «Регионы» будут как минимум соблюдать нейтралитет.

Янукович со товарищи более свободен в выборе партнеров. Он пытается договориться об устройстве послевоенного мира и с Ющенко, и с Тимошенко. Но проще Виктору Федоровичу только на первый взгляд. Ибо половина его соратников, как известно, за союз с БЮТ (изменение Конституции, избрание Януковича президентом в парламенте), а другая половина — за альянс с Банковой (всенародные выборы, победа Януковича на них, разгон парламента, свое большинство или коалиция под нового президента). И противоречия между этими двумя командами растут день ото дня. По большому счету, именно от позиции «Регионов» во многом зависит, будет ли конституционная реформа, и какая. Будут ли досрочные парламентские выборы, и когда. Но чем длиннее становится перечень задач, на решение которых ПР обязаны повлиять, тем меньше шансов, что они будут это делать.

Ющенко в силу целого ряда признаков выглядит для Януковича более удобным партнером, нежели Тимошенко. Но он Виктора Федоровича уже не единожды подводил. Это раз. А во-вторых, обещая, Ющенко ничего не может гарантировать. Выиграть пре­зидентские выборы предводитель ПР может и без Ющенко. Но не факт, что даже вместе с ним он справится с оппозицией во главе с Тимошенко.

Януковичем руководит обида. Досада за украденную (как ему кажется) победу. Он смотрит в будущее из прошлого. Именно поэтому он хочет полной компенсации — стартовать в президенты с поста премьера и победить на всенародных выборах. Но именно в силу зависимости от прошлого Виктор Федорович подсознательно боится нового Майдана. Понимает, что он невозможен… Но все равно боится. И уж если авторитетный Леонид Данилович ничем не помог ему в 2004-м, то чем (если не дай Бог что) нынче поможет Виктор Андреевич, ничего не умеющий, никого не представляющий и ни за что не отвечающий?

Сговор с Тимошенко сулит свои выгоды. Минимум затрат, максимум почета. Президент, избранный парламентом, — это, разумеется, не такой эффектный, зато куда более эффективный путь наверх. Осознавая это, Янукович и не прекращает переговоров с БЮТ. Но всякий раз, когда приносят свежие сводки об очередном падении рейтинга Юлии Владимировны, процесс тормозится. Виктору Федоровичу опять становится жаль делить шкуру еще не убитого зверя…

Для многих очевидно, что если БЮТ и ПР не придут к согласию уже в ближайшие дни, вопрос о внесении изменений в Конституцию утратит свою актуальность надолго. Очевидно и то, что если Тимошенко и «Регионалы» все же договорятся между собой, то в основе этих договоренностей могут лежать только согласованные конституционные изменения, предполагающие распределение власти и отказ от досрочных парламентских выборов. Если президентские выборы пройдут в соответствии с действующей Конституцией, новый глава государства (кто бы им в итоге ни оказался) обязательно попытается разогнать Раду.

Что может заставить Тимо­шенко и Януковича все-таки договориться? Договориться, невзи­рая на неоднозначное отношение к подобному альянсу внутри руководимых ими сил, на стойкую взаимную подозрительность, на периодически возникающее нежелание делиться властью?

В первую очередь, страх. Страх перед возможным политическим хаосом. Почти не вызывает сомнений, что победа одних будет оспорена другими. А народ нынче позлее будет, нежели зимой 2004/05.

Во-вторых, тоже страх. Перед хаосом экономическим. Что бы ни говорила Тимошенко, но долго тормозить кризис «ручником» она не сможет. Что бы ни говорил Янукович, но на роль кризисного менеджера он не годится. Политический роман Юлии Владимировны и Виктора Федо­ровича наверняка расстроит избирателей, но столь же наверняка приободрит инвесторов.

И Тимошенко, и Янукович по-прежнему не представляют, как они будут делить власть. Но уже боятся оставаться с ней один на один…

Процесс переговоров о будущем Конституции стал более камерным, и, похоже, это только на руку его участникам. По нашим сведениям? к таинству причастны только четверо — Тимошенко, Янукович, Лавринович и Медвед­чук. Всем прочим остается только строить догадки и делать ставки. Хотя шансы достичь консенсуса по-прежнему невелики — обе стороны демонстрируют высокий уровень недоверия.

В ходе долгого и болезненного обмена мнениями Ю.В. и
В.Ф. в равной мере проявляли неуступчивость. Время и проблемы, кажется, делают их более сговорчивыми. Особенно это касается Тимошенко. Как утверждают в некоторых последних закрытых социсследованиях, проведенных серьезными компаниями для предвыборных штабов, она в президентском рейтинге переместилась со второго места на третье. Ознакомившись с ними, Юлия Владимировна вроде бы вновь разочаровалась в сильной президентской власти и опять озаботилась построением парламентаризма.

По некоторым версиям, Тимошенко с еще большей настойчивостью, чем в апреле 2008-го, предлагает Януковичу пост «парламентского» президента. Выражая готовность идти на попятный в целом ряде вопросов, в которых ранее глава КМ не демонстрировала особой гибкости. В частности, премьер якобы уже не настаивает на так называемых двухтуровых выборах и готова обсуждать возможность внедрения открытых списков. Но желает гарантий того, что ближайшие парламентские выборы пройдут в 2012-м.

Чем ответит Янукович?