UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНСКАЯ МЕЧТА

Цинизм и неверие поселились в сердцах многих - и читают мало, и слышать перестали, и убедить никого ни в чем нельзя...

Авторы: Сергей Дацюк, Владимир Грановский

Цинизм и неверие поселились в сердцах многих - и читают мало, и слышать перестали, и убедить никого ни в чем нельзя. Кажется, что жизнь потеряла всякий смысл. Но мы не оставляем попыток найти свой круг и опознать близких по духу. Мы мечтаем об Украине будущего и пытаемся изложить свои мечты...

Принципом 80-90-х был: «кто владеет информацией, тот владеет миром». Принципом наступающего столетия и, возможно, тысячелетия будет: «кто формирует смысл, тот оказывает доминирующее влияние на мировую культуру». Это не физическое владение пространством или перераспределением ресурсов: финансовых, структурных, человеческих, организационных, информационных и т.д. - это создание доминирующего в культуре пространства, через которое она способна осмыслять самое себя. Формировать смысл означает разрабатывать, продвигать и применять гуманитарные технологии, способные порождать не только некоторое содержание, но и стандарты, правила, процедуры и форматы этого содержания, структуру его передачи-коммуникации, содержательное создание образов и стереотипов массового поведения, которые в будущем превратятся в знаки и архетипы мировой культуры.

Магистрали производства мечты и реальности - Голливуд, Майкрософт, Internet - явления негосударственного порядка, до сих пор по достоинству не оцененные. Новые технологии не только перераспределяют власть, но и создают новое смысловое пространство этой власти. Формирование стереотипов поведения, стандартов-процедур-правил технологического поведения, структур и форматов коммуникаций - главные направления будущей борьбы в сфере культуры. Мы же говорим о производстве новых гуманитарных технологий, где у нас есть свой шанс, сравнимый с шансами других культур.

Есть ли в этом смысле для Украины шанс? Готова ли она ответить на вызовы времени перед лицом своей, соседних и мировой культур, - вот что нынче заботит наше поколение, «поколение рубежа», молодых людей, которые участвуют в создании того жизненного пространства, в котором еще успеют пожить... Нынче много статей и книг о том, как плохо, но весьма немногие думают и пишут о перспективе. (Эти идеи были высказаны в книге Валерия Хорошковского «После СССР: Украина - новый рубеж».)

Культурный патриотизм

Прежде всего мы представляем культуру Киевской Руси. Эта культура существует всегда независимо от наших желаний или панъевропейских стремлений. Само вхождение в Европу представляется проблемой: с чем туда входить? Тот, чья культура не несет уникального смысла, не обладает отличной от других культур идентификацией, смыслообразующими архетипами и знаками, обречен постоянно жить и воспроизводить свою жизнь в чужом символическом пространстве. Несмотря на обретенную независимость, Украина частично продолжает жить в культурном пространстве России, частично - ввергается в культурное пространство США, частично - в европейское пространство - именно в такой последовательности.

Обращение к истокам - простой и естественный выход. Это единственное, что у нас под ногами, что можно раскопать, поднять, изучить, найти в нем смысл и на основании этого смысла произвести культурное самоопределение. Никакие внешние идентификации не смогут прояснить для нас смысл и существо украинского характера, украинской ментальности, украинской самобытности.

Любые идентификации с каким-либо надисторическим содержанием, будь-то класс, нация или раса, обречены на утрату смысла в силу их хронополитической несостоятельности, несоотнесенности ни с временем прошлого, ни с временем настоящего.

Национальная самоидентификация недостаточна в общекультурном смысле. Каков бы ни был ее смысл - она лишь одномерное содержание, может быть, более богатое, нежели классовое, но всего лишь - одномерное. Культура многомерна, и как таковая содержит множество пластов. Внутри национальной идентификации мы длительное время не можем, да и, как нам кажется, вообще не сможем выработать идентификационную конвенцию: не потому, что этому кто-то сопротивляется, а именно в силу ограниченности самого содержания национального.

Украинец, даже русскоязычный, попав в Москву, Токио, Нью-Йорк, Пекин или на Ближний Восток, остается украинцем: по своим привычкам, по своему темпераменту, по своему типу организации жизненного пространства. Это социологический факт, не подлежащий опровержению никакими теориями или идеологиями. Поэтому мы настаиваем не на языковом, не на национальном, а на культурном патриотизме.

