UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНЕ НУЖНА «ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ» ПОЛИТИКА

Четыре года назад Украина с удивлением обнаружила, что партии — это не обязательно сборище политиков, рвущихся к власти...

Автор: Татьяна Ивженко
Олег Шевчук

Четыре года назад Украина с удивлением обнаружила, что партии — это не обязательно сборище политиков, рвущихся к власти. По крайней мере Партия зеленых напоминала избирателю «тусовку» приятелей: молодые, энергичные, жизнерадостные. Да и сама предвыборная кампания «зеленых» перевернула привычное украинское представление о политических кампаниях: вместо «чемоданов с компроматом» — плакаты с призывами жить в ладу с собой и природой, вместо мрачных обвинительных речей в сторону конкурентов — концерты по всей стране. Молодежь поверила в Партию зеленых, как в современных «политических неформалов», пожилые люди увидели в них свою молодость, наполненную идеализмом, порывами к добрым идеалам любви и свободы. В то время призыв «Голосуй за «зеленых»!» ненадолго стал в рамках государства объединяющим началом, прообразом национальной идеи.

Успех «зеленых» на прошлых выборах до сих пор не дает покоя многим политическим партиям. По крайней мере, ближе к выборам 2002 года, как и прогнозировали политологи, число украинских «зеленых» партий все увеличивается. И все они, как кажется, имеют перед «старыми зелеными» то преимущество, что никак не причастны ни к каким политическим процессам. А кто ни в чем не участвовал — тот ни в чем не виноват.

О том, как себя чувствует «старая» Партия зеленых Украины в окружении «новых зеленых», о той политической и электоральной нише, на которую ориентируется ПЗУ, об успехах и просчетах партии за четыре года парламентской работы мы попросили рассказать заместителя председателя ПЗУ Олега Шевчука. Он считает, что партия имеет полное моральное право к следующим выборам «не менять ни лозунги, ни вывески» и при этом рассчитывает на поддержку тех же избирателей, которые голосовали за ПЗУ в 1998 году.

— Олег Борисович, на прошлых парламентских выборах Партия зеленых стала политическим феноменом, поскольку победила во многом благодаря своей демонстративной аполитичности. Как вы считаете, за четыре года работы в Верховной Раде «зеленые» не разочаровали своих избирателей?

— Во-первых, я не согласен с тем, что наша партия заявляла о своей аполитичности. Мы только дистанцировались от теневой политики, публично отказались участвовать в любых околополитических играх. К тому же, «зеленые» во всем мире принципиально отличаются от любой другой партии, потому что наша идеология близка молодым и пожилым, политически активным и пассивным, богатым и бедным людям. Это — идеология жизни, и она намного шире, нежели политические лозунги. Поэтому, видимо, сложилось мнение о том, что «зеленые» — вне политики. Но мы участвовали в выборах именно затем, чтобы, победив, создать свою парламентскую фракцию и непосредственно заниматься политикой.

Можно сказать, что преимуществом ПЗУ на прошлых парламентских выборах стала наша многолетняя подготовка к выборам по партийным спискам. Мы никогда не стремились «взять» мажоритарные округа, хотя наша партия была зарегистрирована еще в 1991 году и теперь является одной из старейших в Украине. Но «партийные выборы» впервые состоялись (пусть и по смешанной системе) только в 1998 году. Если вы помните, предвыборная кампания всех партий проводилась в крайне сжатые сроки: буквально через несколько недель после того, как был подписан Закон о выборах, следовало провести съезды партий, сформировать избирательные списки и подать их в ЦИК. Многие партии просто не успели подготовиться к проведению предвыборной кампании. Для нас это не было проблемой, потому что мы не выдумывали никаких новых привлекательных лозунгов. Мы шли на выборы с теми идеями, которые пропагандировали всегда, с лозунгами, которые едины для всех «зеленых» партий в мире. Мы говорили о том, что мы — за сбалансированное эколого-экономическое развитие нашей страны, за сохранение среды обитания человека, за будущее наших детей...

