Похоже, этапы в жизни отечественного законодательного органа сменяют друг друга в том порядке, который «ЗН» предсказало еще до начала деятельности этого парламента. В течение первого портфельного этапа произошла ревизия результатов всенародного волеизъявления: основной руководящий состав Верховной Рады, ее президиум, а также Кабмин были сформированы из представителей двух политических сил — блока «За единую Украину!» и СДПУ(о), — получивших на парламентских выборах поддержку в общей сложности 18 процентов избирателей. Напомним, блок Виктора Ющенко завершил парламентский забег с результатом 23,5 процента, коммунистам удалось обаять почти 20 процентов электората. Затем, после чрезмерного напряжения, потребовавшегося для выполнения вышеозначенной задачи, и команды с Банковой «Вольно! Разойдись!», блок пропрезидентских партий распался на отдельные группы и фракции. Параллельно произошла утруска с усушкой и в оппозиционных парламентских объединениях, которые покинули наиболее «слабые звенья» — депутаты, не сумевшие выдержать давления со стороны властей. И в конфигурации парламентских групп и фракций наступил период относительной стабильности.
Нынче парламент переживает третий этап под условным названием «Броуновское движение». После его завершения, согласно все тому же прогнозу «ЗН», произойдет процесс политического электролиза, когда народные избранники начнут группироваться вокруг основных кандидатов в президенты. И завершающий этап придется уже на поствыборные времена, наступление которых ознаменует новую серию внутрипарламентских миграционных процессов, чье направление будет определяться итогами президентской кампании.
Распознать начало нынешнего, «броуновского», этапа можно по тому, что из фракций большинства стали выходить отдельные народные избранники, а целый ряд большевиков стоит в низком старте, откровенно ожидая ослабления Президента. Признаком перетеканий и консолидации также может служить состоявшееся на минувшей неделе слияние депутатской группы «Европейский выбор», выделенного в свое время из основного состава «донецкого землячества» в Верховной Раде под патронат Николая Азарова, и фракции «Регионы Украины», декларативно беззаветно преданной Виктору Януковичу. Правда, слияние, или, как называют событие сами его участники, объединение, скорее напоминает аншлюз. О чем, прежде всего, свидетельствует тот факт, что называться новая фракция будет по-старому — «Регионы Украины». А от «Европейского выбора» остаются лишь воспоминания да фамилия его лидера Владимира Пехоты в дуэте сопредседателей «РУ», первым голосом которого, никто не сомневается, будет Раиса Богатырева. Сначала отставка с должности генпрокурора Вячеслава Пискуна, теперь ликвидация подконтрольной депутатской группы в Верховной Раде… Кажется, процесс ослабления позиций первого вице-премьер-министра идет ударными темпами, делая Николая Яновича все более легкой политической добычей.
Чего не скажешь о процессе, проистекающем в рамках третьего этапа в жизнедеятельности Верховной Рады четвертого созыва. Движется он пока весьма медленно. И главная причина тому — отсутствие реального кандидата в президенты от власти. Впрочем, как и единого кандидата от оппозиции. Тормозит процесс также фактор политической реформы. Одна часть депутатского корпуса всячески противится ее реализации. Другая искренно верит в необходимость этого ради демократизации системы власти. Третья педалирует политреформу для прикрытия своей главной цели — изменения формы, но не кадрового наполнения нынешней власти. При этом неясность в отношении перспектив конституционных преобразований присутствует не только в стане пропрезидентских сил. Это, кроме всего прочего, мешает «Нашей Украине», БЮТ, СПУ и коммунистам прийти к общему знаменателю в вопросе о единой стратегии на грядущих выборах. И это власть пытается использовать в своем стремлении оставить Виктора Ющенко к началу президентской кампании в гордом одиночестве, отвернув от него потенциальных союзников.
