UA / RU
Поддержать ZN.ua

«УКРАИНЦЫ НЕ НАЗЫВАЮТ НАС ТЕРРОРИСТАМИ»

На Востоке базар не только место, где можно узнать последние новости, но и ощутить настроения людей, услышать, что они думают о последних событиях в стране и мире...

Автор: Владимир Ким

На Востоке базар не только место, где можно узнать последние новости, но и ощутить настроения людей, услышать, что они думают о последних событиях в стране и мире. Если же ты хочешь узнать умонастроения живущих в Киеве афганцев, то самое время посетить Троещинский рынок, где бывшие партработники, военные и сотрудники спецслужб, образующие немногочисленную афганскую общину, стоят у прилавков и торгуют заморскими и украинскими товарами.

Не многие из тех, кто покинул свою страну десятилетие назад, горят желанием вернуться назад, в Афганистан. Эта страна сегодня стала для них если не чужой, то, во всяком случае, враждебной: пришедшие к власти талибы точно так же, как и десять лет назад моджахеды, не слишком жалуют бывших функционеров Демократической Республики Афганистан. И для многих из них возвращение на родину означает подписать себе смертный приговор.

Но в последние дни они садятся у телевизоров, чтобы всей семьей смотреть и слушать новости о своей стране, которую «утюжат» англо-американские бомбардировщики. Тревожит их больше не тот факт, что Соединенные Штаты и Великобритания проводят военную операцию против Афганистана, где у власти их враги — талибы, а то, что жертвами воздушных налетов могут стать их многочисленные родственники.

Родственники и прошлое — только это связывает их с бывшей родиной. Саму же военную операцию союзников те афганцы, что решили обосноваться в Украине, рассматривают как борьбу с режимом талибов и организацией «Аль-Каида», которых они отождествляют с терроризмом, но не как борьбу с исламом.

Подобные настроения характерны не только для членов афганской общины Киева. Их арабские единоверцы-мусульмане, приезжающие в Украину, чтобы получить образование, в большинстве своем считают так же. Во всяком случае, так они говорят журналистам. По мнению других, эта война не против Афганистана и не против террористов. Просто Соединенные Штаты очередной раз решают свои геополитические задачи, воспользовавшись событиями 11 сентября.

Террористические акты в Америке многие наши собеседники комментируют куда более искренне, говоря о своей неприязни к Америке. Да, объясняют они, нам жаль людей, которые погибли, но Соединенные Штаты слишком часто вмешивались во внутренние дела других стран и диктовали свои условия, чтобы это могло пройти бесследно. «Америка проводила политику двойных стандартов. Она занималась терроризмом на уровне государства, бомбя Ирак, Ливию, организовывая перевороты в Чили и на Кубе. Поэтому не случайно то, что она подверглась террористическому акту», — считает врач-офтальмолог Хасан.

В беседах арабы часто повторяют, что Штаты, не предоставив миру убедительных доказательств вины бин Ладена, снова делают ошибку, подвергая Афганистан бомбардировкам. Да и сам этот способ борьбы с террористами вызывает неприятие: многие считает, что это не по-мужски.

Исламский след в террористических актах и бурное ликование во многих исламских странах после 11 сентября привело к тому, что в Штатах поднялась волна антиарабских и антимусульманских настроений. Что же касается Украины, то арабы, с которыми беседовал автор этих строк, не заметили, чтобы люди стали по-другому к ним относиться. «Ничего не изменилось. Мы не почувствовали к себе изменения отношений ни со стороны правоохранительных органов, ни со стороны рядовых украинцев. Документы не стали проверять чаще, а украинцы не кричат нам, что мы террористы», — сказал ливанец Халиль, который вот уже более десяти лет живет в Киеве.

Более того, один из арабов рассказал историю о том, что вскоре после теракта в Соединенных Штатах одна из украинок, услышав арабскую речь, подошла к нему и сказала «Молодцы!», чем его очень удивила.

Правда, арабы — ливанцы, иорданцы, палестинцы — отмечают, что теперь в украинских посольствах, расположенных в арабских странах, ужесточилась процедура выдачи виз. Впрочем, добавляли они, это обычное явление, и Украина здесь не отличается от других стран.

Тем не менее в Украине очень многих пугает фактор исламского радикализма. Объявление бин Ладеном джихада против Запада, проводимые Штатами бомбардировки Афганистана, ожидаемая волна афганских беженцев наводят некоторых политологов, прежде всего российских, на мысль, что уже в ближайшее время в Украине следует ожидать радикализации мусульман. Но насколько среди арабов, живущих в Украине, распространены идеи исламского радикализма?

Сами арабы говорят о том, что среди них очень мало радикалов. «Конечно, как и в любом другом обществе, среди арабов есть радикалы, однако они составляют незначительный процент населения», — говорит президент «Арабского дома» Салах Закут.

«Я не думаю, что те, кто приехал сюда, в Украину, чтобы учиться или зарабатывать деньги, готовы бросить все и уехать в Афганистан, чтобы сражаться», — сказал один из наших собеседников, отметив, что некоторые равнодушно наблюдают за последними событиями. Тем более, как признаются в беседах арабы и афганцы, они не слишком жалуют бин Ладена. «Да, я не люблю Америку, но я также не испытываю и чувства любви к бин Ладену» — эта мысль повторялась в разных вариациях во время различных бесед. Равно как и другая: «Если кто-то и уедет воевать в Афганистан, то не из-за симпатии к бин Ладену, а из-за нелюбви к Америке».

Впрочем, в глазах значительного числа образованных мусульман, живущих в Украине, террорист №1 не является тем авторитетом, слово которого может поднять на войну с Америкой и Западом правоверных. Многие не приемлют его взглядов и методов борьбы. «Бин Ладен не имел права объявлять джихад», — говорит один из моих собеседников, утверждая, что его мнение разделяют многие арабы. Да и сам режим талибов, фанатичный и непримиримый, не вызывает у многих мусульман какой-то симпатии, особенно у тех, кто прожил долгое время либо на Западе, либо в постсоветских странах.

«Если бы исламский мир считал талибов своими, он уже давным-давно признал бы их режим. А так до недавнего времени их признавали только три страны — Пакистан, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты», — сказал один из арабов, отвечая на вопрос о том, как мусульмане и руководители исламских государств воспринимают режим талибов.

Однако, признают арабы, их отношение к происходящему изменится, если Соединенные Штаты и их союзники примут решение расширить антитеррористическую операцию и начнут бомбить другие исламские страны, на территории которых либо скрываются террористы, либо находятся экстремистские организации. О том, что такие планы существуют у американской администрации, уже неоднократно заявляли представители Белого дома. «Вы знаете, что на территории Ливана находится «Хизболла»? Так вот, если американцы начнут бомбить Южный Ливан, я вернусь на свою родину, чтобы сражаться», — говорит Халиль.