UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина и стратегические перспективы Европы: ответ "евроскептикам"

Стратегический выбор Украины стимулирует евроинтеграционные устремления ряда других стран постсоветского пространства, что позволяет Евросоюзу укреплять свои позиции во всем регионе Восточной Европы и Причерноморья.

Авторы: Владимир Горбулин, Евгений Бершеда

Оппоненты европейской интеграции Украины традиционно противопоставляют приближение Украины к Европейскому Союзу - отношениям Киева с Российской Федерацией и Таможенным союзом. В последние годы к ним присоединились те политики и эксперты, которые предлагают Украине оставаться в стороне как от Европейского, так и Таможенного союзов. Противников европейского выбора Украины объединяют ссылки на "кризис евроинтеграции", ожидание "упадка" и даже "распада" Европейского Союза.

В очерченном контексте считаем целесообразным напомнить о некоторых тенденциях и событиях, связанных с движением Евросоюза путем углубления евроинтеграции, вплоть до постепенного создания беспрецедентного для европейской истории феномена демократической сверхдержавы с соответствующими учреждениями, возможностями и амбициями.

Именно учитывая такую перспективу, следует рассматривать природу не только сложности дальнейшего развития евроинтеграции, но и изменений, происходящих в подходах Евросоюза к развитию внешних отношений как таковых, и отношений с Украиной, в частности.

Ведь, несмотря на всю проблематичность этих отношений, трудно не заметить стратегически взвешенного движения в направлении сближения на базе подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации и углубленной зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.

Причем опосредствованным, но довольно надежным признаком возможности успешного завершения этого процесса является неустанный рост активности Российской Федерации и определенных сил внутри Украины с целью привлечения ее в Таможенный союз или, как минимум, "замораживания" сближения Киева и ЕС.

В конце 80-х прошлого века, получив преимущества от 30-летней экономической интеграции в виде создания целостной системы, построенной на едином внутреннем рынке и экономическом и валютном союзе, страны-члены ЕС почувствовали необходимость дополнить чрезвычайную экономическую мощь и влияние Европейских сообществ политическими возможностями. Ситуация обострялась тем, что США активно развивали диалог с СССР, преимущественно без привлечения стран Европы, в том числе самых влиятельных.

Ответом Брюсселя на эти вызовы было заключение в 1992 г. Договора о Европейском Союзе (Маастрихтского договора), второй опорой которого стала совместная внешняя политика и политика безопасности. Амстердамский договор (1997 г.) ввел должность Верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, а вступление в силу с 1 января 2009 г. Договора о реформе ЕС (Лиссабонского договора) фактически предоставило Евросоюзу статус полноценного субъекта международного права - глобального "квазигосударства", осуществляющего общую внутреннюю и внешнюю политику.

Не случайно, анализируя современные процессы, связанные с углублением евроинтеграции, некоторые эксперты прибегают к поиску прецедентов из европейской истории, упоминая добровольность во время формирования и четкое распределение функций между центром и регионами в Швейцарской Конфедерации. Пример этой страны свидетельствует, что широкая компетенция кантонов, действующих по собственным конституциям, не мешает централизации внешней политики и политики безопасности.

Наряду с введением должности постоянного президента Европейского Совета и созданием Европейской службы внешнеполитической деятельности, Лиссабонский договор предусматривает дополнительные обязательства стран-членов в области энергетической политики и политики обороны. В частности, в случае, если государство Евросоюза становится жертвой агрессии, другие его члены обязаны предоставить помощь и поддержку всеми возможными средствами.

Вступление в силу Лиссабонского договора разрешило ЕС, опираясь на дальнейшую консолидацию стран-членов, значительно развить свою действенность и упростить механизмы управления, а усиление парламентской составляющей укрепило европейскую демократию.

Недавние вызовы в сферах экономики и финансов Греции, Кипра и некоторых других странах Евросоюза стали следствием несостоятельности на национальном уровне, но ответы на них были найдены именно благодаря солидарности и взаимопомощи стран Евросоюза - общими усилиями всех его членов. Вряд ли их конструктивные наработки являются признаком "слабости ЕС" и "упадка евроинтеграции"...

Европейский Союз продемонстрировал способность к быстрому и масштабному реагированию на кризисные ситуации, когда в затруднительных обстоятельствах и в сжатые сроки были приняты стратегически важные решения, в том числе связанные с дальнейшим углублением евроинтеграции, в частности, в сфере бюджетной и банковской политики. Мир стал свидетелем того, что ЕС фактически выступает гарантом экономической безопасности всех и каждого из его членов и стремится обеспечить стабильность приемлемых для них и Евросоюза в целом условий экономического развития.

