UA / RU
Поддержать ZN.ua

«УКРСПЕЦЭКСПОРТ» & «РОСОБОРОНЭКСПОРТ»: СКЛАДЫВАНИЕ ОРУЖЕЙНОЙ МОЗАИКИ

Прошедшая на этой неделе в российском Екатеринбурге Вторая конференция представителей оборонных...

Автор: Валентин Бадрак

Прошедшая на этой неделе в российском Екатеринбурге Вторая конференция представителей оборонных отраслей промышленности с участием Комитета по ВТС РФ, министерств обороны Украины и РФ, Министерства промышленной политики Украины и двух главных спецэкспортеров — «Укрспецэкспорта» и «Рособоронэкспорта», среди прочего, продемонстрировала, что совместные проекты по созданию нового оружия отнюдь не политический блеф.

Политики начинают, выиграть должны практики

В нынешней встрече производителей и торговцев оружием по меньшей мере три любопытных детали. Во-первых, украинские и российские военные конструкторы и руководители серийных заводов впервые организовали столь масштабную встречу: в «саммите оборонщиков», как успели окрестить мероприятие российские СМИ, приняли участие полторы сотни крупных оборонных заводов, КБ и холдингов. Во-вторых, впервые процессом руководили те, кто оружие продает: делегации возглавляли генеральный директор госкомпании «Укрспецэкспорт» Валерий Шмаров и генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Андрей Бельянинов. Учитывая, что экспортеров оружия интересуют реальные объемы торговли, а не декорации на тему дружбы славянских народов, этот факт является самым красноречивым свидетельством перехода взаимных заверений в оружейной дружбе в практическую плоскость. В- третьих, впервые трансформация восприятия Украины в массовом сознании россиян оказалась столь заметной и однозначной, а многие российские СМИ выступили даже с излишним пафосом по поводу возрождения оборонных отношений двух некогда разведенных государств.

Развитие отношений главных спецэкспортеров началось не вдруг. Эксперты связывают их с приходом в 1999 г. на должность генерального директора «Росвооружения» Григория Рапоты. В конце 2001 г. гендиректор «Укрспецэкспорта» Валерий Малев и руководитель «Рособоронэкспорта» Андрей Бельянинов уже подписали договор, регламентирующий отношения двух главных государственных посредников в торговле оружием на рынках третьих стран. А в феврале нынешнего года, после двухдневных переговоров в здании «Укрспецэкспорта» наблюдатели констатировали начало нового этапа в развитии отношений торговцев оружием. Этот этап заключается в координации шагов разработчиков и производителей вооружений с целью не только модернизации старого советского оружия, но и создания нового.

Эксперты отмечают, что впервые после распада СССР сегодня появилась реальная возможность все лучшее, что есть в оборонно-промышленных комплексах России и Украины, использовать для совместных работ по созданию новых видов оружия. «России и Украине необходимо определить, какие новые вооружения они смогут создать совместно — с тем, чтобы представить их на рынок, скажем, через 5 лет», — прямо заявил по этому поводу А.Бельянинов.

В поиске утраченных перспектив

Стороны прекрасно осознают, что путь к новым совместным вооружениям очень не близок. Может быть, поэтому пока мало значения придают таким существенным проблемам будущего, как интеллектуальная собственность новых разработок и, соответственно, новых вооружений. С другой стороны, сегодня 47 компаний мира занимаются модернизацией танка Т-72, и их мало заботит, чья это интеллектуальная собственность. Чтобы прийти к новому оружию, нужно как минимум научиться вместе модернизировать старое. Тут у Украины гораздо больше интересов, чем у России. И связаны эти интересы больше не с реализацией оружия третьим странам, а с собственной безопасностью.

Действительно, в Екатеринбурге значительно продвинулись вперед такие давно обсуждаемые проекты, как модернизация боевых самолетов Миг-29, Су-24, Су-27, вертолетов Ми-24, зенитно-ракетных комплексов С-300 и «Бук», «Тор» и «Тунгуска». Наметились контуры будущих решений в таких направлениях, как технический надзор за ракетными комплексами «Точка-У», совместные работы в области модернизации зенитных управляемых ракет для ЗРК «Стрела-10», совместной модернизации комплекса ПВО С-125 до уровня «Печора-2М». Последний проект, кстати, связан с реализацией давно обсуждаемой идеи — совместного выхода на рынки третьих стран. В Украине имеется значительное количество ЗРК С-125, которые уже сняты с вооружения ВСУ. С другой стороны, такие комплексы находятся на вооружении целого ряда государств, и коммерческий эффект от их глубокой модернизации, по расчетам спецэкспортеров, позволит заработать и Украине, и России.

