Два месяца назад от имени фракции «Наша Украина — Народная самооборона» я встречался с координатором проектов ОБСЕ в Украине, послом Любомиром Копаем.
Наш продолжительный разговор велся в русле обоюдной обеспокоенности тем, что порядок предвыборной кампании по выборам президента Украины по-прежнему устанавливается несовершенным Законом Украины «О выборах Президента Украины», согласно которому были организованы и проведены выборы 31 октября и повторное голосование 21 ноября 2004 года. Между тем именно президентские выборы 2004 года, объявление результатов которых вызвало общеизвестные события, закончившиеся решением Верховного суда Украины об отмене соответствующего постановления ЦИК и назначением повторного голосования 26 декабря 2004 года, ярко высветили чрезвычайно важные недостатки и откровенные разногласия в действующем законодательном механизме регулирования выборов президента Украины.
Определенные нормы действующей редакции Закона «О выборах Президента Украины» были подвергнуты сокрушительной критике в предварительном и заключительном отчетах миссии ОБСЕ по наблюдению за выборами президента Украины. Все это в итоге вызвало необходимость принятия специального Закона Украины «О выборах Президента Украины» при повторном голосовании 26 декабря 2004 года», на основе которого все-таки удалось надлежащим образом организовать процесс подготовки и проведения выборов президента Украины во время повторного голосования 26 декабря 2004 года. Однако действие этого законодательного акта закончилось сразу после вступления в должность вновь избранного президента Украины.
К действующему же Закону «О выборах Президента Украины» с тех пор никто не возвращался. Таким образом, ряд чрезвычайно важных положений, которые уже были отражены в Законе «О выборах Президента Украины» при повторном голосовании 26 декабря 2004 года», перестали существовать вместе с ним, не перейдя в текст президентского избирательного закона, который, фактически, остался в редакции повторного голосования 21 ноября 2004 года. Здесь, видимо, верх взяла украинская законотворческая традиция, согласно которой избирательные законы в парламенте принимались только накануне общенациональной избирательной кампании.
В свою очередь законодатели, опираясь на незабываемый опыт организации и проведения выборов президента Украины в 2004 году, несколько предыдущих лет достаточно успешно работали над усовершенствованием Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины». Необходимость такой работы была продиктована проведением в 2006-м и 2007 годах соответственно очередных и внеочередных выборов в Верховную Раду Украины.
Кроме того, в 2006 году парламент сумел принять чрезвычайно важный, я бы даже сказал, определяющий в плане надлежащей организации выборов и референдумов в Украине Закон Украины «О Государственном реестре избирателей». Этим было положено начало создания механизма, позволяющего обеспечить прозрачный и объективный процесс составления списков избирателей, их проверки и уточнения. Ведь в течение всех отечественных избирательных кампаний именно существенные проблемы по составлению списков избирателей были едва ли не важнейшей преградой на пути справедливой и честной их организации и проведения.
В результате обсуждения с послом Копаем и экспертами ОБСЕ мы пришли к совместному выводу, что процесс усовершенствования действующего президентского избирательного закона можно провести исключительно путем наработки новой его редакции, которая в основном должна базироваться на положениях Законов Украины «О выборах народных депутатов Украины» и «О Государственном реестре избирателей». Именно это было бы прочной основой для дальнейшей унификации отечественного избирательного и референдумного законодательства и принятия в будущем единого Избирательного кодекса Украины.
Со своей стороны я пообещал наработать такого рода законопроект и внести его в установленном порядке на рассмотрение парламента. К величайшему сожалению, никаких других проектов законодательных изменений по этому вопросу никто из субъектов законодательной инициативы до сих пор не внес. Считаю, что я обязан был это сделать, поскольку во время организации выборов президента Украины в 2004 году работал в Центральной избирательной комиссии и, как никто другой, понимаю, как важно сейчас, накануне очередной президентской предвыборной гонки, усовершенствовать действующее избирательное законодательство во избежание возможного повторения аналогичного сценария развития событий в Украине.