Сегодня можно сказать, что все четыре «парламентских» года мы проводили ту политику, которую задекларировали в предвыборный период. Я уверен, мы не разочаровали своих избирателей.

— Но в последнее время появилось уже несколько «зеленых» партий, каждая из которых обвиняет ПЗУ в беспринципности, «продажности», в том, что вы предали высокие идеалы и не отстаивали в парламенте экологические идеи…

— Мы как раз подготовили отчет о парламентской работе фракции ПЗУ. Итак, приняты и подписаны Президентом законы «Об объектах повышенной опасности», «Об охране атмосферного воздуха», «О растительном мире», «О природно-заповедном фонде Украины», внесены «экологические» изменения в Административный кодекс и Водный кодекс Украины. В первом чтении принят закон «Об обращении с животными в населенных пунктах». Еще — законы «О питьевой воде», «Об ограничении потребления табачных изделий». Сейчас подготовлен законопроект «Об экологическом страховании»… Все эти документы были инициированы, готовились и принимались при активнейшем участии фракции ПЗУ. Но я назвал лишь часть того, что было сделано. Вы видите, наш отчет занимает не одну страницу, и мы можем его предоставить всем, кому это интересно или нужно...

Совсем другой вопрос — кому и зачем нужно бездоказательно обвинять ПЗУ в бездеятельности?.. И третий вопрос — проблема регистрации украинских партий вообще. У нас сейчас уже около двух сотен партий, а членами этих партий по-прежнему являются не более 5% граждан Украины. Для кого (или для чего) создаются новые партии? Можно сделать небольшой упрек Министерству юстиции, которое обязано проводить ряд экспертиз, прежде чем зарегистрировать партию. Но судя по тому, с какой скоростью и легкостью партии «почкуются», о серьезных экспертных оценках говорить не приходится. Думаю, в Украине не так много партий, которые могут понятно и честно заявить о своей идеологии. Процентов восемьдесят не имеют не только региональных структур, но даже реальных членов, а не «мертвых душ». Партии теперь создаются в угоду политической моде, по причине политической конъюнктуры, ради престижа, для шантажа… Чаще всего регистрация партии-скороспелки означает только то, что появился некий спонсор, которому вывеска партии понадобилась для «теневого» решения политических или бизнес-проблем. «Размножение» партий на фоне политической пассивности общества приводит к еще большей общественной апатии, к разочарованию в партиях вообще. Как избирателю определить, кто из «зеленых» «зеленее»? Откуда узнать, какие социал-демократы «правильные» и «настоящие»? Вот и ответ на вопрос, почему люди не хотят ходить на выборы и не доверяют ни партиям, ни власти…

Я уверен, что через некоторое время в стране останется 10—15 партий, которые охватят весь спектр идеологических направлений. В таком случае можно будет говорить о нормальной предвыборной конкуренции, о борьбе идеологий. Возможно, конец нынешней «псевдомногопартийности» положит введение института госсекретарей, в том числе и в Минюсте.

— Возможно, так называемые «карманные» партии создаются потому, что кто-то хочет оттянуть на себя часть «зеленого» электората или стремится «распорошить» электорат ПЗУ, ибо опасается, что вы «перетянете» на себя часть голосов, на которые рассчитывают другие центристские партии?

— Мне очень не нравится этот популярный термин «перетягивание электората». По идее, у каждой партии — своя идеология и, соответственно, свой электорат. Ни при каких условиях убежденный коммунист не проголосует за «зеленых», а сторонник «Батьківщини» не станет голосовать за СДПУ(о). И это абсолютно нормально. Плохо только то, что «убежденных сторонников» у нас мало, поскольку политическое самоопределение граждан в Украине до сих пор не состоялось. И в этом «электоральном болоте» партии стоят перед выбором: либо попытаться «купить» голоса избирателей, либо донести свою идеологию до как можно большего количества граждан (ведь 95% населения — потенциальные члены партий!). Последнее, конечно, невозможно сделать в рамках только предвыборной кампании. И если кому-то не удалось до сих пор найти достаточное количество сторонников, чтобы не беспокоиться о результатах выборов, то, увы, в ход часто идут не очень честные способы политической конкуренции. Это, думаю, не относится к тому десятку крупных и влиятельных партий, которые имеют свой стабильный электорат.

