UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина-2041: полвека независимости

Быть или не быть Украине? И что делать для того, чтобы быть

Автор: Ульяна Кащий

От редакции: Мир мучается токсикозом от зарождающихся глобальных перемен. О том, каким он родится через десятилетия, сегодня пишут маститые журналисты, политологи, футурологи… и никто не знает точного ответа. А раз не знает, то почему не взглянуть на него тем, кому его творить, кому в этом будущем мире жить и потом его воспитывать?

Стипендиальная программа «Завтра.UA» Фонда Виктора Пинчука 15 лет поддерживает не просто ярко успевающих, а и граждански активных студентов. В год 30-летия Независимости Украины «Завтра.UA» объявила среди своих выпускников конкурс эссе на тему «Украина-2041 — полвека Независимости». Какой будет наша страна спустя 50 лет со дня официального рождения? Вы не пробовали сложить этот сверхсложный пазл?

В любом случае найдите время прочесть эссе победительницы — Элизы Шигаповой. Безусловно, достойно внимания и видение Украины через 20 лет Андреем Круглашовым.

А работу Ульяны Кащий, занявшую третье место, ZN.UA сегодня представляет вашему вниманию. Мы опубликовали бы ее, даже если бы жюри присудило ей сотое место. Почему? Потому что она о нас сегодняшних, — убивающих завтра нашей страны!

Вот именно эта девочка, простите, — Ульяна Любомировна, — спасающая людей, валящаяся с ног, как и старшие коллеги, на гребне очередной ковидной волны заглянула в корень вопроса «Быть или не быть Украине? И что делать для того, чтобы быть?»

Что делает человека мыслящим, свободным, ответственным, защищенным, креативным, полезным, милосердным? Знания!

Что делает страну конкурентоспособной, сильной, удобной для жизни и самореализации? Качественно образованное население.

Есть ли у нас будущее, если мы не поймем то, о чем пишет в своем эссе Ульяна Кащий?

Украина-2041: полвека независимости

Говоря об Украине через 20 лет, хочется сказать, что мне видится целостное, мирное, цветущее государство — с инициативной молодежью, сильной экономикой и справедливой политикой. Но это была бы ложь. Возможно, меня подводит мое зрение. Больше того, я хочу, чтобы оно меня подводило. И я не уверена, что в 2041 году вообще вижу свою любимую Украину.

Позвольте объяснить вам, на чем базируется такой пессимистичный прогноз.

Пандемия. Уже два года мы не видим на улицах лиц друг друга, теряем запахи и вкусы жизни, не нуждаемся в том безвизовом режиме, за который тяжело боролись. И наконец появляется то, что нас спасет и позволит вернуться к жизни без карантина, о которой мечтаем. Вакцина. Одна за другой они начинают спасать многие страны. Но Украина отказывается от спасения. Вакцинируется лишь малая часть населения, изготавливаются фальшивые сертификаты, а в кабинетах вакцинации предлагают выбор — ввести препарат или вылить его.

2014 год. Большой процент украинцев поднимается против европейского направления, напрасно надеясь на дружбу с ближним соседом. Начинается война, и Украина теряет часть себя и часть украинцев.

Реформы. Люди отказываются от медицинской реформы, отстаивая руины устройства, оставленного советской властью. Люди отвергают закон о языке, утверждая, что это насильственное принуждение украинцев… говорить на украинском?!

Кажется все, даже наименьшие победы, добытые Украиной, достаются вследствие тяжелой и продолжительной борьбы… с самими украинцами.

Так почему же я боюсь, что Украина может исчезнуть? Конечно, не из-за малого количества вакцинированных граждан, войны с Россией или отказа от реформ. Она исчезнет из-за отсутствия образования. Потому что за отсутствием желания прививаться, сопротивлением вступлению в ЕС или отказом от изменения системы могут скрываться сотни причин: страх, неуверенность в будущем, желание оставить все как есть. И все они сводятся к одному — необразованности.

Но разве только в Украине?

Скажите мне, каким вы видите будущее мира? От чего может наступить тот самый его «конец»? Большинство сразу подумает о технологиях, искусственном интеллекте, роботизации общества. Но самый пугающий и вместе с тем самый возможный для меня сценарий — мы исчезнем из-за необразованности человечества. Информация есть, она повсюду. Только читай, смотри, интересуйся! И вот где проблема. Когда информация повсюду и за нее не надо бороться, зачем она нужна? Кому она нужна? Никому.