Поэтому в течение небольшого срока наработал такого рода законопроект и в установленном порядке внес на рассмотрение Верховной Рады Украины.
Среди основных положений зарегистрированного мною законопроекта «О выборах Президента Украины» я бы выделил ряд следующих.
Бесспорно, прежде всего в нем усовершенствуются система составления списков избирателей, их проверки и уточнения, а также отдельные аспекты обжалования избирателями неточностей данных в списках избирателей. Эта система базируется на положениях Закона Украины «О Государственном реестре избирателей», которая должна облегчить процесс составления списков избирателей, работу с ними избирательных комиссий, а следовательно, обеспечить гражданам более удобный способ реализации активного избирательного права. Согласно недавним решениям и соответствующим официальным заявлениям, Центральная избирательная комиссия наконец-то завершила процесс подготовки Государственного реестра избирателей для его полноценного внедрения во время организации выборов президента Украины. Поэтому закрепление этого механизма в профильном законе чрезвычайно важно и целесообразно.
Опыт нескольких последних предвыборных кампаний дает возможность сделать вывод о неэффективности института открепительных удостоверений. Положительные результаты обеспечения права граждан на свободное передвижение значительно меньше того вреда, который потенциально может нанести результат совокупного волеизъявления граждан вследствие манипуляций и злоупотреблений открепительными удостоверениями, как это, к сожалению, произошло во время повторного голосования на выборах президента Украины в 2004 году. Именно поэтому предлагается исключить этот институт из избирательного законодательства по выборам президента Украины.
С целью недопущения злоупотреблений во время голосования граждан за пределами помещения для голосования проектом предложена более совершенная система организации голосования по месту пребывания избирателя. Ведь норма действующего закона, предусматривавшая исключительным основанием для организации голосования избирателя по месту его пребывания только заявление, поданное в участковую избирательную комиссию, повлекла во время предыдущих выборов президента Украины в отдельных регионах необоснованное количество таких заявлений накануне дня голосования. В проекте же закона предлагается, чтобы, кроме заявления, избиратель, желающий проголосовать по месту пребывания, предъявлял пенсионное удостоверение или справку медико-социальной экспертной комиссии (либо заверенные в установленном порядке их копии).
Проектом использованы подходы Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» к образованию территориальных избирательных округов и избирательных участков. В частности, рационализирован способ образования избирательных участков зарубежного избирательного округа во избежание случаев, аналогичных тем, что имели место во время предыдущих президентских выборов. Тогда по надуманным причинам и с определенной продуманной целью была попытка образовать более четырехсот дополнительных избирательных участков зарубежного избирательного округа на территории ряда значительно удаленных, а следовательно, практически неконтролируемых населенных пунктов Российской Федерации.
Предложен усовершенствованный механизм формирования избирательных комиссий, который будет способствовать более эффективной их деятельности при сохранении реализации принципа равенства всех кандидатов на должность президента Украины. Речь идет о том, что действующая редакция закона предполагает возможность представительства в составе территориальных и участковых избирательных комиссий по два лица от каждого кандидата в президенты Украины. Однако практика предыдущей президентской избирательной кампании, когда были зарегистрированы двадцать четыре кандидата в президенты Украины, показала, что вследствие этого избирательные органы часто оказываются громоздкими и малодейственными. Учитывая изложенное, в законе предлагается решить эту проблему путем уменьшения представительства от кандидатов в составах комиссий до одного лица.
Установлена также градация количественного состава участковых избирательных комиссий в зависимости от размера избирательного участка.
Что же касается повторного голосования, то в отличие от действующего закона, согласно которому его организацию осуществляют территориальные и участковые комиссии в том же составе, в котором организовывали первый тур голосования, — законопроект предусматривает формирование новых их составов в равном количестве от кандидатов, внесенных в бюллетень для повторного голосования.