Приготовившихся наблюдать за развитием парламентского кризиса, разразившегося в Верховной Раде сразу же после «гостеприимной» встречи Виктора Ющенко в Донецке, постигло глубокое разочарование. «Нашеукраинцы», блокировавшие вместе с партнерами по оппозиции парламентскую трибуну во время парламентских заседаний в течение двух предыдущих недель, вовсе не собирались отказываться от своего намерения с помощью экстремальных методов парламентской борьбы добиться-таки принятия постановления о создании следственной комиссии по донецким событиям. И даже постарались пораньше попасть в здание ВР, дабы вновь занять боевые позиции у трибуны. Но как в анекдоте о человеке, решившем проверить истину «Кто рано встает, тому бог дает» и вернувшемся в результате домой избитым и ограбленным, оказалось, что кто-то встал раньше. Пока депутаты из «Нашей Украины» на утреннем заседании фракции во вторник предавались умело навязанной им дискуссии по поводу постановления о создании вместо следственной комиссии по событиям в Донецке и отчета силовиков комиссии по мониторингу соблюдения прав граждан в ходе массовых мероприятий, трибуна оказалась в живом кольце, образованном из депутатов большинства. Кроме того, в рядах «НУ» к тому времени уже появились сомневающиеся в конструктивности избранного способа добиваться требований фракции. Их количество увеличилось после того как Владимир Литвин, встречавшийся с ющенковцами за пять минут до начала заседания, пообещал в случае блокирования трибуны объявить сессию ВР закрытой.
Обнаружив трибуну в осаде, хотя и устроенной представителями «Регионов» и эсдеков, «нашеукраинцы» не стали прибегать к силовым методам, в глубине души надеясь на то, что спикер сдержит данное им слово. Но Владимир Михайлович решил не упускать случая продемонстрировать Президенту, что вполне может конкурировать с главой его администрации на поприще «антикризисного менеджмента». В пользу этого утверждения говорит также то, что при голосовании за утверждение генеральным прокурором Геннадия Васильева и избрание первым вице-спикером Адама Мартынюка депутаты из «Регионов Украины» и СДПУ(о) продолжали защищать подступы к президиуму, однако их карточки все равно сработали. Оппозиция, когда блокирует трибуну, до кнопок обычно добежать не успевает. О тщательной подготовке к нейтрализации «нашеукраинцев» со стороны парламентского руководства свидетельствуют также предусмотрительно заблокированные кнопки, с помощью которых можно отключить голосовательную систему «Рада». Что и собирались сделать оппозиционеры, лишенные других способов остановить голосование.
Словом, глава парламента мог вполне рассчитывать как минимум на пару одобрительных слов из уст гаранта. Но, как утверждают информированные источники, при встрече в больнице по случаю подписания указа о назначении Васильева Леонид Кучма выразил изрядную степень недовольства в адрес Владимира Литвина, не сумевшего обойтись без уступки ющенковцам в виде уже упомянутого постановления. Чувство максимализма, судя по всему, не покидает Президента даже на больничной койке.
Зато результатом блестяще проведенной операции, выявившей, по выражению Георгия Крючкова, ситуативное совпадение позиций пропрезидентского большинства и коммунистов, Леонид Данилович наверняка удовлетворен. И хотя лидер КПУ Петр Симоненко всячески опровергает свое тесное сотрудничество с Банковой и даже утверждает, будто отверг предложения поддержать ряд провластных законов, руководство президентской администрации может смело ставить жирную галочку напротив строчки: предотвратить возможность сотрудничества коммунистов с Ющенко. Но при этом не останавливаться на достигнутом. Поскольку иногда верные ленинцы проявляют чудеса мобильности. Не успели отзвучать взаимные обвинения симоненковцев и ющенковцев, как общественность потрясла новость: «четверка» (то есть КПУ, СПУ, БЮТ и «Наша Украина») подписала меморандум солидарности демократических сил. Несмотря на помпезное наименование документа, солидарность, декларируемая в нем, касается лишь одного вопроса: он предусматривает твердую позицию подписавших меморандум сил в отстаивании закона о выборах на пропорциональной основе. Как заявил представитель «Нашей Украины» Тарас Стецькив, борьба за пропорциональный закон — чуть ли не единственный эффективный метод поведения четырех фракций в парламенте. «Во всех других вопросах мы будем проигрывать, поскольку не имеем большинства», — считает народный депутат. Однако куда откровеннее, хотя и приземленнее звучит аргумент того же Стецькива о том, что подписание меморандума удержит коммунистов от публичного сползания в сторону Банковой. Вот только заинтересованы в этом в первую очередь сами коммунисты. Поскольку это их фирменный стиль — внешняя публичная оппозиционность к власти при достижении время от времени согласия с ней на кулуарном уровне.
