UA / RU
Поддержать ZN.ua

Центр евротрений

Почти год назад, когда президент УЕФА, максимально затягивая кардифскую интригу, медленно извлек ...

Автор: Андрей Капустин

По большому счету, специфика подготовки к проведению финала Евро-2012 в Украине должна вызывать удивление разве что у иностранцев. Скажем, у того же Платини. И если президент УЕФА смотрел когда-нибудь «Кавказскую пленницу», то не исключено, что вслед за одним из героев фильма он порой восклицает: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!...». Ведь почти год назад, когда президент УЕФА, максимально затягивая кардифскую интригу, медленно извлек из конверта лист бумаги, на котором были напечатаны два слова: «Poland» и «Ukraine», он вряд ли мог предположить, что противовесом им станет еще одно слово - «Troickyi». Хотя на самом деле все нормально. В Украине все так делается. Или почти так.

История с демонтажем ТРЦ «Троицкий» - уже давно не просто долгоиграющий сюжет из жизни чиновников и бизнесменов. Это мыльная опера, криминальный сериал, абсурдистская пьеса и фильм ужасов. К этому можно еще добавить, что страсти вокруг злополучного объекта, попавшего под раздачу после того, как Украина с триумфом выиграла Евро-2012, стали еще и проверкой эффективности и профессионализма украинской власти. Причем по всей вертикали: от президентской до местной.

Казалось бы, все предельно просто. Есть обязательства, взятые на себя Украиной по подготовке к Евро-2012. Есть условия УЕФА по поводу обеспечения безопасности болельщиков, в том числе вывод о том, что ТРЦ «Троицкий» этой самой безопасности угрожает. И что ежели украинские власти хотят видеть финальный матч чемпионата в Киеве, то недострой нужно снести.

Причем, заметьте, речь идет именно о недостроенном объекте, то есть о нагромождении бетонных конструкций, снос которых никак не может отразиться на целостности архитектурного ансамбля украинской столицы. Тем более что все споры вокруг правомочности решения о демонтаже, казалось, ушли в прошлое. Факт неизбежности сноса с осени прошлого года ни у кого не вызывал сомнения. Во всяком случае, об этом говорили все, кому не лень. От Виктора Ющенко до Леонида Черновецкого. Но получается, что власть, вместо того чтобы довести начатое до конца, в который раз тянется к пресловутым граблям.

За примерами далеко ходить не надо. Первый раз о необходимости срочно разобраться с ТРЦ «Троицкий» Виктор Ющенко публично заявил в конце прошлого года. С ним вроде бы согласились. Но 21 января глава государства вновь возвращается к этому вопросу, поскольку, как выяснилось, процесс не пошел. На 22 января Ющенко поручил правительству провести «окончательное совещание относительно компенсации инвестору». Кабмин занялся этим вопросом 24 января. Однако меморандум между властью и застройщиком подписан не был из-за неготовности документа. Зато в СМИ появилась информация о том, что компенсация «Юджину» оценивается где-то в двести миллионов бюджетных долларов. Это в свою очередь породило волну слухов о том, что чиновники нашли отменный повод для распиливания части компенсации через откаты от «Юджина».

К консенсусу вроде бы пришли
7 февраля. Высокие договаривающиеся стороны в лице Министерства по делам семьи, молодежи и спорта, Национального агентства по вопросам подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу, Киевской городской государственной администрации, Федерации футбола Украины и ООО «Юджин» подписали меморандум о том, что «Троицкий» будет демонтирован до 1 июня. В тот же день вице-премьер Васюник заявил, что КГГА вместе с Кабмином и «Юджином» должны до 10 февраля образовать рабочую группу для определения компенсации.

8 февраля к процессу вновь подключается Виктор Ющенко, который на заседании Координационного совета по подготовке к Евро-2012 заявил: «Необходимо, чтобы кто-то пришел с киркой и разломал этот объект». Добавив при этом, что снос ТРЦ «Троицкий» будет сигналом как для общества, так и для УЕФА о том, что работы по подготовке НСК «Олимпийский» к Евро-2012 все-таки ведутся.

Одиннадцать дней спустя на призыв президента откликнулся мэр Киева Леонид Черновецкий: «Чтобы устранить последнее препятствие перед проведением финала Евро-2012, я готов лично принять участие в начале работ по демонтажу ТРЦ «Троицкий». Правда, конкретное время он так и не обозначил, поручив это дело своему заму Анатолию Голубченко. После чего вся страна с удовольствием наблюдала за тем, как чиновник минимум пять раз публично назначал дату начала демонтажа и сам же ее отменял. Ссылаясь в том числе и на то, что по понедельникам он важные дела не начинает. Попутно г-н Голубченко снизил сумму компенсации до 32 миллионов. Причем не долларов, а гривен. Видимо, вопрос о том, из какого бюджета будет выплачиваться компенсация, окончательно так и не решили. Да и Черновецкий однозначно дал понять, что из киевского бюджета он платить не станет. Это, кстати, тоже добавило оптимизма пессимистам, утверждавшим, что заявлять, будто «Троицкий» все же будет разрушен, рановато.

