UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украл? Сиди дома!

США готово расширить сферу применения нашумевшего "закона Магнитского" за пределы России. В свою очередь, правоохранители Европы с подачи латвийских коллег внимательно изучают материалы дела по "вышкам Бойко".

Автор: Виктор Трегубов

Пока граждане Украины не могут сами найти управы на свое чиновничество, многие из них надеются, что управу на него найдут власти других стран. Новости о возможных международных санкциях против представителей властной верхушки Украины всегда собирают массу восторженных комментариев. Однако, на практике, как ЕС, так и США не спешат переходить Рубикон. Пока что единственным шагом в этом направлении стала резолюция Сената США, фактически признавшая существование в Украине ручного правосудия. Однако документ носил, скорее, декларативный характер. Даже отказ в американской визе украинскому замгенпрокурора Ренату Кузьмину, показавшийся первым следствием резолюции, как выяснилось позже, не был с ней связан.

2013 год может стать в этом плане поворотным: не исключено расширение самой практики применения санкций к постсоветским элитам. Во всяком случае, в этом уверен экс-нардеп Остап Семерак, плотно занимающийся исследованием этого вопроса. По его словам, США готово расширить сферу применения нашумевшего "закона Магнитского" за пределы России. В свою очередь, правоохранители Европы с подачи латвийских коллег внимательно изучают материалы дела по "вышкам Бойко".

ZN.UA попросило господина Семерака поделиться имеющейся у него информацией, и предоставляет читателям возможность самим ее оценить.

- Остап Михайлович, вы утверждаете о возможности расширения "закона Магнитского", в том числе, и на украинских чиновников. Можете для начала описать, чем он плох для тех, кто не собирается в ближайшее время ехать в США?

- Закон Магнитского предусматривает две вещи. Чиновникам, уличенным в нарушении прав человека, не только отказывают в визах, но и арестовывают их счета на территории США. Тут все интереснее, поскольку человек никогда не знает, где это его догонит. Допустим, российский чиновник перегоняет деньги - в долларах - с Кипра в Латвию. Путь этих денег на практике проходит не напрямую между Кипром и Латвией. Они идут на корреспондентский счет в США и только потом - по месту назначения.

- И на этом этапе их можно перехватить?

- Именно. Все подобные операции с долларами проходят через США, на территории которых действует этот закон. И там они просто блокируются. Разумеется, чиновник может перегонять средства не под своим именем. Но, поди пойми: разберутся или нет. Никогда не знаешь, дойдут или не дойдут твои деньги. Более того: под угрозой оказываются даже люди, которых нет в этом списке, но которые связаны с ними родственными или деловыми связями. Например, жена прокурора или бизнесмен, оказывающий прокурору услуги в обмен на "крышу". Могут арестовать средства, проверяя, не чиновник ли из списка на практике осуществляет эту операцию.

- То есть, получается, это как клеймо - само сотрудничество с этим человеком становится рискованным для любого бизнесмена?

- Абсолютно точно. Можешь сам потерять деньги.

- Печально для россиян. Но как это относится к нашему чиновничеству?

- Сейчас в Сенате идет разговор о расширении этого закона. И тут появляется Украина. Уточню, что Сенат сначала хотел распространить действие этого закона на всех чиновников любой страны мира, уличенных в серьезном нарушении прав человека, потом - на страны ОБСЕ, потом - на страны экс-СССР. Сейчас пришлось еще больше сузить список по субъективным причинам: ряд среднеазиатских стран являются важными партнерами США в афганской кампании. Наиболее безболезненно для США включить в этот список лишь Украину, Россию и Беларусь. И есть сенаторы, которые лоббируют именно такой сценарий. Дополнительным элементом напряженности между властями Украины и США стала недружественная позиция ГПУ по отношению к американским коллегам, следствием которой стал визовый запрет Ренату Кузьмину. Кузьмин, к слову, недавно сказал, что он получил приглашение на молитвенный завтрак 7 февраля 2013 года в Вашингтоне с участием президента Обамы. Я уверен: он туда не попадет, визы ему не дадут.

- А можете раскрыть понятие "недружественной позиции Генпрокуратуры Украины по отношению к американским коллегам"? За что конкретно не дали визу Кузьмину?

- Насколько я понимаю, исходя из некоторого знакомства с процессом и некоторой инсайдерской информацией, дело в его поездке в Сан-Франциско, во время которой он пытался проводить следственные действия без разрешений и санкций американской администрации.