В законопроекте также изменены требования к кандидатурам на должности членов территориальных и участковых избирательных комиссий. В частности, если, согласно действующей редакции закона, в состав соответствующей территориальной или участковой избирательной комиссии может быть включено лицо, проживающее на территории этого избирательного округа, то в законопроекте предлагается установить к такому лицу исключительно требование проживания на территории Украины и наличия права голоса.
Исходя из негативного опыта работы отдельных избирательных комиссий во время избирательной кампании выборов президента Украины 2004 года, обусловленный несовершенным правовым регулированием их деятельности, предложены более эффективные процессуальные нормы деятельности избирательных комиссий. В частности, более подробно расписаны процедуры ведения и заполнения избирательной документации, принятия решений комиссиями, передачи, получения и транспортировки избирательных бюллетеней, протоколов избирательных комиссий и других документов. Исключены из законопроекта полномочия избирательной комиссии лишать права присутствия на заседании комиссии официальных наблюдателей, кандидатов на должность президента Украины, их доверенных лиц, представителей средств массовой информации и других особ, поскольку печальный опыт применения этой нормы во время предыдущей президентской избирательной кампании свидетельствует о многочисленных злоупотреблениях комиссий таким полномочием.
Дополнительной гарантией обеспечения прозрачности, открытости и гласности избирательного процесса в законопроекте является введение института наблюдения за избирательным процессом со стороны общественных организаций, к уставной деятельности которых относятся вопросы избирательного процесса и наблюдения за ним.
Предлагается ликвидировать институт сбора подписей в поддержку кандидата на должность президента Украины как неэффективный, нецелесообразный и не обеспечивающий поставленной перед ним законодателем цели и провоцирующий неоднозначное его восприятие субъектами избирательного процесса. Более того, проверка собранных подписей Центральной избирательной комиссией требует больших затрат времени, человеческих и материальных ресурсов, что на практике отвлекает ее от выполнения основных полномочий по организации подготовки и проведения избирательной кампании. Как следствие — процесс сбора и проверки подписей в поддержку кандидата на должность президента Украины превращается в сплошную профанацию, чем дискредитирует сам избирательный процесс по выборам президента Украины.
Проект предлагает сохранить институт денежного залога как единственное основание для регистрации кандидата в президенты Украины, увеличив при этом ее сумму с 500 тысяч до двух миллионов гривен.
Кроме обеспечения этих дополнительных поступлений в Государственный бюджет Украины, проект одновременно преследует цель существенным образом уменьшить бюджетные затраты на финансирование предвыборной агитации кандидатов на должность президента Украины. В частности, предлагается уменьшить время предвыборной агитации через центральные электронные (аудиовизуальные) средства массовой информации и полностью исключить финансирование таких форм агитации из Государственного бюджета Украины на уровне региональных СМИ. Целесообразным считается предложение печатать предвыборные программы кандидатов на должность президента Украины на выбор только в одном из государственных центральных печатных средств массовой информации.
Проведение предвыборных теледебатов за средства Государственного бюджета Украины предлагается оставить только при назначении повторного голосования между кандидатами на должность президента Украины, включенными в избирательный бюллетень.
Также в законопроекте значительно усовершенствован процесс обжалования решений, действий и бездеятельности субъектов избирательного процесса по аналогии к соответствующим нормам Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» и Кодекса административного судопроизводства.
Исходя из опыта деятельности Центральной избирательной комиссии на этапе установления результатов выборов, целесообразно считается уменьшить с пятнадцати до семи дней законодательно закрепленное время на подсчет голосов избирателей и подведение окончательных итогов избирательной кампании выборов президента Украины.
Надеюсь, внесенный мною законопроект станет хорошим стимулом для начала активной работы над наработкой и внесением изменений в действующий Закон Украины «О выборах Президента Украины», которая, по моему глубокому убеждению, должна начаться сразу после назначения Верховной Радой Украины даты выборов президента Украины. Если этого не сделать, то избирательный процесс будет организовываться на старой законодательной базе, внести изменения в которую на избирательном марше будет невозможно, что может, опять-таки, привести к нежелательным последствиям во время проведения и — особенно — установления результатов выборов президента Украины.