В связи с тем, что экономическая безопасность стала одним из важнейших компонентов международной безопасности, формирование и реализация общей внутренней и внешней политики Европейского Союза превратили его в ведущего игрока в обеспечении стабильности на континенте. Более того, добровольность делегирования со стороны государств, вступивших или вступающих в Евросоюз, части суверенитета общим органам управления, наряду с другими факторами, разрешает Европейскому Союзу играть новую для современной геополитики роль коллективного европейского и мирового лидера.

Недавним примером динамизма Евросоюза и наличия у Брюсселя стратегического подхода к противодействию глобальным вызовам стало обнародование в феврале 2013 г. в совместном заявлении европейских и американских лидеров намерений относительно заключения всеобъемлющего соглашения о торговом и инвестиционном партнерстве между ЕС и США, экономики которых вместе формируют приблизительно половину мирового производства.

Украина приобщилась к евроинтеграционному пространству вскоре после обретения ею независимости. Причем на распад бывшего СССР, Совета Экономической Взаимопомощи и Варшавского договора и на европейский выбор всех без исключения членов этих объединений, а также бывших советских республик Прибалтики, Украины, Молдовы и Грузии, не могло не повлиять последовательное становление на Европейском континенте демократической альтернативы принудительному удержанию под непосредственным управлением или в зоне контроля Москвы.

Показательно, что и отсчет функционирования Европейского Союза, и принятие Верховной Радой Украины постановления "Об основных направлениях внешней политики Украины", в которой перспективной целью внешней политики Украины впервые определено членство в Европейских сообществах, приходятся на один и тот же - 1993-й год.

Провозглашение Украиной этой цели и ее последующее законодательное закрепление стало свидетельством поддержки европейской интеграции большой европейской страной и, фактически, конкретным вкладом Украины в дальнейшее развитие этого процесса, с предоставлением ему истинно общеевропейского характера. Стратегический выбор Украины стимулирует евроинтеграционные устремления ряда других стран постсоветского пространства, что позволяет Евросоюзу укреплять свои позиции во всем регионе Восточной Европы и Причерноморья.

Безусловно, решение вопроса о будущем членстве Украины в ЕС, как и вопрос интеграции других стран, находится на пересечении подходов к этому сторонников углубления евроинтеграции и расширения Евросоюза. Вместе с тем, "украинский феномен", со всеми его плюсами и минусами, выделяется своим стратегическим измерением.

Учитывая большой и разнообразный потенциал Украины, дальнейшая активизация ее участия в процессе европейской интеграции как одного из его субъектов, даже еще до вступления Украины в ЕС, в условиях динамических изменений в глобальном "пасьянсе" способна существенно усилить геополитическую конкурентоспособность Евросоюза, в частности в отношениях с такими соседями из Евразии как Россия, Китай и Индия, а также с США.

С другой стороны, учитывая усиление зависимости стран от доступа к участию в глобальных процессах и изменениях, интеграция с Евросоюзом позволяет Украине получить реальные возможности для продвижения через механизмы ЕС своих национальных интересов на европейском и мировом уровнях.

Пример отношений ЕС с сориентированной на членство в нем Турцией убедительно свидетельствует о преимуществах, которые получают обе стороны. Распространение этого опыта на Украину позволит Евросоюзу дополнить турецкую еще и украинской опорой своего присутствия в стратегически важном регионе.

К конкретным предпосылкам эволюции в отношении к будущим связям и взаимному сближению Украины и ЕС в определенной степени принадлежит вступление в него западных и юго-западных соседей Украины, а также трех бывших республик СССР.

В Евросоюз вошли пять европейских государств (Литва, Польша, Словакия, Венгрия, Румыния), в составе которых в разные времена находились украинские земли.

Мирной геополитической революцией в Балто-Черноморском регионе создан исторический прецедент, когда волна расширения Евросоюза пересекла не только бывшие границы СССР, но и определенные внутриконтинентальные цивилизационные границы. В состав ЕС входят пять стран (Польша, Словакия, Чехия, Болгария, Словения и Хорватия - с 01.07.2013 г.) с населением преимущественно славянского происхождения и четыре государства (Греция, Кипр, Болгария, Румыния), в которых самой распространенной религиозной конфессией является православие.

Таким образом, помня о влиянии соседей на историческую судьбу стран Европы, следует отметить, что самый большой по численности населения и экономическому потенциалу, самый развитый в политической, экономической и технологической сферах и вместе с тем цивилизационно близкий сосед Украины впервые находится на ее западных границах.

Причем парафирование и дальнейшее движение к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС можно квалифицировать, в частности, и как проявление видения Украины Евросоюзом, модифицированным членством в нем ряда соседних с нашим государством и цивилизационно и исторически родственных с ней стран.

И к тому же, складывается впечатление, что после введения в действие Лиссабонского соглашения и возросшего осознания Евросоюзом своих внешнеполитических и безопасностных возможностей и приоритетов у европейских лидеров усилилось понимание ответственности за международную безопасность и стабильность, а также рисков и преимуществ, связанных с выбором той или иной модели отношений с Киевом.