Откровенно говоря, водворение Адама Мартынюка в вице-спикерское кресло в обмен на поддержку коммунистами Васильева кажется немалой ценой. Но недостаточной для того, чтобы жертвовать низовыми организациями КПУ. А о том, что многие рядовые коммунисты с недоумением восприняли описанный шаг своего руководства, тянущий на определение «соглашательство с антинародным режимом», есть немало свидетельств. У социалистов, как утверждают некоторые наблюдатели, сейчас появился реальный шанс пополнить свои ряды за счет недовольных политикой своих лидеров коммунистов. Другое дело, что для этого нужно приложить некоторые усилия. Возникнет ли желание напрягаться по этому поводу у Александра Мороза и его соратников — большой вопрос. В аналитических штабах, партийная принадлежность которых не установлена, созрела научно обоснованная мысль о реальности победы Александра Мороза на президентских выборах в случае выдвижения его как единого кандидата от КПУ и СПУ. И по здравом размышлении, в этой идее можно обнаружить рациональное зерно. Мороз, по сути, аграрная копия Ющенко. И стране, по большому счету, все равно — победит на выборах Ющенко или Мороз. Другое дело, в состоянии ли они, выдвинувшись одновременно, победить кандидата от власти? Кроме того, их соперничество, если состоится выход во второй тур, способно расколоть страну на восточную левую часть и западную правую. Не говоря уже о том, что трудно себе представить, какими должны быть аргументы, чтобы убедить Петра Симоненко уступить свое место в списке кандидатов Александру Морозу.
К тому же у лидеров КПУ есть шанс поправить свое положение за счет активного отстаивания интересов трудящихся в ближайшее время. Вслед за меморандумом о солидарности в отношении «пропорционалки» «четверка» подписала совместное заявление о намерении не допустить принятия бюджета, в котором размер минимальной заработной платы зафиксирован в размере 205 гривен. В то время как, согласно принятому парламентом постановлению, с 1 декабря эта цифра должна быть увеличена до 237 гривен. Уменьшение «минималки» вместо запланированного ее увеличения происходит на фоне роста цен на продукты питания… Рано Владимир Литвин радовался разблокированию работы парламента. На 27 декабря оппозиция запланировала вывести под стены парламента и Кабмина массы возмущенных политикой правительства граждан. По некоторым сведениям, уличная осада административных зданий будет сопровождаться блокированием парламентской трибуны. Но это уже будет проблемой не только спикера. Теперь в качестве потенциальной жертвы действий оппозиционеров становится премьер-министр. Поскольку у него есть все основания для переживания по поводу успешного прохождения и своевременного окончания бюджетного процесса. Круг замыкается: воспоминания о «гостеприимстве», с которым встречали Виктора Ющенко на донецкой земле, придадут борьбе «нашеукраинцев», СПУ и БЮТ за благосостояние граждан особую остроту и упорство. Кстати, Юлия Тимошенко, по некоторым сведениям, в последнее время проявляет редкое единодушие с лидером «Нашей Украины» чуть ли не по всем вопросам. Единственным проявлением Юлией Владимировной отличного мнения, зафиксированным в обозримом прошлом, была ее позиция в отношении Геннадия Васильева. Лидер БЮТа наговорила во всеуслышание много хороших слов в его адрес. Правда, потом совсем неожиданно ее фракция не стала голосовать за генпрокурора. Что же касается коммунистов, то на участие в оппозиционном квартете они, провозглашающие себя наиболее принципиальными защитниками трудового народа, просто обречены. Хотя у них всегда остается возможность объяснить свое поведение «ситуативным совпадением интересов».