В последние недели в воздухе слышен запах пороха. Америка засыпает с новостями о предстоящей войне с Ираком и просыпается с ними же. Россия тоже планирует превентивные удары, но по территории другого государства — Грузии, обвинив последнюю в пособничестве мировому терроризму. Напомним, что три из четырех названных государств — США, Россия и Грузия — стратегические партнеры Украины.
Пока правительство Украины формирует официальную позицию государства, нам показалось нелишним узнать, а что по этому поводу думают рядовые граждане, и думают ли вообще? Каково их отношение к возможным военным операциям с участием наших стратегических партнеров? Какой должна быть, по их мнению, официальная позиция государства в случае, если политикам и дипломатам не удастся предотвратить вооруженные столкновения в Ираке и Грузии? Стал ли мир безопаснее после проведения широкомасштабной военной операции в Афганистане?
Ответы на эти вопросы помогут найти представленные ниже результаты общенационального опроса, проведенного по просьбе «ЗН» социологической службой Центра Разумкова (в период с 18 по 24 сентября опрошено 2002 респондента в возрасте старше 18 лет во всех регионах Украины).
В принципе, ответы граждан говорят сами за себя. И все же мы не можем не обратить внимание читателя на некоторые, на наш взгляд, важные моменты. С одной стороны, в ответах граждан — абсолютно понятное, разумное и естественное желание избежать войны и связанных с ней крови, жертв и несчастий. А еще обоснованный скептицизм, неверие в эффективность военных инструментов разрешения сложных вопросов и конфликтных ситуаций. Можно предположить — еще и неверие в то, что США и Россия имеют на руках твердые, неубиенные аргументы, обосновывающие необходимость военных ударов.
Но с другой стороны… Мы, как и учил Володя Ульянов, продолжаем подсознательно, по-своему делить войны на справедливые и не очень. Но, в отличие от классика учения о войнах и революциях, характер конфликта, его причины, возможные последствия нас интересуют менее всего. Главное для нас, как видно из результатов опроса, — кто именно собирается воевать, кто выступает в качестве агрессора. Если агрессоры—американцы, пусть против диктатора, пусть воевавшего уже не раз со своими соседями, пусть нарушающего санкции ООН, то 60% из нас — категорически против. Если же агрессоры — братья-россияне, пусть против тоже братьев (грузин), то категорически против такой войны нас значительно меньше, нет и 40%. И нам как бы неважно, что Ирак — это далеко, за тысячи километров от Украины, а Грузия — совсем рядом, по соседству, можно сказать.
Такие результаты, в общем-то, нельзя считать неожиданными, было бы странно, если бы они были иными. Из месяца в месяц в ходе социологических опросов приоритет отношениям Украины с США отдают 4—6% опрошенных, с Россией — стабильно около 30%. Очевидно, что наше отношение, среди прочего, и к военным конфликтам, инициированным этими странами, преломляется в сознании людей через призму указанных предпочтений. А, кроме того, мы знаем и видим, в каком контексте, через какие СМИ и на каком языке наши граждане узнают о позициях сторон и их аргументах. Надо полагать, что не легитимные договоры о трансляции программы «Время», которые сейчас ОРТ на прямую заключает с областными украинскими каналами, даст возможность гражданам нашей страны укрепиться в имеющемся мнении по поводу «плохих» и «хороших» в этом мире…