Поэтому мы говорим о патриотизме культуры как о более глубинном и естественном основании, на котором можно заключить элитную конвенцию и общественный договор, из которой производным становится смысловой идентификационный код для всех других культур. Более того, мы говорим о погружении в собственную культуру. Более того, мы говорим о том, что русский язык и есть наш язык, как и другие наши языки, вышедшие и вызревшие из Киевской Руси, как и сама Россия есть производное смыслов, созданных на нашей территории.

Существенным отличием Киевской Руси от Московской Руси является то, что Киевская Русь - мультикультурное явление (пересечение культур Юга и Севера, Запада и Востока), в то время как Московская Русь формировалась и существовала исключительно как монокультурное явление. Падение Киевской Руси связано с утратой ею своего мультикультурного качества, что неизбежно ввергало ее в пространство влияния Московской Руси. Поэтому новое возвышение Руси Киевской связано именно с многоязычием, мультикультурностью, веротерпимостью и идеологическим разнообразием.

Все это предстоит исследовать, изучить, освоить. Подлинная археология смысла в состоянии взорвать все традиционные и привычные представления бывшей советской и российской гуманитарной науки. Смысл Киевской Руси, самой русской и украинской культуры - коренится в этой земле, он скрыт в истории Киевской Руси, он незримо и подспудно присутствует в символическом пространстве всей территории, на которую когда-либо распространялось влияние Руси.

Основные ценности

Свои корни наши ценности берут в содержании наших исторических традиций, а посему они похожи на ценности других культур - новой русской идеологии или американской «калифорнийской» идеологии. Тем не менее, в наших ценностях есть отличия от либертарианских представлений русских и американцев.

Быть американцем - нынче значит быть свободным гражданином мира. Быть русским - чаще всего значит верить в Бога, в Россию, в свою исключительную миссию. Быть украинцем - значит быть хозяином. В слове «хозяин» звучит и свобода, и труд, и забота об окружающем мире. В нем нет оппозиции к другим самоопределениям, но в этом различении - корень различий сравниваемых культур: что культура ставит в основание. Мы в основание ставим принцип «хозяина»: хозяина своей судьбы, хозяина своего дома и семьи, хозяйского отношения к делу. Быть хозяином - принцип онтологический, восходящий к исконно украинской традиции: так о себе говорят украинцы прошлых столетий; но и в европейской традиции этот принцип выражен как пастушество, а человек - как пастырь.

Наши основные ценности - свобода, благосостояние, развитие. Государство для нас при этом не является основным инструментом обеспечения этих ценностей. Эти ценности находятся в культурно-историческом пространстве. Государство же, находясь вне этого пространства, не может опереться ни на свободу, ни на благосостояние: потому что свободу ограничивает, а благосостояние обеспечивает для очень узкого круга. Государственные структуры отделились от страны, живут своей жизнью, заняты обычным накопительством и по сути являются отдельным «хутором».

Это не означает, что мы против государства, однако государство должно отступиться от своего доминирования и контроля. Государство лишь постольку может оказаться инструментом, поскольку сможет обеспечивать развитие. Однако для того, чтобы обеспечивать развитие, оно должно полностью изменить свою природу. Удел государства - регулирование соотношения личного и общего интереса, но лишь через суд, гласно, открыто и на основании закона. Свободу, благосостояние и развитие все больше начинают обеспечивать негосударственные структуры. Гражданскому обществу, коммуникативным структурам и корпорациям мы придаем гораздо больший вес, нежели государству, тем более, нежели национальному государству. Роль государства как социального инструмента перенимают на себя корпорации, использующие гуманитарные технологии, и институты массовой коммуникации.

Благосостояние, к которому мы стремимся, является для нас не буржуазным потребительством, но условием нашего развития. Свободное время, которое мы производим, мы предпочитаем добровольно инвестировать в собственное развитие. А наш досуг мы рассматриваем как неотделимую часть профессионального творчества и личного развития. Однако до сих пор символом свободы и благосостояния у нас был хутор - свобода означала: отделиться ото всех и строить свое благосостояние. Поэтому развитие для нас есть та ценность, которую нам еще только предстоит сконструировать и инсталлировать в нашу жизнь. Ниже мы объясним, как мы понимаем развитие.

