Верховный Совет Украины принял решение «в целом» поддержать «основные» положения доклада Президента Украины Леонида Кучмы об осуществлении экономических реформ и социальной политики.
Председатель украинского парламента Александр Мороз оставил без ответа вопрос одного из депутатов, какие же из положений доклада Леонида Кучмы являются основными, а какие - второстепенными.
Финальное выступление А.Мороза по своему значению значительно превосходило все речи председателей комиссий и лидеров фракций.
«Хотя доклад Президента не рассматривал Кабинет министров, это не преуменьшает его значения», - заявил он.
Коренным вопросом украинской экономики А.Мороз назвал земельную реформу. Мягко намекнув авторам доклада, что эту реформу можно проводить на основе действующего законодательства, председатель парламента с удовлетворением отметил, что в докладе «не предусматривается превращение земли в товар, и Президент так вопрос не ставит».
Тем самым лидер украинских законодателей аккуратно «затушевал» главное противоречие между радикальными рыночниками из команды Президента и бывшими председателями колхозов.
Хотя, рано или поздно, это противоречие все равно даст себя знать. Александр Мороз и лидер аграрников Сергей Довгань, призывая действовать по сложившемуся законодательству, имеют ввиду прежде всего землю под приусадебные участки, а также то, на чем стоят объекты незавершенного строительства, автозаправочные станции и прочее.
В докладе же Леонида Кучмы вполне определенно говорится о приватизации и возможности продажи сельскохозяйственных земель, чего законодательство советской Украины, само собой, предусмотреть не могло.
Совершенно неожиданно председатель украинского парламента высказался за временное - сроком до 5 лет - предоставление крупным корпорациям пакета акций нефтеперерабатывающих комбинатов, предприятий газоснабжения, транспорта и связи, принадлежащих государству.
По его словам, переход на какое-то время этих акций частным корпорациям «на условиях проведения Модернизации» является эффективным способом привлечения иностранных инвестиций.
Это предложение, более всего напоминающее ответ спикера Президенту и его идее финансово-промышленных групп, вызывает очень много вопросов.
Самый простой - корпорации какой страны будут вкладывать деньги в модернизацию того, что им спустя 5 лет принадлежать не будет?
Или: фирмы какой страны более других заинтересованы в контроле за газопроводами и нефтеперерабатывающими комбинатами?
По мнению председателя украинского парламента, следует рассмотреть возможность создания в Украине специальной службы, по типу Федерального бюро расследования США, которая бы контролировала использование инвестиций и проведение реформ в стране. «Если мы будем медлить, руководить государством будет мафия», - подчеркнул А.Мороз.
Он также призвал депутатов поддержать Президента «перевести намерения в плоскость законов» и «формировать регулируемый государством рынок».
«У нас могут быть расхождения, - сказал А.Мороз, - однако сегодня выигрывает тот, кто делает шаги вообще».
«Голосованием мы только начинаем большую работу», - заключил он.
Начало большой работы ознаменовалось тем, что во фракции «Коммунисты Украины за социальную справедливость» внезапно обнаружился плюрализм мнений. За принятие постановления высказались 29 членов фракции, в то время как против - 46.
Все остальные голосовали дружно. За постановление проголосовали все члены фракции Народного Руха Украины. 18 из 19 членов фракции «Государственность», 18 из 20 членов фракции «Реформы». Засомневались в логике постановления только 6 из 42 членов фракции аграриев.
В итоге Верховный Совет порекомендовал Президенту Украины определить перечень законопроектов и проектов общегосударственных программ и сроки их внесения на рассмотрение Верховного Совета. Собственно, этот перечень и эти сроки в докладе Л.Кучмы уже есть.
А вот правительству «с учетом предложений и замечаний народных депутатов, депутатских групп, фракций и постоянных комиссий, высказанных в ходе обсуждения доклада», поручено разработать и внести на рассмотрение парламента эти законопроекты.
Что все это означает? Видимо то, что, говоря шахматным языком, А.Мороз отложил партию с Президентом на будущее, парировав или попытавшись парировать его ходы, сделанные в докладе.
Президенту это позволит свободно себя чувствовать перед западными партнерами, трактуя постановление как поддержку радикальных реформ высшим законодательным органом страны.
Председатель парламента получил возможность маневра в случае несогласованных с ним действий Президента - эти Действия всегда можно объявить положениями доклада, которые парламент не одобрил.
Все остаются довольны. В дебюте шахматной партии так чаще всего и бывает.