UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина в "транзитной зоне"

Если посмотреть на представленный недавно отчет Freedom House "Нации в переходный период", то увидим, что Украина - не единственное государство, которое в течение нескольких лет демонстрирует положительный тренд. Стремится построить устойчивые демократические институты и в целом ориентируется на европейские стандарты.

Автор: Александра Матвийчук

Если посмотреть на представленный недавно отчет Freedom House "Нации в переходный период", то увидим, что Украина - не единственное государство, которое в течение нескольких лет демонстрирует положительный тренд. Стремится построить устойчивые демократические институты и в целом ориентируется на европейские стандарты. Успех на этом пути важен не только для Украины. Он, безусловно, повлияет на весь регион, где свобода в отдельных местах сворачивается до размеров тюремной камеры. Это обязывает честно и ответственно относиться к вызовам, из-за которых мы на этом пути пробуксовываем.

Первый вызов - реформы. После Революции достоинства в стране не произошла перезагрузка политической системы и смена элит. На самом деле это многое объясняет. В частности, почему власть видит реформы скорее как смену процедур внутри корпораций и установление новой подотчетности, а не как системные изменения практики и подходов работы. Власть, как канатоходец, балансирует между необходимостью провести кардинальные реформы и стремлением сохранить контроль в условиях периодических избирательных циклов. Как следствие, проведение успешной реформы патрульной службы не синхронизировано с изменениями в других структурных подразделениях полиции. Так, вежливо задержанный на улице новым патрульным человек будет доставлен в отделение, где его ждет старый "мент". Реформа судебной системы только началась, и то, что мы имеем на данный момент, является, скорее, ее имитацией. Темпы реформирования постепенно снижаются, и в некоторых сферах, как, скажем, в прокуратуре, наблюдается обратный процесс. Власть не рассматривает рисков реванша прежнего режима, который в случае победы на выборах получит рычаги влияния, которые нынешняя власть сохраняла для себя. А также недооценивает преимуществ транспарентной модели управления, которая приводит как к общему экономическому развитию, так и к личному. Что, в конце концов, перекроет потери чиновников, когда они на самом деле решат "жить по-новому".

Второй вызов - война. В ответ на российскую агрессию власть прибегает к вынужденным, часто запоздалым и не всегда пропорциональным ограничениям прав человека. То есть цель их ясна, а методы внедрения - неправильные. Господствующая риторика приводит к тому, что даже непропорциональные ограничения общество поддерживает. И тогда мы получаем ситуацию, когда устоявшиеся практики работы, помноженные на широкие полномочия СБУ, приводят к правовому беспределу. Парадоксально, но граждане Украины готовы добровольно отдать власти то, за что боролись во время Евромайдана - свободу слова, свободу мирных собраний, свободу от дискриминации. И тут важно вспомнить, что в этой войне мы не просто защищаем свои территории. Мы также защищаем свои ценности, т.е. избранную нами модель взаимодействия власти и людей в их пределах. Перспектива выиграть войну и для этого самим превратиться в Россию не имеет никакого смысла. Напротив, отстаивание демократических ценностей является самым большим ударом по авторитарной России в стратегической перспективе. На практике это должно проявляться не в банальных запретах и ограничениях, а в приложении усилий к созданию асимметричных действий, вроде проведения образцовой государственной политики к вынужденным переселенцам, преобразования освобожденных территорий в привлекательную для людей "витрину" демократической Украины и пр.

И третий вызов. Украина только учится защищать своих граждан. И, в частности, тех, что проживают на оккупированной территории - в Крыму и Донбассе. По разным подсчетам, это около 5 млн чел. По численности - население Дании. Понятно, что украинское государство ограничено в возможностях защиты их прав и свобод. Но даже это обстоятельство не может служить оправданием для уклонения власти от выполнения своих обязательств перед своими гражданами. Замалчивать проблемы или маркировать всех людей, оставшихся один на один с оккупантами, штампами типа "вата", "сепаратисты" - крайне неправильно. Отсутствие продуманной политики к оккупированным территориям сегодня может в будущем существенно осложнить реинтеграцию этих территорий в состав Украины, которая рано или поздно обязательно произойдет. Необходимо перевести на язык практических действий слова Олега Сенцова "Моя страна меня НЕ бросит". Украина должна посылать людям четкий сигнал, что она за них борется.

Поэтому наша страна до сих пор находится в "транзитном периоде". И это довольно опасно. Действует инерция возврата к авторитаризму, что проявляется в различных симптомах. На руку этому играет порой просто безответственное отношение властной элиты к вызовам. А противостоит - активное гражданское общество. Тысячи обычных людей в этот сложный период взяли ответственность за развитие страны на свои плечи. Эти люди, по сути, выполняют государственные функции в различных сферах, без всяких на то ресурсов или полномочий. Вопрос, поможет ли эта "энергия Евромайдана" сделать качественный скачок и выйти из "зоны турбулентности", для мира остается открытым.