UA / RU
Поддержать ZN.ua

Уран-патриотизм, или почему Грищенко не подписал меморандум с Клинтон

По информации ZN.UA, полученной от информированных источников, вчера в Вильнюсе министр иностранных дел Константин Грищенко и госсекретарь США Хиллари Клинтон должны были подписать Меморандум.

Автор: Татьяна Силина

По информации ZN.UA, полученной от информированных источников, вчера в Вильнюсе министр иностранных дел Константин Грищенко и госсекретарь США Хиллари Клинтон должны были подписать Меморандум о взаимопонимании между правительством Украины и правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества в вопросах ядерной безопасности. Однако подписание не состоялось. Почему?

Вопрос, заданный ZN.UA еще в январе («Что на блюдечке с урановой каемочкой?», «Зеркало недели.Украина» №2 от 21.01.11) «Так что же Украина получит взамен после отказа от высокообогащенного урана?» не был праздным. Американцы озвучили готовность предоставить нашей стране компенсационный пакет примерно в 40 млн. долл. за вывоз всего высокообогащенного урана (ВОУ) и уже доставили в Украину определенное количество низкообогащенного урана (НОУ) для Киевского института ядерных исследований, начали мероприятия по усилению технического потенциала Севастопольского университета ядерной энергии и промышленности. Но еще минувшей зимой нам поступали отрывочные сведения о том, что американская сторона не хочет фиксировать на бумаге свои обязательства относительно ее участия в строительстве в Харькове современной ядерной установки (надежды и мечты украинских ученых) – источника нейтронов, основанного на подкритической сборке, управляемой электронным ускорителем. Украинская же сторона настаивала на подписании соответствующего документа.

В конце концов, меморандум был подготовлен, согласован сторонами и готов к подписанию. Госпожа Клинтон, наверное, уже выбирала подходящую ручку для своего росчерка, но ее коллега Грищенко прилетел в Вильнюс… не имея достаточных полномочий для подписания столь важного документа.

Поскольку документ является межправительственным, следовательно, его подписанию должно предшествовать принятие соответствующего распоряжения Кабмина. Насколько нам известно, на своем последнем заседании в среду, 29 июня, украинское правительство не рассматривало вопрос о меморандуме с Соединенными Штатами. По имеющейся информации, министр Грищенко направил в Кабмин письмо, в котором говорится о поддержке президентом проекта данного документа. Однако, как свидетельствуют наши источники, 30 июня В.Янукович в ответ на запрос К.Грищенко от 24 июня по поводу поездки в Вильнюс и подписания Меморандума, начертал резолюцию «Командировка согласована. Текст Меморандума согласовать с премьер-министром Украины». В настоящее время Николай Азаров находится в отпуске, а оставшийся на хозяйстве первый вице-премьер Клюев, судя по всему, брать на себя ответственность за важное государственное решение не хочет.

И его можно понять. Существует заключение СБУ, свидетельствующее о противоречиях текста меморандума национальным интересам Украины. Причина сопротивления: документ якобы не содержит достаточных обязательств американской стороны о строительстве установки в Харькове. В то же время украинская сторона обязуется вывезти весь оставшийся в Украине высокообогащенный уран.

Напомним, что сделать это В.Янукович пообещал Б.Обаме до весны 2012 года. Для американского президента, избравшего вопросы ядерной безопасности своим внешнеполитическим коньком, этот срок имеет принципиальное значение, поскольку именно в это время должен состояться второй саммит по ядерной безопасности, на котором главе Белого дома необходимо продемонстрировать миру реальные успехи в этой сфере. Вывоз всего высокообогащенного урана из Украины, безусловно, будет демонстрацией успешности. Потому американцы настаивали, чтобы исход ВОУ из Украины случился не позже 2012-го.

Однако новую установку в Харькове они обещают запустить только в 2014 году. Каковы гарантии, что они сделают это после того, как последний килограмм ВОУ покинет Украину? Насколько нам известно, Киев хотел подписать с Вашингтоном достаточно детальный документ, подробно описывающий последовательность действий сторон: когда и сколько урана вывозит Украина, когда и что завозят и строят нам американцы. Напомним, что полгода назад в комментарии нашему изданию заместитель генерального директора Национального научного центра «Харьковский физико-технический институт» член-корреспондент НАНУ Иван Карнаухов заметил, что « к моменту вывоза последней партии ВОУ в 2012 году должно быть построено здание, заключены все контракты, изготовлено все оборудование, а если американцы не успеют что-то изготовить, нам должно быть все оплачено».