Новые ценности

Мы доверяем личности более, нежели элите или государству. Мы ценим возможность рискового выбора больше, нежели умеренную безопасность. Мы стоим за новые технологии, где компьютер и Internet - наша непосредственная среда коммуникации. Структура нашей коммуникации - не иерархическая система, а Сеть, где нет центра и периферии, метрополии и провинции. Внутри нашей Сети мы строим равноценное общение, где каждый участник одинаково важен и доступен для всех.

Прежде всего мы мыслим свое украинское общество как общество профессионалов. Быть профессионалом - один из самых важных смыслов, приобретаемых в качестве жизненной стратегии развития. Профессионализм должен быть поставлен во главу угла любой деятельности и всякой политики. Весь игровой пафос нынешней нелегальной конкуренции должен быть переведен в контекст легальной соревновательности профессионализма. Соревновательность и публичность, открытый конкурс и конкуренция - непосредственно сопровождающие профессионализм качества. Наш принцип - «пусть талант имеет успех, и честно заработанное потребляет открыто».

Мы доверяем жизнелюбию и энтузиазму молодости больше, нежели мудрости и осторожности старших. Мы смотрим в будущее, а не в прошлое, но мы предпочитаем знать прошлое лучше, нежели его знали до нас. Мы ищем себя внутри собственной исторически нашей корневой культуры, а не за ее пределами. Мы каждый свой шаг соизмеряем с содержанием истории и с традициями, а всякое новое содержание находим в глубинах архаичного. Мы не придаем значения идеологии, но не потому, что отвергаем какую-либо идеологию или идеологический принцип системной организации идей, а потому, что не используем идеологию в качестве инструмента организации собственных знаний и действий. Мы считаем, что теоретически осмысленный проект более инструментален, нежели идеология.

Мы не идеологические оппозиционеры и предпочитаем создавать новые смысловые пространства, нежели отстаивать одну из привычных идеологических оппозиций внутри старых смыслов: из коммунистов и националистов мы не выбираем; мы считаем, что оба течения хуже, и нужны принципиально иные представления о мире, нежели одномерное классовое или одномерное национальное. Поэтому мы не против чего-либо и не за, мы создаем новое смысловое пространство, где нет этой оппозиции: «против» или «за». Наше мышление позитивно, и мы ни против чего не боремся. Наше будущее не когда-то, наше будущее - теперь...

Дельта-план

Крылья для Украины - дельта-план. Это вынашиваемая и воображаемая стратегия нынешней элиты, корни которой нужно искать в прошлом. В геоэкономическом смысле Московская Русь возникала как организация производства по принципу центр-периферия; Киевская Русь - как мост между Югом и Севером, на пути «из варяг в греки». Этот путь проходил вниз по Днепру, пересекал Черное море и упирался в Константинополь. Завоевание Киева новгородскими князьями в смысле геоэкономики было чисто торговым предприятием: освоение нового и богатого рынка.

Со временем Киев теряет свое организующее начало. В XII веке Киев теряет также свое значение и как торговый центр. Дельта - принцип существования торгового государства Киевская Русь - уходит из рук наших купцов не только в силу изменения геополитического расклада, но и в силу изменения доминирующего способа хозяйствования - организации производства. Этот способ хозяйствования медленно, но верно перенимает на себя Московская Русь, и начинается эпоха этого государства.

Нынешние проекты местной элиты слишком хорошо узнаваемы из истории, чтобы не обращать внимание на их естественность. Китай - мощное государство, способное к организации производства товаров как широкого потребления, так и наукоемкого и высокотехнологичного производства. Тем не менее, Китай находится далеко от Европы, и высокие транспортные издержки отдаляют его от этого богатого рынка. Польша имеет меньшие, но весьма значительные человеческие ресурсы для подобного производства, но ее рабочая сила довольно дорогая. Украина сочетает в себе дешевизну рабочей силы Китая, а также технологическую и промышленную мощь потенциально большую, нежели в той же Польше.

Нынешние коммерческие проекты украинской бизнес-элиты - проекты торговые, даже если вовлекают отечественный производственный сектор. Дельта - основной принцип и вся суть нынешнего периода накопления финансового и структурного капитала. Однако мы рассматриваем такой капитал с точки зрения его дальнейшего приложения. Иначе говоря, куда пойдут те деньги, которые сегодня зарабатываются и накапливаются? Если при этом мы говорим о переходном периоде, то куда происходит этот переход?