Что касается ПЗУ, то могу сказать, что мы не претендуем на электорат других партий. «Наши» избиратели, как показали прошлые выборы, — это люди, которые либо считают единственно политически ценным и приемлемым наш лозунг «Що екологічно безпечне — те економічно доцільне», либо… вообще не станут голосовать, если ПЗУ не будет принимать участия в выборах. По данным социологов, из тех полутора миллионов избирателей, которые в 1998 году отдали свои голоса за ПЗУ, огромное количество людей вначале не собирались голосовать вообще ни за кого. Это в основном молодежь и люди, разочаровавшиеся в политике и политиках. Видимо, не случайно именно Партии зеленых удалось активизировать этот слой населения, потому что в Европе за «зеленых» традиционно голосуют 5—10% населения, которые представляют практически тот же социальный слой, что и наши «зеленые» избиратели. Поэтому мы уверены, что большая часть нашего электората проголосует только за «зеленых». И мы не участвуем в играх «по перетягиванию электората» — это бессмысленно.

— Но Украина очень отличается от сытой и цивилизованной Европы. Политологи утверждают, что за ПЗУ на прошлых выборах голосовал умеренно протестный электорат, который, скорее всего, голосовал бы за консолидированную оппозицию, если бы таковая существовала. А ваша партия создала в парламенте отнюдь не оппозиционную, а вполне лояльную фракцию…

— Нас действительно иногда упрекают в том, что мы — не «воинствующие оппозиционеры». Но, позвольте, по отношению к кому наша идеология может быть оппозиционной? С кем воевать? Представляется какой-то маньяк, который требует вырубки лесов, загрязнения рек, взрывов реакторов и немедленного уничтожения всего живого. Вы знаете таких людей в государственном руководстве Украины, в органах власти, в партиях? Я — нет. И поэтому у нашей партии нет идеологических врагов. Мы абсолютно уверены, что все вопросы и проблемы можно решить без баррикад, путем переговоров и взаимных копромиссов. Это очень важный момент, потому что вопрос касается не только политической, но и общей культуры. Для нашей фракции принципиальным было работать в Верховной Раде только парламентскими методами. Мы не принимали участия ни в каких «кулачных боях на подступах к трибуне» или «битвах за микрофон». Зачем превращать парламент в цирк, а себя — в посмешище?..

Но цивилизованность не имеет отношения к лояльности или нелояльности фракции. Следует говорить о том, что «зеленые» всегда имели и отстаивали свою позицию по всем вопросам, которые выносились на обсуждение Верховной Рады, — и экономическим, и политическим. Причем наша позиция, в отличие от позиции большинства фракций, далеко не всегда была консолидированной. Мы ни разу не опустились до того, чтобы перед голосованием собирать у своих депутатов карточки или принуждать кого-то голосовать «за» или «против». Иногда мы находили общие решения, когда позиция и взгляды всех «зеленых» в парламенте совпадали. По другим вопросам каждый член нашей фракции самостоятельно определялся с решением. Так было, например, при рассмотрении вопроса об отставке правительства Ющенко: половина фракции «зеленых» голосовала «за», половина — «против». Мы не приемлем диктат, и наша парламентская деятельность организована четко, но демократично. Такая позиция, на мой взгляд, вполне соответствует предвыборному лозунгу Партии зеленых: политики занимаются демагогией, а мы — конкретными делами. Мы готовы отчитаться перед избирателями о сделанном, готовы объяснить мотивы любого голосования и решения. Наша деятельность — это и есть публичная, прозрачная и открытая политика, которая не предполагает ни «подковерных заговоров», ни «закулисных торгов», ни «баррикадного выяснения отношений». Я уверен: следующие выборы докажут, что именно такая «экологически чистая» политика нужна сегодняшней Украине.