Впервые на сближение пошли танкостроители, в свое время разведенные пакистанским танковым контрактом. Если модернизация самолетов и средств ПВО больше нужна армии, то танкостроители намерены совместно доказать, что танки списывать рано. Именно опасения за будущее танка как такового и констатация многими экспертами системного кризиса танкостроения в мире привела две самодостаточные танкостроительные школы к столу переговоров. Не исключено, что совместные работы могут привести к появлению совместного «продукта» — танка или тяжелого БМП на его базе, который будет оснащен украинскими дизелями 1000 или 1500 л.с., украинскими механизмами заряжания и российскими боеприпасами повышенной мощности, комплексами динамичной защиты, системами управления и связи. Одной из целей совместной работы, как ожидается, должно стать обеспечение новыми машинами современных антитеррористических подразделений. Несмотря на то что ни одна из школ не стоит на месте (к примеру, украинские разработчики создали за время развода собственную систему динамической защиты танка, которую даже закупили Соединенные Штаты), разработка совместной машины может дать новый импульс постсоветскому танкостроению.

Наконец, в списке совместных проектов, скорее всего, окажутся и такие, где есть исключительно российский интерес. Это использование российскими военными уникального авиационного полигона «Нитка», предназначенного для отработки посадки палубной авиации на авианосец. Использование украинского торпедного полигона и наземных космических средств для обработки данных. А также отработка технологий утилизации некоторых видов «опасных» боеприпасов.

Впрочем, время эйфории еще не пришло. Несмотря на готовность России предоставить Украине право на модернизацию истребителей и боевых вертолетов, главные разработчики из АХК «Сухой» и РСК «МиГ» в Екатеринбург не приехали. Не приехали и руководители КБ «Вымпел», с которыми украинские ракетостроители намеревались договориться о достаточно выгодной совместной модернизации авиационных ракет «воздух-воздух». А именно, совместить новую российскую активную головку самонаведения с украинской серийной ракетой Р-27.

Даже после принятия всех недостающих решений Киеву придется приобрести соответствующие лицензии. То есть к политической воле все равно необходимы солидные средства. Которых пока еще нет. Хотя объемы этих средств, безусловно, меньшие, чем решение этих проблем с любым другим партнером.

Любопытно, что совмещение технологического и научного потенциалов сами «оборонщики» считают наиболее простым делом — все ведь выходцы из одной советской школы и разговаривают на едином научном и конструкторском языке. Наиболее трудным делом представляются договоренности. К примеру, если контракт украинский, а ключевые комплектующие российские, российская сторона настаивает на полноценном участии в контракте, а не на обычной продаже недостающих узлов. Украинские же участники считают: поскольку в контракте не обойтись без государственных специальных экспортеров — госкомпании «Укрспецэкспорт» и ФГУП «Рособоронэкспорт», — стоимость контракта с учетом комиссионных резко возрастет и может стать невыгодной заказчику.

Впрочем, пока концептуальные решения нарабатываются, самые ловкие уже договорились друг с другом и давно работают вместе. Та же львовская «Лорта» создала вычислитель и некоторые другие узлы для российских производителей ЗРС С-300, и вполне успешно поставляет свои комплектующие. ГАКХ «Артем», поставлявший авиаракеты в Китай и Индию, по всей видимости, поставит такие же изделия в Малайзию и Индонезию.

Главный вывод, который сделали для себя украинские «оборонщики»: интеграция необходима в принципе. Ибо самостоятельно на рынке позиций не удержать. Это вовсе не озарение, а просто использование сложившейся ситуации. Кроме того, интеграция с каким-либо иным партнером, помимо России, выглядит сомнительной и туманной. А потенциальные украинские партнеры сами идут к России. Наиболее ярким примером являются совместные работы России, Китая, Израиля и Великобритании над самолетом Су-30МКИ. То есть в ближайшее время диверсификации источников получения средств, которые должны обеспечить безопасность Украины, не произойдет. Критическая зависимость Украины от России в военно-технической сфере сохранится. Каждый получает то, к чему стремится…