По нашей информации, и президент, и первый вице-премьер Клюев, и СБУ настаивают на том, чтобы готовящийся меморандум включал следующие положения. Во-первых, в нем необходимо зафиксировать принцип синхронизации. То есть, вывоз ВОУ должен быть синхронизирован с введением в эксплуатацию источника нейтронов. Во-вторых, документ должен содержать сроки исполнения американцами их обязательств по созданию и вводу в эксплуатацию этой ядерной установки. И, в-третьих, должно присутствовать обязательство предоставить техническую и финансовую поддержку для реализации данного проекта.

Учтены ли в документе все пожелания украинской стороны? Мнения, похоже, разделились. На вчерашнем экстренном совещании в Кабмине, на котором председательствовал А.Клюев, звучали голоса как в поддержку документа, так и против него. Возражения в основном касались недостаточной детализации. Проект меморандума не описывает последовательности: не ясно, когда, кто, что и кому передает.

В распоряжении ZN.UA находится текст проекта подготовленного меморандума и приложения №1 к нему. Документы содержат график и основные этапы процесса. На первый взгляд, многие украинские пожелания в нем учтены. Так, например, Соединенные Штаты обязуются не позднее декабря 2011 г. заключить контракты на поставку в Харьковский физико-технический институт источника нейтронов с низкообогащенным ураном. Кроме того США берут на себя обязательство выполнить основные этапы строительства источника нейтронов до Саммита по ядерной безопасности, намеченного на март 2012 г., и готовы полностью ввести его в эксплуатацию не позднее апреля 2014 г.

Основные этапы, которые должны быть завершены до марта 2012 г. включают: строительство помещения для установки источника нейтронов, изготовление и поставку основных компонентов установки. До марта 2012 г. США также обязуются предоставить 55 топливных сборок с НОУ для первой загрузки источника нейтронов, полностью готового к эксплуатации. До этого срока США обязуются доставить в ХФТИ низкообогащенный уран для замещения соответствующего количества высокообогащенного уран. После получения партии НОУ украинская сторона обязуется до 21 марта 2012 г. вывезти остаток ВОУ из ХФТИ.

Кстати, американцы согласились, чтобы в Украине осталось небольшое количество высокообогащенного урана, достаточное для проведения фундаментальных научных исследований. Кроме того, «как ожидается, ориентировочная стоимость финансовой и технической помощи, которая должна предоставляться Соединенными Штатами Америки, превысит 60 миллионов долларов США».

Нам сложно оценить, сполна ли данный документ отвечает чаяниям официального Киева и украинских ученых-ядерщиков. Представителям исполнительной власти еще предстоит пояснить, почему в Вильнюсе меморандум не был подписан. Потому, что он, в самом деле, не соответствует национальным интересам страны (и тогда появляются вопросы к его разработчикам)? Или же на каком-то этапе украинская бюрократическая машина дала сбой? Дело в том, что письмо Грищенко с запросом о командировке и подписании меморандума пролежало в администрации президента несколько дней, и было подано главе государства только 30 июня, уже после того, как Кабмин провел свое еженедельное заседание. Судя по всему, позже на Грушевского, в отсутствие премьера, просто побоялись взять на себя ответственность. В результате экстренных консультаций и банковско-грушевских совещаний в пятницу было принято решение меморандум не подписывать.

В любом случае министр Грищенко оказался в очень щекотливой ситуации. Если бы он подписал меморандум без согласия Кабмина, то, совершенно очевидно, тем самым превысил бы свои должностные полномочия. А что бывает с теми, кому это преступление позже инкриминируется, мы можем наблюдать сегодня в прямом эфире… После этого очень сложно брать на себя ответственность за принятие решений. Поэтому, по нашей информации, оставшийся на хозяйстве на Михайловской первый замглавы МИД Руслан Демченко уже отозвал из Кабмина письмо К.Грищенко.

Однако неподписание документа, согласованного с американской стороной, – это осложнение в отношениях со стратегическим партнером, причем, в вопросе, имеющем для того принципиальное значение.

Учитывая горький опыт ядерного разоружения, ликвидации твердого топлива ракет SS-24 и отказа от бушерского контракта, желание украинской стороны максимально формализовать обязательства американской стороны, вполне понятно. Однако после вильнюсского конфуза сделать это будет, наверное, сложнее. В стране с настолько централизованной властью бюрократическая машина, по идее, должна работать, как хорошо отлаженный часовой механизм. И министры не должны узнавать о том, подписывать им документ с другой державой или нет, в последний момент по телефону.