Основные оппозиции сегодняшнего дня - кому будет принадлежать «дельта». Коммунисты предлагают отдать государству и как бы поделить поровну между всеми гражданами. Националисты предлагают частично отдать государству, а частично поделить между корпорациями. Нынешние свары киевских и региональных «князей» за право распоряжаться «дельтой» бесперспективны - в истории это уже было много раз, и ни к чему хорошему не привело...

Мы же пытаемся обратить внимание на то обстоятельство, что без гуманитарных технологий, производящих человеческий капитал совсем иного качества, порождающих принципиально новые по смыслу сферы и сектора рынка, эта «дельта» в принципе не может быть использована, и тогда неважно, в чьих она руках: государства, корпораций или частных профессионалов.

Наш дельта-план иного рода - привлекать часть корпоративных средств на создание нового качества человеческого капитала при помощи гуманитарных технологий посредством открытых проектов. Четыре типа ресурсов существуют сегодня - деньги, власть, сырье и знания. Местные элиты все еще перераспределяют первые три типа ресурсов. Мы же отдаем предпочтение знаниям в их практическом содержании - гуманитарным технологиям, которые, по нашему мнению, должны изменить картину мира в третьем тысячелетии.

Игровое пространство

Жизнь не потеряла смысл, просто имеющиеся лидеры не могут переосмыслить произошедшие перемены. Мы ощущаем недоступность многих секторов игрового пространства - особенно в области политики, экономических корпоративных структур, финансов, образования, в области науки и искусства. Мы наблюдаем непубличную, подковерную игру с ограниченным доступом игроков. На наш взгляд, произошло сужение игрового пространства, которое сделалось недоступным для многих, и эти многие вынуждены драться за те блага, которые в цивилизованных обществах считаются обыденными и общедоступными.

Неповоротливая, негибкая и неспособная к быстрому изменению институциональная система не в состоянии производить новые смысловые пространства. Нам предстоит создать сеть успешных корпораций, которые выработают и предложат совершенно новые, более открытые и доступные для участников правила игры. Нынче мы начинаем с создания новых образов будущего, его символов и знаков, пытаемся переосмыслить существующие традиции и обрести наново утерянный смысл.

Поддерживаемое нынешней элитой игровое пространство не позволяет воспроизводить старые и порождать новые смыслы. Плохо не потому, что плохо материально: в конце концов - это можно пережить. Плохо потому, что не видно перспективы. Поэтому мы начинаем жизнь в принципиально ином измерении, в виртуальном пространстве, которого не понимают или даже боятся те, кто там жить не умеет. Это пространство не подлежит контролю, так как находится в области наших конвенциональных соглашений поверх всех институциональных структур.

Мы действуем открыто и предпочитаем создавать новые сектора рынка, нежели устраивать грызню за старые. Мы стремимся к легальности и законопослушности там, где это не ограничивает нашу свободу. Мы верим на слово близким по духу, не подводим их и держим слово независимо от обстоятельств. Мы иначе понимаем свой долг перед будущим, но это не значит, что мы необязательны. Мы честны перед собой и перед будущим и верим в то, что честь, достоинство и самоуважение - не пустые слова.

Наукоемкие области бизнеса, передовые технологии, телекоммуникации, программное обеспечение, шоу-бизнес, журналистика, менеджмент, аналитика, стратегическое планирование, музыка, театр, литература - там вы всегда найдете нас. Это не означает, что мы не занимаемся другой деятельностью, - просто мы рассматриваем эту другую деятельность как создание условий для новизны: для новых секторов рынка, новых стратегий в области политики и экономики, новых высокотехнологичных и наукоемких способов самоорганизации. Мы создатели нового смысла и хозяева нового смыслового поля.

Мы создаем новое игровое пространство с иным смыслом игры, в которую постепенно и ненасильственно вовлекаем других. Будучи втянутыми в наше игровое пространство, находясь в нашем смысловом поле, нелегальная экономика и непубличная политика приобретают обратный смысл. Поверх институтов и традиций мы создаем свои миллионные связи честной, открытой и неограничивающей свободу участников игры. Ее принцип простой: «у каждого должен быть свой шанс!» Мы терпеливы и делаем это постепенно, мы согласны много работать, чтобы однажды, проснувшись утром, ощутить, что - мир изменился!..