Но 20 марта долгожданные работы как бы начались. На стройплощадку прибыли ответственные лиц, что зафиксировали и телекамеры. Похо­жий на персонаж из фильма «Трансформеры» агрегат начал показательно «кусать» бетонные колонны.

Но на следующий день все благополучно закончилось. Министерство регионального развития и строительства Украины запретило демонтаж в связи с отсутствием соответствующего проекта работ. Высокий пилотаж.

УЕФА в сентябре прошлого года заявлял о необходимости сноса ТРЦ как об одном из условий проведения чемпионата. Снести объект требует глава государства, объявивший Евро-2012 одним из национальных приоритетов. Об этом же говорят Кабинет министров, ФФУ и Национальное агентство. На карту поставлен престиж страны. И вдруг выясняется, что какая-то пара-тройка чиновников не подготовила проект работ. Этакий римейк старого анекдота о затяжном бое партизан с немцами за избушку лесника. Который, как известно, завершился после того, как лесник выгнал всех к такой-то матери. При этом г-н Голубченко заявил, что нужная документация будет разработана в ближайшие две недели…

Те, кто помнит СССР в период правления Сталина, говорят, что тогда подобные действия автоматически квалифицировались как саботаж. Со всеми расстрельными последствиями. Но Украина - страна демократическая. Смертная казнь отменена. Понятие «саботаж» в уголовном кодексе отсутствует. Гуляй - не хочу.

Тем более что в ситуации со сносом «Троицкого» есть и вторая сторона. Политтехнологическая. Которой можно оправдать все. Или почти все. Включая и обвинение в саботаже. Ведь когда речь идет о личных (или корпоративных) интересах украинских политиков, любые национальные приоритеты автоматически отползают на второй план. А Украина сейчас как раз переживает очередное столкновение политических интересов. И, как назло, ареной этих самых столкновений стал Киев, где на 25 мая назначены внеочередные выборы. Что в свою очередь подразумевает нешуточную борьбу за умы и сердца избирателей.

Как именно в Украине бьются за любовь электората, известно очень хорошо. В ход идет все: от гречневой крупы до черного пиара. Футбол не является исключением. Думается, нет нужды напоминать, сколько политических сил за годы независимости использовало это универсальное оружие. И похоже, Евро-2012 тоже становится заложником политических разборок. Ведь как заманчиво выглядит перспектива стать единственным спасителем отечества! Тем самым, который докажет urbi et orbi, что под руководством именно его политической силы страна в состоянии построить новые стадионы, аэропорты и гостиницы. Проложить новые дороги. Обучить всех милиционеров и официантов иностранным языкам. И, конечно же, снести ТРЦ «Троицкий». Так что те, кто поставил на футбольную политтехнологию, должны сейчас приложить максимум усилий для того, чтобы до начала активной фазы окучивания избирателей «Троицкий» остался нетронутым.

При этом каждый из участников кампании будет еще и дополнительно обвинять соперников в срыве утвержденных планов и графиков. Что, похоже, в данный момент и происходит. Поскольку ТРЦ «Троицкий» не только перестали демонтировать. Тема как-то мягко сошла на нет и в тех СМИ, которые до этого очень живо интересовались происходящим. О «Троицком» перестали говорить и в верхах. Хотя вопросы, связанные с подготовкой к Евро-2012, у VIP-чиновников актуальности не потеряли. Но разговоры идут о чем угодно - об инвестициях, дорогах, об аэропортах, информационной политике - только не о сносе «Троицкого» и реконструкции «Олимпийского».

Для УЕФА, от которого зависит продолжение банкета, внеочередные выборы киевского мэра малоинтересны. УЕФА интересует, когда начнут разбрасывать камни и уложатся ли в сроки. Здесь имеются сомнения.
18 апреля с отчетом в штаб-квартиру УЕФА едут президент ФФУ Григорий Суркис и глава Национального агентства Евгений Червоненко. С 26 по 30 мая планируется очередная инспекционная поездка представителей УЕФА в Украину для оценки ситуации со стадионами. Включая, естественно, и НСК «Олимпийский». Отчет по итогам поездки назначен на 6 июня. И пока именно на этой дате УЕФА ставит точку в своих планах. То есть речь идет о некоем рубеже, который Украина и Польша либо пройдут, либо нет.

Сия информация ни для кого из заинтересованных лиц не является секретом. Как будут выкручиваться украинские власть имущие - неясно. Тем более что демонтаж, если он начнется, займет не день и не два. Тот же Анатолий Голубченко назвал срок в пять месяцев, то есть речь идет об августе. Правда, ходят разговоры: дабы не возиться с бетонными конструкциями, их могут просто взорвать. В этом случае, конечно, в заданные сроки можно и уложиться. Но пока это все лишь предположения.

Как показывает более чем шестнад­цатилетний опыт, Украина - безумно везучая страна. За эти годы ей выпадало столько шансов вырваться вперед, что любое другое молодое государство уже давно вышло бы на уровень Швейцарии или Люксембурга. Иное дело, что у нас те, от кого зависит принятие решений, помимо футбола любят наступать на одни и те же грабли. Причем без видимых последствий.