UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНА НЕ ОСИЛИТ «СТАРТ-1» БЕЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ

Сегодня не секрет, что еще до ратификации украинским парламентом Договора о нераспространении яд...

Автор: Анатолий Мураховский

Сегодня не секрет, что еще до ратификации украинским парламентом Договора о нераспространении ядерного оружия руководство государства, учитывая реальное положение в частях ракетных войск стратегического назначения Украины, принял решение относительно начала работ по сокращению и ликвидации ядерного оружия. В течение 1993 — 1994 гг. было снято с боевого дежурства 40 межконтинентальных баллистических ракет РС-18 (согласно американской классификации — СС-19). В соответствии с трехсторонним заявлением президентов Украины, Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации от 14 января 1994 года проведено деактивацию (существенное снижение степени боеготовности) 46 суперсовременных межконтинентальных баллистических ракет РС-22 (согласно американской классификации — СС-24). Кроме того, в этот период вывезено на заводы Российской Федерации для утилизации более 300 ядерных боевых зарядов.

С января нынешнего года Украина вступила в фазу активной подготовки к выполнению широкомасштабных ликвидационных работ, предусмотренных «Стартом-1». В этом отношении есть уже о чем говорить. Завершается строительство хранилищ для безопасного и долговременного хранения компонентов ракетного топлива. Проводятся испытания наиболее прогрессивных технологий уничтожения шахтных пусковых установок. Отрабатываются механизмы оценки технологического состояния и рекультивации земель в районах проведения ликвидационных мероприятий. Продолжаются закупки необходимых материально-технических средств и специального оборудования.

Безусловно, достижение всех этих рубежей было бы невозможным без специальных финансовых инъекций в нашу скудную государственную казну со стороны ряда государств.

Какова же роль международной финансовой помощи в судьбе «Старта» на украинской земле?

На вопросы «ЗН» отвечает начальник Центра административного управления войсками стратегических ядерных сил МО Украины полковник Александр СЕРДЮК:

— Хочу подчеркнуть, что весомую помощь Украине в решении проблем ядерного разоружения предоставили и продолжают предоставлять Соединенные Штаты Америки. В ходе кропотливых диалогов на уровне официальных делегаций и экспертных оценок удалось найти наиболее эффективные способы и формы использования помощи, предоставляемой США. Удалось фактически решить финансовые и технические вопросы, связанные с непосредственной ликвидацией стратегического ядерного оружия. Наиболее сложной в этом ключе стала для Украины проблема обеспечения социальной защиты военнослужащих стратегических ядерных сил. Наиболее острая и сложная ее сторона — обеспечение жильем.

Затраты на жилищное строительство предусмотрены в размере около 60 млн. долларов США при условии, что строительство проведут украинские стройорганизации. Жилищное строительство инофирмами — значительно дороже. И все же целевое выделение такой суммы, учитывая сложную экономическую ситуацию в стране, не по силам не только военному ведомству Украины, но и государству в целом.

Согласно действующему законодательству военнослужащий не может быть уволен в запас без предоставления ему постоянной жилплощади в соответствии с существующими нормами. Министерство обороны просто обязано, и оно делает это, обеспечить офицеров и прапорщиков РВСН жильем. С учетом того, что около 2,5 тысячи ракетчиков не имеют квартир, проблема сокращения стратегического оружия обременена не столько технологическими трудностями, сколько трудностями социальными.

— Александр Иосифович, как известно, США разделяют нашу обеспокоенность этой проблемой. Американские деньги уже используются для жилищного строительства 195 квартир в Хмельницком и 251 коттеджа в Первомайске. Значит, движение к лучшему все-таки есть?

— Да, мы очень признательны Соединенным Штатам за такое понимание и поддержку. Мы достигли договоренности о том, что наши военнослужащие будут обеспечиваться жильем параллельно проведению ликвидационных мероприятий. С таким учетом, чтобы ко времени завершения сокращения одного боевого ракетного комплекса завершалось строительство 140 квартир. В целом же потребности в жилье для военнослужащих, которые будут сокращены вследствие проведения первого этапа ликвидации стратегических ядерных вооружений, а это к концу 1998 года 130 шахтных пусковых установок ракет РС-18, составляют 1820 квартир.

Мы рассчитываем, что в течение 1995 года своими силами построим 200 квартир. Сделать это будет чрезвычайно трудно.

— Принимая решение ликвидировать третий в мире ракетно-ядерный арсенал и приобрести безъядерный статус, Украина рассчитывала на то, что мировое сообщество достойно оценит этот шаг. Наверняка руководство страны рассчитывало не только на политическую поддержку, но и на серьезную экономическую помощь?

— Хочу с уверенностью сказать, что наши надежды отчасти оправдались и нашли свое отражение в Совместном заявлении правительств Бельгии, Канады, Дании, Финляндии, Франции, ФРГ, Италии, Японии, Нидерландов, Норвегии, Испании, Швеции, Великобритании и США. Эти государства 15 ноября 1994 года выразили готовность совместно с Европейским Союзом оказать Украине помощь на общую сумму более 2234 млн. 386 тыс. долларов США «...в целом ряде областей: как помощь непосредственно на демонтаж, так и помощь для компенсации социальных, природоохранных и других затрат Украины, которые она несет в связи со своим решением быть государством, которое не владеет ядерным оружием».

Однако, по состоянию на конец апреля этого года, только США, окончательно определились со своей помощью.

Среди полностью определившихся — ФРГ, Япония, Канада, Нидерланды и Норвегия. Германия взялась за отработку и испытание технологий ликвидации ШПУ, Япония предоставит нам оборудование для усовершенствования системы учета и физической защиты ядерных материалов, поможет нам медицинским оборудованием. Для решения экологических задач в ходе ликвидационных мероприятий специальное оборудование предоставит Украине Канада. Нидерланды и Норвегия также окажут помощь медицинским оборудованием.

Анализ международных проектов, которые уже реализуются в Украине в русле ликвидации ядерного оружия, свидетельствует о том, что некоторые государства недооценивают важность эволюционного шага Украины в отношении ракетно-ядерного оружия и не чувствуют неразрывность технических и социальных проблем. В то время, когда существует четкая определенность сроков ликвидации стратегического оружия и сокращения воинских частей, нерешенность жилищной проблемы значительно осложняет морально-психологический климат среди тех, кто обслуживает ядерное оружие, обеспечивает его безопасность и, в конечном итоге, будет уволен в запас. Этот факт нельзя недооценивать, ибо остается опасность перерастания проблемы из социальной в политическую, что не лучшим образом скажется на всем процессе ядерного разоружения.

Украина надеется, что государства-участники Совместного заявления останутся верными своим намерениям и будут способствовать движению человечества к безъядерному миру, тем более, что нереализованных форм сотрудничества остается множество. Это помощь в строительстве жилья для ракетчиков, в создании новых рабочих мест для военнослужащих, которые будут уволены в результате расформирования воинских частей. За всем этим стоит еще один политический результат — укрепление доверия со стороны Украины к государствам-участникам Совместного заявления в их стремлении относительно придания отношениям Украины с ее западными партнерами «нового качественного измерения с сосредоточением внимания на политических и экономических вопросах, а также углублении интеграции Украины в западные структуры».