- Речь о его поездке к Кириченко и расспросах последнего по делу об убийстве Щербаня?

- Да. Я не знаю, удалось ли им встретиться, но в любом случае вышла коллизия - Кириченко включен в Программу защиты свидетелей, а Кузьмин не обратился к американским коллегам.

- В таком случае Кузьмину, по логике вещей, мог грозить и арест.

- Возможно, рассматривался и такой вариант. Во всяком случае, сам Кузьмин озвучивал подобные опасения, ссылаясь на подсказку от Николая Мельниченко.

- Как вообще относятся за рубежом к "делу Щербаня"?

- По нашей информации, послы ряда стран на предновогодней встрече предупредили Виктора Януковича, что это дело, с учетом предыдущих, будет расценено как чистой воды политическое преследование. И что руководство их стран даже не будет в него вникать. Тем более что, к примеру, у правоохранительных органов США нет доказательств причастности Тимошенко к любым делам Лазаренко в статусе соучастницы: она по этим делам проходила, как жертва его коррупционных интересов.

- Возвращаясь к "закону Магнитского" - какие формулировки будут в его новой версии?

- В США произошла эволюция подхода к закону. Вместо списка конкретных личностей был вписан список критериев, нарушение которых приводит к санкциям. Они описывают действия или бездействие представителей власти, вследствие которых права и свободы той или иной личности значительно ограничиваются. Так, сейчас рассматривается вопрос о подпадании под эти критерии всех депутатов Госдумы РФ, которые голосовали за закон о запрете усыновления российских детей американцами. Соответственно, расширяется и география применения - на Беларусь, к которой всегда были вопросы, и на Украину, наличие "политического правосудия" в которой признала резолюция Сената. Она, конечно, имеет чисто рекомендательный характер и Госдеп может ее игнорировать, но...

- А разве не это он сейчас и делает?

- Не совсем. Вспомним недавний отчет компании Skadden, работу которой профинансировало Министерство юстиции Украины, потратив около 12 тыс. долл. Результатом этой работы стал 200-страничный документ, в котором, среди прочего, утверждается, что если бы суд над Тимошенко происходил на Западе, то она бы получила больше времени на организацию линии защиты - раз, и могла бы пригласить любых свидетелей защиты - два. То есть было нарушено ее право на справедливый суд. Это чистое попадание в определение резолюции Сената.

- То есть осталось этот отчет донести до Сената США?

- Не так. Осталось этот отчет Сенату США донести до Госдепартамента, а дальше тот должен принять меры. Учтем, что вскоре Госдеп возглавит Джон Керри, ранее возглавлявший сенатскую комиссию, которая, собственно, и разработала эту резолюцию по Украине.

- Какие ограничения на украинских чиновников накладывает причастность к "вышкам Бойко"?

- Еще второго марта прошлого года я был у генпрокурора Латвии с депутатским обращением, где изложил свои подозрения в том, что эти средства были похищены из госбюджета и отмыты через латвийские банки. Прокуратура рассмотрела данные, направила их в уголовную полицию Латвии. В мае было открыто уголовное дело и арестованы счета общей суммой примерно на 80 млн долл., которые были "постоплатой" вышки. Там же как платилось: 80% предоплата, на год вперед, 20% постоплата.

Было открыто уголовное дело.

- Но значит ли это, что фигуранты этого дела могут быть задержаны на территории Евросоюза?

В генпрокуратуре Латвии мне пояснили, что, поскольку ГПУ игнорирует все их запросы, им придется обратиться к правоохранителям других стран ЕС за помощью в задержании подозреваемых. Есть конкретный список чиновников - к сожалению, латвийские полицейские не хотят его публиковать, поскольку он связан с тайной следствия - но мы, в принципе, можем догадаться, кто туда входит. Например, вы можете спросить у вице-премьера Бойко, когда он в последний раз ездил в ЕС.

- Напоследок - о сроках. Если просто: с какого момента нашим чиновникам следует волноваться, как относительно поездок в ЕС, так и относительно поездок в США?

- Латвийцы уже открыли дело и уже обратились к европейским коллегам. Так что фигурантам дела о вышках нужно волноваться уже сейчас. Список Магнитского, полагаю, может быть расширен на украинских чиновников в течение полугода.