Учитывая то, что Украина одновременно принадлежит к Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе, а также масштабы экономического сотрудничества и историческую близость Украины и России, подписание в запланированные сроки Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС создало бы условия для окончательной ликвидации самой возможности возобновления искусственных барьеров в той части континента, которая входила в бывший СССР или находилась под его контролем. Стало бы возможным навсегда избавиться расположения Украины между Европой и Россией и противопоставления Европы - России.

То, что, став независимой, Украина постепенно дополняет свою географическую, историческую и цивилизационную принадлежность к Европе определенными политическими, экономическими и энергетическими составляющими, не может противоречить интересам России как государства европейской культуры и одного из мировых игроков, непосредственно заинтересованных в безопасности и стабильности на континенте.

Сближаясь с Украиной на основе Соглашения об ассоциации, Европейский Союз может стать намного более близким и более понятным для России, что в конечном итоге будет способствовать реализации амбициозного геополитического проекта "Большой Европы".

Вместе с тем, окончательно избавившись от ожиданий возможной реинтеграции Украины, Москва будет вынуждена переопределиться в геополитических координатах, с учетом неуклонного роста влияния соседнего Китая. На смену традиционной для России "единоличной" стратегии может прийти активизация поиска общих геополитических интересов с Евросоюзом и США.

Новое наполнение украинского вектора внешней политики Евросоюза сможет со временем положительно сказаться на стратегически важных для международного сообщества украинско-русских отношениях, способствуя дальнейшему формированию равноправного партнерства между Украиной и Российской Федерацией.

С политическим утверждением европейской перспективы у Украины, не унаследовавшей менталитет СССР и отказавшейся от конфронтационных подходов во внешней политике, будет усиливаться собственное положительное поле влияния, будут возрастать роль и ответственность на континенте и за его пределами.

Трудно представить стабильную Европу без стабильности в каждой европейской державе. Однако угроза стабильности больше ощущается в новых, еще недостаточно окрепших независимых государствах, которые одновременно со становлением государственности переживают период радикальных экономических и политических реформ.

Беспокоясь о европейской и международной безопасности и стабильности, в Украине руководствуются общими интересами распространения на нее европейских стандартов в сфере экономики, политики и безопасности. Хотя Европейский Союз постоянно предоставляет весомую политическую и финансовую поддержку трансформационным процессам в Украине, ход и последствия осуществляемых в стране реформ, как известно, остаются неоднозначными.

Процесс рыночных преобразований не сопровождался соответствующей социальной стратегией и весьма растянулся во времени. В сложившихся условиях социальная безопасность экономических реформ должна трансформироваться в один из важнейших приоритетов общественного развития. Ведь основные вызовы формируют не реформы как таковые - их формирует нехватка реформ, непоследовательность и некомплектность их проведения, что, наряду с субъективными причинами, стало последствием недостаточного опыта у государства, а также "недостатка определенности" в "ответе" Брюсселю на европейские стремления Киева.

В Украине осознают не только состояние ее готовности ко вступлению в ЕС, усматривая в нем общий стратегический интерес, но и необходимость дополнительной политической поддержки Брюсселем украинского выбора. В случае получения такой поддержки перспективная модель социально-экономического развития Украины, с четкими задачами в виде конкретных стандартов ЕС и испытанной соседями модели их достижения, стала бы одним из важных ориентиров стратегии развития и самого Европейского Союза.

Особого внимания заслуживает общность интересов Украины и ЕС относительно трансевропейских проектов, прежде всего энергетических и транспортных. Фактически, речь идет об инфраструктуре, которая одновременно служит материальной основой европейской интеграции как таковой и Украины и ЕС, в частности.

Интеграция Украины с Евросоюзом обеспечивает не только расширение границ общего рынка. Она выступает в роли активного фактора создания на континенте нового качества архитектуры безопасности, имеющей комплексный характер и измерения (экономическое, политическое, военное, гуманитарное).

Распространение на Украину зоны безопасности и стабильности Евросоюза будет сопровождаться ростом экономической, энергетической и все более актуальной, в глобальном измерении, аграрной мощи Украины, и таким образом и объединенной Европы. Причем за счет не только европейских, но и азиатских, российских и американских инвестиционных ресурсов.

Предоставив перспективу членства Украине, Евросоюз может завершить преодоление исторической традиции недоверия и подозрений на континенте, как это уже произошло или происходит во время решения проблем межнациональных отношений внутри стран-кандидатов и в отношениях между ними и странами-соседями.

Безусловно, с одной стороны, масштабность и геостратегическая роль Украины усложняют ее интеграцию с ЕС, а из другой, в случае ее успешного завершения, создают предпосылки для кардинального изменения безопасностной ситуации в регионе Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы, на континенте в целом и за его пределами.