Известие об аресте всех счетов Государственной налоговой инспекции Орджоникидзевского района Харькова облетело деловые круги города буквально в считанные часы, и это неудивительно — за развитием судебной тяжбы, которая длилась около двух лет, следили многие.
Началась эта история в октябре 1998 года, когда налоговая инспекция взыскала с АО «Пивзавод «Рогань» финансовые санкции за просрочку поставки оборудования чешской фирмой «Богемия». Суть была в том, что в середине сентября 1998 года, в связи с российским кризисом, в нашей стране резко возрос курс доллара, и Национальный банк Украины на несколько дней запретил куплю-продажу валюты. На этот период у пивзавода была сделана 50-процентная предоплата. Согласно контракту «Рогани» и «Богемии» оборудование должно было изготавливаться после половинной предоплаты, но отправляется в адрес заказчика только после полного расчета. Поскольку предприятие не могло своевременно перечислить нужную сумму, наступила просрочка поставки оборудования. Заводчане обратились в Киев и заручились сертификатом на форс-мажор. После оплаты последующих 50 процентов, оборудование было отгружено.
Казалось бы, все разрешилось благополучно, но 21 октября на «Рогань» пришли представители районной налоговой инспекции и администрации. На этот момент оборудование было уже на территории Украины, но еще не на заводе. Налоговики посчитали: форс-мажора нет, оборудование вовремя не поступило. Был составлен акт о взыскании с АО «Пивзавод «Рогань» 11600 гривен. С год шла переписка между этими организациями, заводчане пытались мирно урегулировать ситуацию, но налоговая инспекция была непреклонна. И в итоге, в октябре 1999 года АО «Пивзавод «Рогань» обратилось в арбитражный суд с признанием решения недействительным. Суд принял сторону истца, и налоговая инспекция вынуждена была зачесть эти деньги в счет будущих бюджетных платежей предприятия.
Однако с момента изъятия денег и до момента возврата прошло 436 дней. В связи с этим руководители предприятия предъявили иск налоговой инспекции на 6963 гривни 50 копеек, исходя из средней кредитной банковской ставки, действующей на этот период. Как заявила «Зеркалу недели» начальник юридического отдела пивзавода «Рогань» Зоя Дударь, руководство мотивировало свои действия тем, что почти на полгода средства были изъяты из оборота предприятия, в то время как пивзавод был вынужден в это время брать кредиты. 10 июля 2000 года арбитражный суд вынес решение в пользу завода. Налоговая инспекция обжаловала решение. 18 сентября председатель Харьковского областного арбитражного суда своим постановлением оставил решение в силе, 24 января оставляет решение в силе Высший арбитражный суд Украины. Но налоговая администрация отказалась добровольно выполнить решение суда и возместить нанесенный предприятию ущерб. И в конце января 2001 года пивзавод обращается в отдел Государственной исполнительной службы Орджоникидзевского районного управления юстиции Харькова о принудительном выполнении решения арбитражного суда. События пошли по нарастающей:
31 января 2001 года исполнительная служба обратилась в налоговую инспекцию — до 7 февраля исполнить решение суда. Приказ суда не выполнен.
Судебный исполнитель дополнительно направляет копию постановления и просит исполнить решение суда до 15 февраля. Предложение не выполняется.
16 февраля государственный исполнитель О.Макаренко выносит постановление о взыскании с налоговой инспекции исполнительного сбора и об аресте счетов Государственной налоговой инспекции Орджоникидзевского района Харькова в пределах суммы долга.
Комментируя эту ситуацию, президент АО «Пивзавод «Рогань» Геннадий Белокур сказал:
— Оспариваемая сумма для предприятия не является большими средствами, для нас важен принцип. Мы постарались на практике продемонстрировать равенство перед законом налогоплательщика и налоговика. Налоговая инспекция разорила много предприятий своими штрафами. Предпринимателям пора научиться отстаивать свои права.
Справка «ЗН». Пивзавод «Рогань» в регионе — второй по величине налогоплательщик, только за прошлый год предприятие уплатило налогов на 63,6 млн. гривен.