UA / RU
Поддержать ZN.ua

УВОЛЕННЫЕ В ЗАПАС: МЕЖДУ ЗАКОНОМ И ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

Валентина ЕВСЕЕВА, информационное агентство «ПРЕСС-КИТ» Во время встречи с журналистами «в бункере» министр обороны Украины Александр Кузьмук сообщил о предстоящем поэтапном сокращении в армии...

Автор: Валентина Евсеева

Валентина ЕВСЕЕВА, информационное агентство «ПРЕСС-КИТ»

Во время встречи с журналистами «в бункере» министр обороны Украины Александр Кузьмук сообщил о предстоящем поэтапном сокращении в армии. Это значит, что полку безработных прибудет, дополнительная нагрузка ляжет на суды, в практике которых, кстати, уже появились положительные решения по искам уволенных в запас офицеров.

Дело в том, что статья 15 закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», а также постановление Кабмина № 12 от 8 января 2000 года «О внесении изменений в постановление Кабмина от 17.07.1992 г. №393», подписанное Виктором Ющенко и касающееся порядка выплаты матпомощи увольняемым в запас военнослужащим, пребывают в остром противоречии. Закон гарантирует военнослужащим (кроме «срочников») при увольнении в запас в связи с выслугой лет, возрастом, по состоянию здоровья, в связи с сокращением штатов, другими организационными мероприятиями и в случае невозможности использования на службе выплату денежной помощи в размере 50% месячного денежного содержания за каждый календарный год службы.

Если, к примеру, офицер выходит на пенсию, увольняясь после 20 лет службы, то ему обязаны выплатить 10 месячных окладов. Но упомянутое постановление Кабмина № 12 от 8.01.2000 г. хоть и подтверждает эту позицию закона в основной части, в одной из дополнительных своих частей настаивает совершенно на ином: «Денежная помощь, предусмотренная этим пунктом, начисляется в соответствии с должностным окладом на последней штатной должности, занимаемой перед увольнением. Общий размер не должен превышать пяти месячных должностных окладов». Это значит, что наш увольняющийся после 20 лет доблестной службы офицер получит в два раза меньше, а именно, пять должностных окладов. Следует отметить, что постановление Кабмина — это подзаконный акт и он не имеет юридической силы.

Военные же финансисты руководствуются постановлением Кабмина. Свои действия они объясняют тем, что постановлением КМ определены те же размеры выплат, что и предусмотренные законом, но с ограничением размера денежной помощи пятью окладами.

Поскольку в ст. 9. закона оговорено, что порядок и размер денежного обеспечения устанавливается Кабмином, то, считают они, при определении размера денежной помощи увольняемым военнослужащим следует руководствоваться постановлением Кабмина, а не законом.

Некоторые военнослужащие, «обиженные» при увольнении государственными чиновниками, обратились с исками в суды как физические лица. Удивительно, но иски удовлетворяются и суды обязывают финотделы выплатить денежную помощь в размере, предусмотренном ст.15 закона.

Мог бы дать разъяснения по поводу этого антизаконного постановления Кабмина Конституционный суд, но к нему имеют доступ только определенные лица и инстанции: Президент, группа народных избранников в количестве 54 человек, Генпрокуратура, Верховный суд…

Ходят слухи, что «инициируемая снизу» Генпрокуратура обратилась в КС за разъяснениями. Но время идет. Ожидаемых разъяснений, по-видимому, не будет, как минимум, до окончания обещанного министром обороны сокращения.

Комментарий пресс-службы Министерства обороны Украины:

«Поскольку некоторые положения постановления Кабинета министров Украины от 17 июля 1992 года №393, с учетом изменений, внесенных постановлением Кабинета министров Украины от 8 января 2000 года №12, противоречат положениям статьи 13 закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» и в связи с этим ограничивают права военнослужащих в получении денежной помощи при увольнении и учитывая большое количество жалоб военнослужащих по этому вопросу, Министерство обороны Украины сделало запрос в Кабинет министров за №148/у-134 от 15.03.2000 г. с просьбой дать разъяснения, каким нормативно-правовым документом необходимо руководствоваться при установлении военнослужащим, увольняющимся с воинской службы, размера денежной помощи.

Выполняя поручение Кабинета министров Украины от 22.03.2000 г. №1029/13 Министерство финансов Украины дало ответ, в котором говорится, что при назначении военнослужащим Вооруженных сил Украины размера денежной помощи при увольнении необходимо руководствоваться данным постановлением Кабинета министров Украины.

Утверждения Минфина, что при начислении денежной помощи учитывается только должностной оклад по последней должности и общий ее размер не должен превышать пять должностных окладов являются не только ошибочными, но и противоречат положениям упомянутого закона.

В связи с этим для урегулирования вопроса Министерство обороны Украины обратилось к Генеральной прокуратуре с просьбой предоставить соответствующие разъяснения.

Генеральная прокуратура Украины в письме от 21 апреля 2000 года сообщила: «Генеральным прокурором Украины внесен протест на пункт 2 постановления Кабинета министров Украины от 8.01.2000 г. №12. Правительством Украины в удовлетворении протеста отказано».

Исходя из вышесказанного, приведение положений указанного ранее постановления в соответствии с законом Украины возможно лишь путем обращения генерального прокурора Украины в Верховный суд Украины».