Именно это происходит сейчас в Украине. И, боюсь, через 20 лет, если ничего не изменить, мы не будем гулять по Киеву в самых красивых вышиванках и не будем петь украинские народные песни. Не будем праздновать 50-летие.

Но образование нужно не только для того, чтобы уберечь Украину, но и для того, чтобы позволить ей цвести и стать такой, какой мы хотим ее видеть.

Так как же нам улучшить эту «образованность общества»? Как ни странно, начать нужно с образовательных учреждений. Потому что именно здесь мы проигрываем, опираясь не на качество учебных заведений, а на их количество. Ведь университетов, институтов, академий у нас, так сказать, «на выбор Господу».

Представьте себе, в Украине можно окончить медицинский университет и при этом не иметь никаких знаний по медицине, или быть выпускником психологического факультета и на сеансах не отговаривать клиентов от самоубийства, а подталкивать к нему.

Не поймите меня неправильно, конечно же, можно и иначе! В Украине можно стать первоклассным врачом, психологом, юристом. Но сделать это будет сложнее, чем обучаясь в лучших университетах мира, потому что учиться придется не с помощью, а вопреки работе большинства преподавателей.

Поэтому стоит приезжать учиться в Украину, если нужен диплом, сертификат или любая бумажка, свидетельствующая о квалификации. Но когда нужны именно знания — будет сложнее.

Уменьшить количество учебных заведений и повысить критерии поступления в них — то, что, по моему мнению, необходимо образовательной системе Украины. Надо уменьшить доступность обучения. В большинстве стран высшее образование — это привилегия, которая высоко ценится. Это то, ради чего люди тяжело работают и к чему искренне стремятся. Чтобы поступить в высшее учебное заведение, даже на контрактной основе, надо бороться. Нужно доказывать, что ты этого заслуживаешь. Да, образование может быть бесплатное, за счет стипендий или грантов. Но их тоже надо добыть. Своим тяжелым трудом. В то время как в Украине большинство мест в университетах — бюджетные. Практически у каждого человека есть высшее образование и, проучившись за счет государства, он, наконец, решит пойти работать не по специальности. Ну, а почему нет? Он же не боролся за то, чтобы получить образование. Так как он дальше его будет ценить?

Кроме того, нужен тщательный подход к преподавательскому составу и к способам подачи информации. Больше никаких учебников времен СССР, пособий на русском языке, изданных в России, с устаревшей информацией. Современный мир непостоянен, и меняется он быстро, поэтому мы не можем позволить себе учить тому, что больше неактуально, — старым подходам в медицине, которые больше не применяются, устаревшей информации о мировой экономике и фондовых рынках и т.п. Образовательные программы должны утверждаться не один раз на несколько лет, их надо пересматривать постоянно.

Именно поэтому мой вклад в процветание Украины связан именно с обучением и повышением его качества. Несколько лет назад я создала лекцию «Как научиться учиться» и читала ее в школах и университетах, чтобы показать, что обучение — это больше чем чтение книг. Эффективное обучение — это целый процесс, которому надо научиться. Только тогда появится то, что называется «выживание знаний», и студенты смогут использовать полученную в университетах информацию в дальнейшей жизни, а не забывать ее сразу после успешной сдачи экзамена.

Поэтому, сколько бы работы у меня ни было, меня не надо уговаривать на участие в образовательных проектах. Рассказать студентам о вакцинации и коронавирусе? Без проблем. Прочитать лекции об интересных фактах по медицине, чтобы поощрить их к учебе? С радостью. Перевести курс, научить английскому, стать приглашенным спикером на Западе — я буду всюду, где у меня появится возможность учить.

Может, это удивительно и нелогично, что врач ковидного отделения во время пандемии, рассказывая о своем вкладе в процветание Украины, говорит не о спасенных жизнях, а о преподавании. Но после окончания интернатуры, в следующем году, я планирую преподавать в медицинском университете. Нет, не просто планирую, мечтаю. Потому что знаю, что таким образом спасу больше жизней, чем работая в любой больнице.

Ведь, чтобы разрушить государство, достаточно разрушить его образование. И чтобы построить крепкую, свободную и независимую страну — тоже следует начать именно с образования.

Вот поэтому я хочу делать свой вклад в такое образование в Украине, которое сама когда-то хотела получить. Такое, каким мечтаю его видеть.